Экспериментирование, методические разработки
опыты и эксперименты (средняя группа)
Цель проекта:
Создание условий: для развития элементарных естественно научных представлений о неживой природе.
Задачи проекта:
- Развивать у детей представление о единстве окружающего мира.
- Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
- Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
- Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
- Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
- Учить объяснять, наблюдать и фиксировать результаты доступными методами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_21-22.docx | 953.76 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Школа № 21имени В.С. Антонова» городского округа Самара
Россия 443061, г. Самара, ул. Силаева, 1телефон 3301-770, 3301-624 факс 3301-770 bestschool@mail.ru
Долгосрочный образовательный проект в средней группе
«Неизведанное рядом»
Руководитель:
Грибович Татьяна Александровна,
воспитатель МБОУ Школа №21 (Дошкольные группы)
Самара, 2021 год
Тип проекта: групповой, познавательно — исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный 9 месяцев.
Сроки реализации проекта: сентябрь - май.
Вид проекта:
Групповой «Неизведанное рядом».
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель.
Цель проекта:
Создание условий: для развития элементарных естественно научных представлений о неживой природе.
Задачи проекта:
- Развивать у детей представление о единстве окружающего мира.
- Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
- Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
- Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
- Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
- Учить объяснять, наблюдать и фиксировать результаты доступными методами.
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное
ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.
В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению необходим воздух, нужна влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, плодоносит и радует глаз человека.
То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых можно удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.
У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая — природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...
Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.
Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Этапы проекта:
I Подготовительный этап.
• Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
• Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II Основной этап реализации проекта.
- Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми;
- Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.
- Создание клуба «Неизведанное рядом».
- Один раз в квартал проводятся совместные «заседания» клуба (родители и дети) в форме развлечений, игр — занятий, досугов, консультаций.
- Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки — передвижки).
- Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме
III Заключительный этап.
- Диагностика и подведение результатов работы.
- подведение итогов работы над проектом;
- мониторинг качества освоения материала детьми;
- презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.
Предварительная работа:
- Приобретение оборудования для проведения опытно-экспериментальной деятельности детей
- Выявление уровня знаний детей по теме проекта.
- Беседа с родителями детей о целях проекта, их роли в успешном осуществлении проекта.
- Изучение методической литературы по теме проекта.
Методы работы:
- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
- наглядные
- словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
- технология моделирования
- релаксация;
- игровой: (сюрпризный момент, игры)
- творческие
Формы работы:
- Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.
- Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественному творчеству
- Целевые прогулки, экскурсии с детьми.
- Игры — занятия в опытно - экспериментальном уголке и уголке природы.
- Проведение занятий-опытов.
Формы работы с родителями
В совместной работе с родителями мы широко использовали: беседы, тематическое экспериментирование, консультации, папки – передвижки, сбор информации от родителей, из интернета, чтение познавательных книг и журналов.
Формы работы с детьми.
Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, нами был разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий. Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала в различных видах и образовательных областях детской деятельности.
Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд в природе, занятия и праздники интегрированного характера, развлечения, опытно — экспериментальная деятельность).
Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.
План работы с детьми:
Сентябрь, разработка проекта. Подбор методической литературы.
Октябрь. Тема «Какая вода?» Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, не имеет цвета и запаха.
Предполагаемый результат: Дети усвоят свойства воды такие как: прозрачная, текучая, является растворителем, не имеет цвета и запаха, имеет вес.
Тема: Что в пакете? Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Предполагаемый результат: Дети узнают, что воздух занимает всё окружающее пространство.
Ноябрь.
Тема: Легкий - тяжелый. Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие - тяжелые).
Предполагаемый результат: Научатся определять
вес предметов и группировать предметы по весу (легкие - тяжелые).
Тема: Мы - фокусники. Цель: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
Предполагаемый результат: Познакомятся со свойствами магнита и с предметами которые вступают во взаимодействие с ним.
Декабрь.
Тема: Как согреть руки? Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).
Предполагаемый результат: Научатся нагревать предметы при помощи трения, движения и выявят условия сохранения тепла.
Январь. Тема: Стекло, его качества и свойства. Цель: Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).
Предполагаемый результат: Познакомятся со стеклом, его свойствами. Научатся определять его качества.
Февраль. Тема: Металл, его качества и свойства. Цель: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).
Предполагаемый результат: Познакомятся с металлом, его свойствами. Научатся определять его качества.
Тема: Волшебная рукавичка. Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Предполагаемый результат: закрепить свойства магнита и выявить с какими предметами он вступает во взаимодействие.
Март. Тема: Резина, его качества и свойства. Цель: Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).
Предполагаемый результат: Познакомятся с резиной, её свойствами. Научатся определять её качества.
Тема Из чего птицы строят гнезда? Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.
Предполагаемый результат: Узнают некоторые особенности образа жизни птиц весной.
Апрель. Тема: Пластмасса, его качества и свойства. Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).
Предполагаемый результат: Познакомятся с пластмассой, её свойствами. Научатся определять её качества.
Тема: Прозрачность воды. Цель: Подвести к обобщению «чистая вода- прозрачная», «грязная - непрозрачная».
Предполагаемый результат: Познакомятся со свойством воды «прозрачность», научатся определять прозрачная вода.
Май. Тема: «Бумажные комочки». Цель: Познакомить детей с новым свойством бумаги — скатыванием Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию.
Предполагаемый результат: Познакомятся с новым свойством бумаги — скатыванием Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию.
Мониторинг.
В ходе работы над проектом мы стараемся обобщать и обогащать опыт детей в сфере экологического воспитания.
В период работы над проектом особое внимание уделяем обогащению словаря и пополнению словарного запаса, а так же развитию познавательной активности детей, их творческого потенциала.
В ходе экспериментальной деятельности у детей развивается воображение, мышление, формируются навыки элементарной исследовательской деятельности. В мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, поэтому целенаправленно заниматься опытно — экспериментальной деятельностью необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей.
Продолжая и в дальнейшем развитие познавательно — творческой активности посредством вовлечения дошкольников в исследовательскую работу, воспитатель подготавливает детей к очень трудному этапу в их жизни — школьным годам.
Методическое обеспечение проектной деятельности:
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 4 — 5 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008
Дошкольное воспитание № 7 2000 г.
Дошкольное воспитание № 10 2003 г.
2. Дошкольное воспитание № 11 2003 г.
Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.: Новая школа. 1995.
Карпухина Н. А.Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство с окружающим миром. - Воронеж, 2009.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: Творческий центр, 2004.
Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно - методический комплект по
экологическому образованию дошкольников. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997.
Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика - Синтез, 2008
Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по экологии (экспериментирование)
В работе представлены занятия с детьми дошкольного возраста по экологии (экспериментирование)...
Методическая разработка "Совместная деятельность педагога с детьми по экспериментированию "Воздух".
О том, как можно весело, интересно, познавательно провести совместную деятельность по экспериментированию в младшей группе....
Методическая разработка "Путешествие в страну Геологию" экспериментирование для старшей группы
План - конспект по экспериментированию для старшей группы "Путешествие в страну геологию"...
Методическая разработка конспекта по экспериментированию "Знакомство с водой и ее свойствами"
Дети очень любознательны, кроме того любят играть с водой. Вот и решили мы поближе познакомиться со свойствами воды....
Методическая разработка по применению развивающих игр (экспериментирование) в работе с детьми раннего возраста.
Познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие....
Детское экспериментирование как средство формирования экологических представлений (методическая разработка)
В окружающем нас мире существуют тесные связи между живой и неживой природой. Формировать представления о явлениях в неживой природе, о временных и пространственных изменениях у детей не п...
Методическая разработка серии конспектов и картотека к ним по теме «В мире электричества», часть инновационного проекта МАДОУ ЦРР №8 «Экспериментирование как основной метод поисковой деятельности детей»
Методическая разработка по экспериментированию. Может быть полезна для проведения опытов. как отдельная деятельность в группе, и как часть занятия по социальному или природному миру....