Экспериментирование, методические разработки
опыты и эксперименты (средняя группа)

Грибович Татьяна Александровна

Цель проекта:

Создание условий: для развития элементарных естественно научных представлений о неживой природе.

 

Задачи проекта:

  1. Развивать у детей представление о единстве окружающего мира.
  2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
  3. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
  4. Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
  5. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
  6. Учить объяснять, наблюдать и фиксировать результаты доступными методами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_21-22.docx953.76 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Школа № 21имени В.С. Антонова» городского округа Самара

Россия 443061, г. Самара,  ул. Силаева, 1телефон 3301-770, 3301-624 факс 3301-770 bestschool@mail.ru

Долгосрочный образовательный проект в средней группе
«Неизведанное рядом»

Руководитель:

Грибович Татьяна Александровна,

воспитатель МБОУ Школа №21 (Дошкольные группы)

E:\фото проект 2021\IMG_20210220_093118.jpg E:\фото проект 2021\IMG_20210220_092308.jpg

E:\фото проект 2021\IMG_20210220_090421.jpg C:\Users\DOU-168\Desktop\фото проект неизведанное рядом\MVIMG_20211115_114358~2.jpg

E:\фото проект 2021\IMG_20210220_090820.jpgE:\фото проект 2021\IMG_20210220_091732.jpg

Самара, 2021 год

C:\Users\DOU-168\Desktop\фото проект неизведанное рядом\MVIMG_20211115_114216~2.jpg C:\Users\DOU-168\Desktop\фото проект неизведанное рядом\MVIMG_20211115_114247.jpg

Тип проекта: групповой, познавательно — исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный 9 месяцев.

Сроки реализации проекта: сентябрь - май.

Вид проекта:

Групповой «Неизведанное рядом».

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель.

Цель проекта:

Создание условий: для развития элементарных естественно научных представлений о неживой природе.

Задачи проекта:

  1. Развивать у детей представление о единстве окружающего мира.
  2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
  3. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
  4. Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
  5. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
  6. Учить объяснять, наблюдать и фиксировать результаты доступными методами.

Актуальность разработки и реализации педагогического проекта

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное

ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.

В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению необходим воздух, нужна влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, плодоносит и радует глаз человека.

То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых можно удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.

У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая — природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...

Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.

Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Этапы проекта:

I Подготовительный этап.

• Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

• Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II Основной этап реализации проекта.

  • Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми;
  • Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.
  • Создание клуба «Неизведанное рядом».
  • Один раз в квартал проводятся совместные «заседания» клуба (родители и дети) в форме развлечений, игр — занятий, досугов, консультаций.
  • Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки — передвижки).
  • Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме

III Заключительный этап.

  • Диагностика и подведение результатов работы.
  • подведение итогов работы над проектом;
  • мониторинг качества освоения материала детьми;
  • презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.

Предварительная работа:

  • Приобретение оборудования для проведения опытно-экспериментальной деятельности детей
  • Выявление уровня знаний детей по теме проекта.
  • Беседа с родителями детей о целях проекта, их роли в успешном осуществлении проекта.
  • Изучение методической литературы по теме проекта.

Методы работы:

  • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  • наглядные
  • словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • технология моделирования
  • релаксация;
  • игровой: (сюрпризный момент, игры)
  • творческие

Формы работы:

  1. Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.
  2. Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественному творчеству
  3. Целевые прогулки, экскурсии с детьми.
  4. Игры — занятия в опытно - экспериментальном уголке и уголке природы.
  5. Проведение занятий-опытов.

Формы работы с родителями

В совместной работе с родителями мы широко использовали: беседы, тематическое экспериментирование, консультации, папки – передвижки, сбор информации от родителей, из интернета, чтение познавательных книг и журналов.

Формы работы с детьми.

Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, нами был разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий. Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала в различных видах и образовательных областях детской деятельности.

Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд в природе, занятия и праздники интегрированного характера, развлечения, опытно — экспериментальная деятельность).

Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.

План работы с детьми:

Сентябрь, разработка проекта. Подбор методической литературы.

Октябрь. Тема «Какая вода?» Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, не имеет цвета и запаха.

Предполагаемый результат: Дети усвоят свойства воды такие как: прозрачная, текучая, является растворителем, не имеет цвета и запаха, имеет вес.

Тема: Что в пакете? Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Предполагаемый результат: Дети узнают, что воздух занимает всё окружающее пространство.

Ноябрь.

Тема: Легкий - тяжелый. Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие - тяжелые).

Предполагаемый результат: Научатся определять

вес предметов и группировать предметы по весу (легкие - тяжелые).

Тема: Мы - фокусники. Цель: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Предполагаемый результат: Познакомятся со свойствами магнита и с предметами которые вступают во взаимодействие с ним.

Декабрь.

Тема: Как согреть руки? Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).

Предполагаемый результат: Научатся нагревать предметы при помощи трения, движения и выявят условия сохранения тепла.

Январь. Тема: Стекло, его качества и свойства. Цель: Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).

Предполагаемый результат: Познакомятся со стеклом, его свойствами. Научатся определять его качества.

Февраль. Тема: Металл, его качества и свойства. Цель: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Предполагаемый результат: Познакомятся с металлом, его свойствами. Научатся определять его качества.

Тема: Волшебная рукавичка. Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Предполагаемый результат: закрепить свойства магнита и выявить с какими предметами он вступает во взаимодействие.

Март. Тема: Резина, его качества и свойства. Цель: Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Предполагаемый результат: Познакомятся с резиной, её свойствами. Научатся определять её качества.

Тема Из чего птицы строят гнезда? Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Предполагаемый результат: Узнают некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Апрель. Тема: Пластмасса, его качества и свойства. Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

Предполагаемый результат: Познакомятся с пластмассой, её свойствами. Научатся определять её качества.

Тема: Прозрачность воды. Цель: Подвести к обобщению «чистая вода- прозрачная», «грязная - непрозрачная».

Предполагаемый результат: Познакомятся со свойством воды «прозрачность», научатся определять прозрачная вода.

Май. Тема: «Бумажные комочки». Цель: Познакомить детей с новым свойством бумаги — скатыванием Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию.

Предполагаемый результат: Познакомятся с новым свойством бумаги — скатыванием Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию.

Мониторинг.

В ходе работы над проектом мы стараемся обобщать и обогащать опыт детей в сфере экологического воспитания.

В период работы над проектом особое внимание уделяем обогащению словаря и пополнению словарного запаса, а так же развитию познавательной активности детей, их творческого потенциала.

В ходе экспериментальной деятельности у детей развивается воображение, мышление, формируются навыки элементарной исследовательской деятельности. В мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, поэтому целенаправленно заниматься опытно — экспериментальной деятельностью необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей.

Продолжая и в дальнейшем развитие познавательно — творческой активности посредством вовлечения дошкольников в исследовательскую работу, воспитатель подготавливает детей к очень трудному этапу в их жизни — школьным годам.

Методическое обеспечение проектной деятельности:

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 4 — 5 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008

Дошкольное воспитание № 7 2000 г.

Дошкольное воспитание № 10 2003 г.

2. Дошкольное воспитание № 11 2003 г.

Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.: Новая школа. 1995.

Карпухина Н. А.Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство с окружающим миром. - Воронеж, 2009.

Дыбина О. В., Рахманова Н. П. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: Творческий центр, 2004.

Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно - методический комплект по

экологическому образованию дошкольников. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997.

Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика - Синтез, 2008

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по экологии (экспериментирование)

В работе представлены занятия с детьми дошкольного возраста по экологии (экспериментирование)...

Методическая разработка "Совместная деятельность педагога с детьми по экспериментированию "Воздух".

О том, как можно весело, интересно, познавательно провести совместную деятельность по экспериментированию в младшей группе....

Методическая разработка "Путешествие в страну Геологию" экспериментирование для старшей группы

План - конспект по экспериментированию для старшей группы "Путешествие в страну геологию"...

Методическая разработка конспекта по экспериментированию "Знакомство с водой и ее свойствами"

Дети очень любознательны, кроме того любят играть с водой. Вот и решили мы поближе познакомиться со свойствами воды....

Детское экспериментирование как средство формирования экологических представлений (методическая разработка)

В окружающем нас мире существуют тесные связи между живой и неживой природой. Формировать представления о явлениях в неживой природе, о временных и пространственных   изменениях у детей не п...

Методическая разработка серии конспектов и картотека к ним по теме «В мире электричества», часть инновационного проекта МАДОУ ЦРР №8 «Экспериментирование как основной метод поисковой деятельности детей»

Методическая разработка по экспериментированию. Может быть полезна для проведения опытов. как отдельная деятельность в группе, и как часть занятия по социальному или природному миру....