Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
консультация
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta_v_protsesse_igrovoy_deyatelnosti.docx | 16.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Самой актуальной темой в дошкольном возрасте является развитие речи детей в игровой деятельности. Ведь игра в этом возрасте – ведущая деятельность. Чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать ее, а это возможно посредством разнообразных игр, игровых методик, разработанных с учетом интересов детей данного возраста.
В игре у детей развивается воображение, творчество, общая инициативность. В игре ребенок сам добровольно подчиняется определенным правилам, играющий ребенок непрерывно говорит, он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.
Значительно воспитывающая роль куклы. Кукла – человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь – игру в слова. Но эта жизнь требует педагогического руководства. Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью.
Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким 2-4 летним детям трудно. Большое значение для развития языка имеют игры, в который включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («совушка», «кони», «лохматый пес», «пчелы и медведь», «курочки и петушок» и др.). Вначале, предлагая новую игру, воспитатель сама четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. Во время игры стихи прочитываются несколько раз. Дети хорошо запоминают текст стиха, где они сами могут читать его во время игры.
Согласно ФГОС, решаются задачи развития речи детей:
- формирование речевых навыков, таким образом, чтобы дети дошкольного возраста спокойно общались между собой;
- обогащение активного словарного запаса;
- приобщение к чтению литературы;
- развитие творческой речи у ребенка: сочинения стихотворений, сказок, рассказов;
- приучение детей к правильной постановке ударений и интонации.
К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, расширяется круг общения детей в дошкольном возрасте. Так же в процессе игровой деятельности возникает острая потребность во взаимодействии с другими участниками игры, что мотивирует их на постепенное развитие и совершенствование своего словаря. Тем самым, происходит активное развитие речи.
Для того, чтобы заниматься развитием речи вашего ребенка, вовсе не обязательно усаживать ребенка за стол, создавать атмосферу урока. Существует много игр, которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Например, игра «Отвечай быстро». Играть можно вдвоем или компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства какого-либо предмета-цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам:
- звонкий, быстрый, веселый (мяч);
- высокий, прочный, кирпичный (дом);
- рыжая, пушистая, хитрая (лиса);
- зеленая, колючая, нарядная (ёлка).
Игра называется «Шаги» (Кто быстрее доберется до). Эта игра с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса и развитие речи, в общем. Игроки встают рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстояние 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например, «вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Дают минуту на размышление и «старт».
Для развития речи детей в детском саду проводятся различные игры, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.
Так же родители дома могут создать условия для развития речи своих детей в игровой форме «пальчик в домике». Игры с пальчиками, в которых присутствуют незатейливые стишки очень полезны для развития речи детей. Вовлекают действия как правое, так и левое полушарие мозга. Читая стишок, делать небольшие упражнения:
- Пальчик в домике сидит, (сожмите руку в кулак таким образом, чтобы большой палец оказался внутри)
- Затаился и молчит. Выходи скорей, я жду, подожди, сейчас приду (резко вытолкните большой палец из-под других пальцев и издайте взрывной звук).
- «Покажи мне, как ты…» - это игра поможет ребенку следовать вашим указаниям, прислушиваясь к тому, что вы ему говорите. Начинайте каждое указание со слов: «Покажи мне, как ты…» и заканчивайте фразу. Эта игра очень простая, но очень детям нравится. Давая указания, сами выполняйте все эти действия, чтобы малыш мог подражать вам. Покажи мне, как ты дотягиваешься головкой до плеча, касаешься ухом стула, дотрагиваешься до мамочкиного носа, трогаешь лодышки, дотрагиваешься до папиной шеи. Хвалите ребенка каждый раз, когда ему удается выполнить то или иное действие правильно.
Использованная литература:
- Книга Е.Сербина «Развивающие игры для детей»
- Швайко Г.С. «Игры и упражнения для развития речи» (под ред. В.В. Гербовой – М.Просвещение 1991г.)
- Алексеева М.М., Яшина В.И. «Речевое развитие дошкольника» - М.Академия, 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
Ранний возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов. Неслучайно в последние десятилетия во всём научном мире появился особый интере...
Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Детский сад- это первая ступень образования, ...
Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Детский сад- это первая ступень образования, ...
Доклад ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В работе раскрывается тема влияния музыкальной деятельности на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста. Описано влияние видов музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыка...
Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Она является естественной средой для развития детей. Играя, ребёнок учится и развивается, а ни одно учение немыслимо б...
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...
Отчет по теме самообразования «Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»
Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»...