Тревожно - мнительный ребёнок.
статья

Борисова Наталья Владимировна

Тревожно- мнительный ребёнок. Что делать родителям. Как помочь ребёнку адаптироваться в этом мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_trevono-_mintelnyy_rebenok.docx15.68 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивный ребёнок, шумный,подвижный,который требует постоянного внимания. Ребёнок «не удобный» для взрослых. О таких детях говорят психологи. О них написано много статей. Вопрос актуальный. И такие дети нуждаются в помощи.

Но есть и другие дети. С одной стороны они « удобные» для взрослых. Тихие,  как правило, не конфликтные.Порой робкие и не решительные. Эти дети мало заметные. И только внимательный взрослый, педагог или родитель может увидеть и понять, что испытывает  такой ребёнок общаясь с этим миром. Мир и события этого мира такому ребёнку приносят страх и переживания.Тревожно - мнительный ребёнок - это ребёнок, который переживает, тревожиться по поводам который для другого человека не имеют такой эмоциональной  значимой силы, как для него.  Его жизнь наполнена страхами. К сожалению в последнее время количество детей, страдающих разными формами тревожных расстройств, увеличилось. Это связано со многими факторами, в том числе погруженность в виртуальный мир интернета, напряжённая обстановка в семье и многое др.Дети, по сути своей,  нуждаются в ощущении безопасности и постоянном присутствии мамы. И если эта гармония нарушается, ребёнок начинает чувствовать тревогу. Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность,которая проявляется в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.

Тревога -это отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего - то опасного, не связанного с конкретными событиями.

Тревога, в отличии от страха, который характеризуется реакцией на реальную угрозу, представляет собой беспредельный страх.

Маленькому ребёнку сложно отличить реальную опасность от мнимой.

З.Фрей выделил три вида тревожности :

  1. Реальный страх - тревожность, связанная с опасностью во внешнем мире.
  2. Невротическая тревожность - тревожность, связанная  с неизвестной и не определяемой опасностью.
  3. Моральная тревожность - так называемая, « тревожность совести», связанная с опасностью, идущей от Супер -Эго.

Сложно сойтись в едином мнения о причинах тревожности. Ряд психологов склоняются к мнению, что тревожность имеет и врождённую и приобретённую природу. Если ребёнок имеет склонность к тревожности,то в результате неправильных действий своих родителей,педагогов, сверстников, внутренних конфликтов и других причин, со временем приобретает её.

Так же основной причиной тревожности может являться неблагополучный опыт.

В результате психологических травм формируются защитные паттерны поведения.

Страх и тревога лежат в основе психотравмирующего опята. Тревожные дети чрезмерно беспокойны и чаще всего они боятся не самого события, а его предчувствия. Они ожидают самого худшего. У таких детей низкая самооценка, они думают, что они хуже других во всем.Часто родители предъявляют к ребёнку требования, которым он не в силах соответствовать. Маленький человечек пытается угодить родителям, но не может понять, как это сделать Он пытается добиться расположения и любви родителей, но его попытки безуспешны. И потерпев одну неудачу за другой принимает то, что никогда не сможет соответствовать ожиданиям своих родителей.

Он начинает считать себя хуже других. Чтобы избежать « негативного» внимания взрослых и их критики, ребёнок начинает сдерживать свою внутреннюю энергию. Он привыкает молчать, быть незаметным. И это конечно же не способствует развитию ребёнка, реализации его потенциала. Мешает его общению со взрослыми и детьми.

Родители такого ребёнка должные заверить его в своей любви и поддержке.Взрослые должны снизить количество замечаний, а больше отмечать положительных моментов в действиях ребёнка. Никогда нельзя угрожать таким детям. Тревожные дети и так бояться всего на свете.

Такие дети нуждаются  в постоянном поощрении и одобрении взрослых. Помощь взрослых таким детям просто необходима. Самое первое, чем может помочь взрослый - это постараться повысить самооценку ребёнка. К сожалению, за короткое время это сделать не получится. Необходима ежедневная целенаправленная работа взрослых. Она заключается в том, чтобы хвалить своего ребёнка чаще, отмечать его успехи в присутствии других детей и делать это искренне.

Нужно позволить ему признать свой страх и не скрывать этот страх внутри себя. Родители  не должны сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Это очень болезненно для ребёнка,тем более если сравнение идёт не в его пользу. Никогда нельзя говорить ребёнку к примеру, такие фразы: « А вот Маша учиться лучше, чем ты. Дима, молодец,хорошо рисует» и т.д. Нельзя  сравнивать его достижения и достижения других детей. Лучше сравнить достижения его самого, те что были неделю, месяц назад и сегодня. И обязательно нужно делать акцент  на успехах ребёнка.

Общаясь к тревожному ребёнку с вопросом или просьбой желательно установить с ним контакт глаз.Попытаться вызвать у такого ребёнка желание доверять и открываться.

Ролевые игры - это одна из форм в работе с такими детьми.В таких играх можно разыгрывать любые ситуации, в том числе  и те, которые вызывают особую тревогу ребёнка.Если в такой игре  поменяться с ребёнком ролями, то можно узнать и увидеть много того, что скрывает ребёнок, что не говорит и не доверяет взрослым, его страхи и сомнения.Кукла взрослого будет исполнять роль ребёнка, а кукла ребёнка роль взрослого.Кроме ролевых игр, можно заняться с ребёнком

совместным  сочинением различных рассказов, сказок, историй. Такое занятие научит ребёнка выражать словами свою тревогу и страх, а так же поможет снять эмоциональное напряжение, связанное с переживаниями ребёнка.

Очень важно обучать ребёнка управлять собой в конкретных ситуациях вызывающих  у него тревогу. Очень полезно  в общении с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт, использовать упражнения на релаксацию, технику глубокого дыхания, массаж. Очень печально, что  порой  именно неграмотные действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей, которая остаётся у них на всю жизнь и мешает им адаптироваться в обществе.

 Родители должны быть чуткими и последовательными, уважать, ценить и любить  своих детей такими какие они есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЁНОК. ПОРТРЕТ ТРЕВОЖНОГО РЕБЁНКА

Когда ребенок входит в новое помещение, он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожида...

Справка об итогах тематического контроля «Психологические условия формирования тревожности у ребёнка»

Цель: разработать комплекс занятий, направленных на снижение или преодоление тревожности детей, в основе которых лежат игровые методы и приёмы психолого-педагогической коррекции и апробировать его в п...

Тревожно-мнительные родители

Каждая семья мечтает, чтобы ребенок вырос здоровым и счастливым. Но иногда тревога и страхи за малыша  мешают  родителям достичь этой цели....

Профилактика тревожности у детей. Правила общения с тревожным ребёнком.

Большинство учёных считает, что у детей дошкольного возраста одной из основных причин возникновения тревожности является нарушение детско-родительских отношений. Родителям важно научить тревожного реб...