Тревожно - мнительный ребёнок.
статья
Тревожно- мнительный ребёнок. Что делать родителям. Как помочь ребёнку адаптироваться в этом мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_trevono-_mintelnyy_rebenok.docx | 15.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Гиперактивный ребёнок, шумный,подвижный,который требует постоянного внимания. Ребёнок «не удобный» для взрослых. О таких детях говорят психологи. О них написано много статей. Вопрос актуальный. И такие дети нуждаются в помощи.
Но есть и другие дети. С одной стороны они « удобные» для взрослых. Тихие, как правило, не конфликтные.Порой робкие и не решительные. Эти дети мало заметные. И только внимательный взрослый, педагог или родитель может увидеть и понять, что испытывает такой ребёнок общаясь с этим миром. Мир и события этого мира такому ребёнку приносят страх и переживания.Тревожно - мнительный ребёнок - это ребёнок, который переживает, тревожиться по поводам который для другого человека не имеют такой эмоциональной значимой силы, как для него. Его жизнь наполнена страхами. К сожалению в последнее время количество детей, страдающих разными формами тревожных расстройств, увеличилось. Это связано со многими факторами, в том числе погруженность в виртуальный мир интернета, напряжённая обстановка в семье и многое др.Дети, по сути своей, нуждаются в ощущении безопасности и постоянном присутствии мамы. И если эта гармония нарушается, ребёнок начинает чувствовать тревогу. Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность,которая проявляется в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.
Тревога -это отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего - то опасного, не связанного с конкретными событиями.
Тревога, в отличии от страха, который характеризуется реакцией на реальную угрозу, представляет собой беспредельный страх.
Маленькому ребёнку сложно отличить реальную опасность от мнимой.
З.Фрей выделил три вида тревожности :
- Реальный страх - тревожность, связанная с опасностью во внешнем мире.
- Невротическая тревожность - тревожность, связанная с неизвестной и не определяемой опасностью.
- Моральная тревожность - так называемая, « тревожность совести», связанная с опасностью, идущей от Супер -Эго.
Сложно сойтись в едином мнения о причинах тревожности. Ряд психологов склоняются к мнению, что тревожность имеет и врождённую и приобретённую природу. Если ребёнок имеет склонность к тревожности,то в результате неправильных действий своих родителей,педагогов, сверстников, внутренних конфликтов и других причин, со временем приобретает её.
Так же основной причиной тревожности может являться неблагополучный опыт.
В результате психологических травм формируются защитные паттерны поведения.
Страх и тревога лежат в основе психотравмирующего опята. Тревожные дети чрезмерно беспокойны и чаще всего они боятся не самого события, а его предчувствия. Они ожидают самого худшего. У таких детей низкая самооценка, они думают, что они хуже других во всем.Часто родители предъявляют к ребёнку требования, которым он не в силах соответствовать. Маленький человечек пытается угодить родителям, но не может понять, как это сделать Он пытается добиться расположения и любви родителей, но его попытки безуспешны. И потерпев одну неудачу за другой принимает то, что никогда не сможет соответствовать ожиданиям своих родителей.
Он начинает считать себя хуже других. Чтобы избежать « негативного» внимания взрослых и их критики, ребёнок начинает сдерживать свою внутреннюю энергию. Он привыкает молчать, быть незаметным. И это конечно же не способствует развитию ребёнка, реализации его потенциала. Мешает его общению со взрослыми и детьми.
Родители такого ребёнка должные заверить его в своей любви и поддержке.Взрослые должны снизить количество замечаний, а больше отмечать положительных моментов в действиях ребёнка. Никогда нельзя угрожать таким детям. Тревожные дети и так бояться всего на свете.
Такие дети нуждаются в постоянном поощрении и одобрении взрослых. Помощь взрослых таким детям просто необходима. Самое первое, чем может помочь взрослый - это постараться повысить самооценку ребёнка. К сожалению, за короткое время это сделать не получится. Необходима ежедневная целенаправленная работа взрослых. Она заключается в том, чтобы хвалить своего ребёнка чаще, отмечать его успехи в присутствии других детей и делать это искренне.
Нужно позволить ему признать свой страх и не скрывать этот страх внутри себя. Родители не должны сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Это очень болезненно для ребёнка,тем более если сравнение идёт не в его пользу. Никогда нельзя говорить ребёнку к примеру, такие фразы: « А вот Маша учиться лучше, чем ты. Дима, молодец,хорошо рисует» и т.д. Нельзя сравнивать его достижения и достижения других детей. Лучше сравнить достижения его самого, те что были неделю, месяц назад и сегодня. И обязательно нужно делать акцент на успехах ребёнка.
Общаясь к тревожному ребёнку с вопросом или просьбой желательно установить с ним контакт глаз.Попытаться вызвать у такого ребёнка желание доверять и открываться.
Ролевые игры - это одна из форм в работе с такими детьми.В таких играх можно разыгрывать любые ситуации, в том числе и те, которые вызывают особую тревогу ребёнка.Если в такой игре поменяться с ребёнком ролями, то можно узнать и увидеть много того, что скрывает ребёнок, что не говорит и не доверяет взрослым, его страхи и сомнения.Кукла взрослого будет исполнять роль ребёнка, а кукла ребёнка роль взрослого.Кроме ролевых игр, можно заняться с ребёнком
совместным сочинением различных рассказов, сказок, историй. Такое занятие научит ребёнка выражать словами свою тревогу и страх, а так же поможет снять эмоциональное напряжение, связанное с переживаниями ребёнка.
Очень важно обучать ребёнка управлять собой в конкретных ситуациях вызывающих у него тревогу. Очень полезно в общении с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт, использовать упражнения на релаксацию, технику глубокого дыхания, массаж. Очень печально, что порой именно неграмотные действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей, которая остаётся у них на всю жизнь и мешает им адаптироваться в обществе.
Родители должны быть чуткими и последовательными, уважать, ценить и любить своих детей такими какие они есть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.
Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....
Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.
Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....
ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЁНОК. ПОРТРЕТ ТРЕВОЖНОГО РЕБЁНКА
Когда ребенок входит в новое помещение, он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожида...
Справка об итогах тематического контроля «Психологические условия формирования тревожности у ребёнка»
Цель: разработать комплекс занятий, направленных на снижение или преодоление тревожности детей, в основе которых лежат игровые методы и приёмы психолого-педагогической коррекции и апробировать его в п...
Тревожно-мнительные родители
Каждая семья мечтает, чтобы ребенок вырос здоровым и счастливым. Но иногда тревога и страхи за малыша мешают родителям достичь этой цели....
Профилактика тревожности у детей. Правила общения с тревожным ребёнком.
Большинство учёных считает, что у детей дошкольного возраста одной из основных причин возникновения тревожности является нарушение детско-родительских отношений. Родителям важно научить тревожного реб...
Консультация для родителей «Тревожность у ребёнка»
В консультации представленны советы для родителей по снятию тревожности у детей....