Консультация для родителей на тему: "Упражнения для запуска речи у малышей"
консультация (младшая, средняя группа)

Детей с поздно развивающейся речью в последнее время становится все больше. Нередко дефекты звукопроизношения у детей имеют весьма стойкий характер. Чтобы запустить речь и улучшить звукопроизношение необходимо проводить упражнения, которые помогут запустить речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_zapuska_rechi_u_malyshey.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида№6 муниципального образования

Усть-Лабинский район

Консультация для родителей:

«Упражнения для запуска речи у малышей»

Формирование речи у детей является необходимым условием полноценного развития личности. Детей с поздно развивающейся речью в последнее время становится все больше. Нередко дефекты звукопроизношения у детей имеют весьма стойкий характер. Чтобы запустить речь и улучшить звукопроизношение необходимо проводить упражнения, которые помогут запустить речь.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков. Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох. Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

1.Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся

Развиваем артикуляционные мышцы:

-Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками

-Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно

-Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»

-«Лакаем молоко» как кошка.

2.Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха.

- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри

-Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых

-Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них

-Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса

-Показываем «ветерок» — дуем друг на друга

-Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга

-Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

3.Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

4.Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! ( ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

5. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

6. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

7. Простукивание на ложках и бубне простых слов и имен.

 8.Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

9. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

10.Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).

Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

У детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях. Можно развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

11. Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Нужно научить ребенка  хорошо различать неречевые звуки.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши

12.Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Помните, что малыша ни в коем случае принуждать к занятиям, выказывать свое неудовольствие достигнутыми результатами. Малыш должен быть бодрым и спокойным, когда вы хотите с ним позаниматься.

Успехов вам в развитии ваших малышей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Упражнения развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис»

Упражнения для тренировки различных типов выдоха, способствующие формированию правильного речевого дыхания...

Консультация для родителей на тему: «Упражнения для развития речевого аппарата»

Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, проглатывание начала и конца слов. Для того чтобы избежать этого есть специаль...

Консультация для родителей на тему: «Упражнения по профилактике плоскостопия».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 24 общеразвивающего вида            Консультация для родителей на тему: &la...

Консультация для родителей на тему: «Упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет»

Большинство детей при поступлении в школу испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Это связанно с неразвитостью двигательных координаций, зрительного восприятия, что приводит к развити...

Консультация учителя-логопеда для родителей «Игры и упражнения по запуску речи у малышей»

В консультации представлены игры и упражнения по запуску речи у малышей....

Консультация для родителей на тему: «Упражнения для развития речевого дыхания»

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выраз...

Консультация для родителей на тему: «Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза»

Консультация для родителейна тему:«Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза»...