Беседа для родителей «Речь на кончиках пальцев».
консультация (подготовительная группа)

Спасова Наталья Александровна

Повышение педагогической грамотности родителей в области речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_dlya_roditeley.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа для родителей

«Речь на кончиках пальцев».

   В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями.

Проблема речи в наше время является актуальной и её необходимо своевременно выявлять и исправлять.

  В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью. Недостаточность движений ручной моторики может вызывать неподготовленность к письму, негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.

  Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
  Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Правильная и богатая речь ребенка - дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

Огромную пользу в развитии мелкой моторики руки оказывают:

  • массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
  • пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
  • занятия лепкой, аппликацией, рисованием, различными видами рукоделия;
  • игры с мелкими предметами, конструкторы, мозаика, пазлы, счетные палочки, бусы, прищепки, шнуровки;
  • развитие элементарных навыков самообслуживания;
  • различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;
  • игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия;
  • застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;
  • одевание и раздевание игрушек.

Чтобы мелкая моторика дошкольников развивалась правильно, занятия должны быть регулярными. Не стоит думать, что это отнимет у вас так уж много времени.  Многие занятия совершенно не требуют присутствия родителей. Ваша задача — лишь предоставить ребенку необходимые материалы, дальше он сам прекрасно разберется.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Помните: руки – инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне. И только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрение за малейший успех, неназойливая помощь помогут добиться хороших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей "Речь на кончиках пальцев" из серии "Играя развиваемся"

Родителям предлагаются игры и задания на развитие мелкой моторики, и на координацию речи с движениями с использованием круп, макарон, счётных палочек, пуговиц......

Консультация для родителей "Речь на кончиках пальцев"

Игры с предметами для развития мелкой моторики  и речи.У детей с различными речевыми нарушениями, поздним появлением активной речи (после 3 лет) наблюдаются особенности  в формировании мелко...

Разработка мероприятия с родителями "Речь на кончиках пальцев"

Тема: «Речь на кончиках пальцев»Форма проведения: родительский клубАудитория: родители детей старшей группыКоличество участников: 15 родителейЗадачи:1. Дать родителям необходимый объем информации по т...

Консультация для родителей: «Речь на кончиках пальцев»

Цель консультации: повышение уровня компетентности родителей в вопросах значения мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста.Значение развития мелкой моторики. Игры и упражнения для...

Памятка для родителей "Речь на кончиках пальцев"

Памятка для родителей «Речь на кончиках пальцев»Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детейДвижения пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики ус...