Консультация для педагогов "Чувашская народная сказка, как средство воспитания нравственных чувств"
консультация
Консультация для педагогов "Чувашская народная сказка, как средство воспитания нравственных чувств"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание - это формирование целостного отношения к жизни, обеспечивающее устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Воспитать духовно-нравственную личность - одна из актуальных и сложнейших проблем, которую должны решать все те, кто имеет отношение к детям. Поэтому закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.
Я думаю, вы со мной согласитесь, что в детском саду ребенок проводит большую часть времени и именно поэтому нам, воспитателям и педагогам ДОУ, необходимо «заложить» фундамент» нравственности и духовности, приобщить детей к культуре и традициям нашей страны, нашей республики, воспитать в них уважение к другим культурам и национальностям.
Дошкольный возраст-это возраст, «мягкий», податливый, как воск. И что мы «слепим» из него, с тем и будет жить этот человек.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, заметно, что некоторые дети проявляют агрессию по отношению друг к другу, капризны, игрушки и книжки стремятся поломать и порвать. Несмотря на то, что в совместной деятельности мы часто проводим беседы по нравственному развитию «Мои добрые поступки», «Что такое доброта», «Добрый – злой», играли в игры «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Волшебный клубочек», «Дарим свое тепло» факт агрессии имел место быть. В чем же причина? С чего начать? Первым шагом была работа с родителями. Из бесед с родителями узнаем, что дома малышей недостаточно знакомят со сказками, в основном они смотрят зарубежные мультфильмы, в которых искажены понятия о нравственных качествах: доброте, милосердии, справедливости. А ведь именно сказка является одним из действенных средств в воспитании моральных качеств личности дошкольников. В чувашских сказках есть широко распространенные сюжеты, связанные с народными обычаями. Особенность исконных чувашских сказок является то, что герой, пройдя опасный путь, обычно всегда возвращается в родной дом. Чувашские сказки пропагандируют позитивные человеческие качества, обличают пороки, несут добро, представляют собой культурную и литературную ценность. Главные нравственные ценности чувашских сказок – это любовь к родине, уважение к старшим, трудолюбие, верность к дому, честность и правдивость – полностью соответствует национально-нравственному идеалу чуваш. Чувашская сказка не дает прямых наставлений детям «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. К примеру, детей младшего дошкольного возраста, сказка «Почему сосна и ель вечнозеленые» учит простым житейским мудростям, надо быть гостеприимным и дружелюбным, и жить лучше сообща. Сказка «Мост Азамата» учит преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Подводит к пониманию того, что взаимоподдержка «Дружба – великая сила». Слушая сказки «Сармантей», «Лиса-плясунья» помогли усвоить такие качества, как сочувствие к ближним.
Но живя в Чувашии, для решения данной проблемы нужно выбрать работу по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с чувашскими народными сказками, как средство духовно-нравственного воспитания.
Исходя из этого, поставить цель: способствовать формированию нравственных качеств ребенка через ознакомление с чувашскими народными сказками.
В процессе работы решать следующие задачи:
-побуждать интерес к чувашским сказкам;
-помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий (добро-зло, послушание-непослушание, храбрость- трусость, простота- хитрость, трудолюбие- лень и т. д);
-развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
-содействовать развитию речи детей, обогащению словаря;
-повышать уровень духовно-нравственной культуры у родителей;
Ежедневно мы рассказывала малышам сказки, это им не надоедало, а с каждым разом они проявляли интерес к ней. В младшем дошкольном возрасте знакомя со сказкой, учить детей слушать их, следить за развитием действия в ней, сопереживать героям, обсуждать поступки персонажей.
После рассказывания сказок учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно после чтения сказки правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.
Освоив эти задачи переходить на фиксирование внимания детей не только на содержание сказки, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения, например: кашкар-кашаман, тиле-тус, упа- утаман, сил-урхамах, кикирик- автан, пер пичче хевел- тепер пичче уйах и т.п)
Советую группе оборудовать центр сказок, где подобрать библиотеку, куда должны войти чувашские народные сказки, книжки-раскраски, иллюстрации. Разместить совместно с родителями пальчиковый, настольный, кукольный театр, атрибуты для игр-драматизаций, настольно-печатные игры по сказкам. Созданная развивающая предметно-пространственная среда в центре художественной литературы способствует реализации творческих замыслов детей.
В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Ведь именно в семье формируется у детей отношение к миру людей, вещей, к природе, развиваются и крепнут чувства.
Решая задачу повышения компетентности родителей в области духовно-нравственного воспитания дошкольников, привлекать родителей к посильному участию в жизни группы: оснащению центра художественной литературы, изготовлению атрибутов для игровой деятельности. Проводить консультации на темы: «Игры со сказками по дороге домой и в детский сад», «Как поддержать интерес к сказке?», давать родителям необходимые рекомендации. В результате проводимой работы по формированию нравственных качеств ребенка через ознакомление с чувашскими сказками, у детей снизится внутреннее напряжение, улучшится микроклимат в группе. Дети станут проявлять внимание, сочувствие, при необходимости оказывать помощь друг другу, будут различать элементарные понятия (хорошо-плохо, добро-зло, смелость-трусость, жадность-щедрость, простота-хитрость и т.п.)
Закончить свое выступление хочется словами великого писателя Л. Н. Толстого «Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают ребенка в правильном отношении к миру».
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Пчелка» Козловского района Чувашской республики
Консультация на тему «Чувашская народная сказка, как средство воспитания нравственных чувств»
Подготовила: Сулейманова М. В.,
воспитатель 1 квалификационной категории
Дата: 15.11.2021
г. Козловка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/17/picture-78650.jpg)
Народные сказки как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников
В статье раскрыта роль народных сказок в формировании патриотических чувств у дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/05/picture-778315-1459885687.jpg)
Консультация для воспитателей "Народная музыка, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников"
Консультация для воспитателей "Народная музыка, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-818602-1474812399.jpg)
"Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста" Автор: Лебедева Г.А. 2014г. СПб. Воспитетель ГБДОУ № 100 Невского района СПб
Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/30/picture-680913-1446196593.jpg)
Консультация для родителей "Художественная литература,как средство воспитания нравственных чувств у дошкольника"
Данная консультация направляет родителей при выборе тематики по нравственному воспитанию...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/14/picture-945876-1518596609.jpg)
Консультация для родителей: "Народные сказки, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников"
Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказки - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/06/picture-960375-1649259812.jpg)
Консультация для родителей "Народные сказки, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников"
Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.Одной из важнейших зад...
Народные сказки как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников
Интегрированное занятие для подготовительной группы....