Работа с родителями - цикл консультаций: "Формирование речи дошкольников с помощью фольклора"
консультация

Попова Любовь Александровна

Цикл консулттаций: "Формирование речи дошкольника с помощью фольклора".

- "Использование русского фольклора с детьми дошкольного возраста".

- " "Малые фольклорные формы, как средство формирования речи дошкольника".

- "Подговорки -  малый фольклорный жанр"

Использование фольклора в развитии детей дошкольного возрастапокажет красоту русского языка за которым стоит высокая культура великого народа. Поможет развить чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл консультаций

«Формирование речи дошкольников с помощью фольклора»

                             Консультация для воспитателей:

 «Использование русского фольклора с детьми дошкольного возраста».

Цель: Показать детям красоту русского языка – языка, за которым стоит высокая культура великого народа. С помощью фольклора устанавливать эмоциональный контакт с детьми.

Содержание.

   Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего – и легче всего в игре». Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.

        Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту».  Я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».

       Все мы обращаем внимание, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос:  нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом веке, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой».

        Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе , так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

       Сейчас все умеют читать и писать. Книга стала постоянным спутником, другом человека. И с устным народным творчеством мы знакомимся чаще через печатное слово, чем через устное. И мы часто просто не замечаем, что устное народное творчество продолжает жить с нами совсем рядом. Что вчера во дворе прозвучала какая-то новая считалка, что соседские мальчишки играют в какую-то новую игру, что одна девочка взяла, да и переделала по0своему слова знакомой песни. А ведь все это настоящее творчество, творчество для всех, где для автора главное - создавать что-то новое, нужное, интересное.

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

·         Потешки - игры взрослого с ребенком;

·         Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком;

·         Заклички - обращения к явлениям природы;

·         Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным;

·         Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей;

·         Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной речи;

·         Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны  поведения ребенка;

·         Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей;

·         Докучные сказки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

  В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:

- в обучении правильному произношению;

- в приобщении детей к русской национальной культуре;

- в непосредственно образовательной деятельности;

- в беседах;

- в наблюдениях;

- в народных подвижных играх;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в театрализованной деятельности;

- в инсценировках.

           Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

         

       Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка», в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). В игре используем припевочку:

Первенчики, червенчики,

Летели голубенчики,

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок,

Молчок!

       Дети любят играть в такие игры, так как они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

       Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем разные движения кистями рук.

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(Показываем сначала одну руку, с растопыренными пальцами, затем другую)

Все каши просят,

Все криком кричат.

(Всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову покачать ею)

Акулька - в люльке,

Аленка - в пеленке,

Аринка - в перинке,

Степан - на печке,

Иван - на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца).

     Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую  моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных  инструментах. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими  движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки:

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

Я по лесу бежала,

Я зайку догоняла.

И в ямку – бух!

     Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Большое место отвожу шуткам, веселью. Для этого применяю докучные сказки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:

- Здорово, кума!

- На рынке была.

- Никак, ты, кума, глуха?

- купила курицу да петуха!

- Прощай, кума!

- Пять алтын дала.

      На материале детского фольклора составляю тематические игры -инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему.  Например, игра - инсценировка «Теремок», которую дети разыграли, как маленький спектакль. Такие инсценировки мы разыгрываем по - подгруппам: одна группа играет спектакль, другая - зрители, потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и неудачи. В таких случаях дети учатся более доброжелательно относиться друг к другу.

     Игры с народным словом нужны и для музыкального развития, т. к. они помогают развивать у детей  чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

Консультация по музыке  для родителей

«Малые фольклорные формы, как средство формирования речи дошкольника».

Цель: Научить использовать в речи выразительные средства языка, средства образности. Формировать речь дошкольника на основе использования русских народных песенок, попевок. Довести до сознания воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры; формировать душевные качества. Воспитывать любовь к родному языку, чувство прекрасного.

Содержание

 Фольклорный материал необходимо использовать в работе с детьми всех возрастов.

Большую пользу принесет ребенку использование малых фольклорных форм, к которым относятся попевки, песенки-потешки. Особенно это актуально в работе в отношении детей раннего возраста, так как народное творчество привлекает внимание маленьких детей, вызывает интерес. У песенок и попевок незатейливые мелодии, которые дети быстро запоминают и начинают подпевать взрослому, в них часто встречаются звукоподражания, с удовольствием воспроизводимые малышами. У детей среднего и старшего дошкольного возраста песенки-потешки и попевки могут применяться в качестве вокальных упражнений и распевок.

  Фольклорный материал является своего рода мощным стимулятором речевой активности у детей раннего возраста, что в свою очередь оказывает положительное влияние на речевое развитие ребенка в целом. Стимулируя речь ребенка, в раннем возрасте, вы проводите профилактику речевых нарушений.

  У детей раннего возраста возможно преодолеть ЗРР (задержка речевого развития) с помощью малых фольклорных форм, у дошкольников данный материал может использоваться для преодоления таких речевых нарушений, как заикание ( невротическое, неврозоподобное) – проговаривание потешек и пропевание попевок коррегирует и совершенствует темпо-ритмическую и мелодико- интонационную стороны речи. На потешках и песенках замечательно отрабатывать произношение проблемных звуков у детей с ФФНР, дизартрией.

  Систематическое использование маленьких песенок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного, легкого пения, развивает речь. Очень важно, чтобы каждое такое упражнение имело интересное содержание или игровой момент, могло заинтересовать, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности песни. Нужно стремиться раскрыть художественный образ песни, добиться того, чтобы он дошел до каждого ребенка, увлек его. Эмоционально-исполненная песня – залог того, что дети полюбят ее, будут петь охотно и выразительно.

  Перед разучиванием песни нужно провести краткую беседу. Это поможет ребенку осознать содержание, вызвать определенное эмоциональное отношение к песне, соответствующее настроение. Необходимо объяснить незнакомые слова, если они встречаются в песне. Можно подобрать пословицы, потешки, поговорки, которые более глубоко раскроют содержание и смысл песни. Например, при исполнении праздничной, трудовой, игровой песни – «хорошая песня дух бодрит», «где песня поется, там счастливо живется», «с песней и труд спорится» . В дальнейшем эти пословицы, потешки, поговорки дети используют в самостоятельной деятельности, получая удовлетворение и радость от своего исполнения. Можно предложить детям изобразить образ, возникший при прослушивании песни. Возникшие в сознании ребенка художественные образы вызовут естественное, ненапряженное пение. Песня зазвучит интонационно чище, так как будет создано особое настроение, помогающее детям прислушаться к мелодии. У детей накапливается целый ряд любимых песен, которые они с удовольствием используют в своей самостоятельной деятельности.

Давайте и мы с вами попробуем разучить одну из песенок. Песенка называется «Тень-тень». Делимся на две команды (дети, родители)

Предлагается:

-спеть песню вместе с ребенком, постараться, чтобы он запомнил текст.

-попросить ребенка петь и одновременно тихонько хлопать, отмечая хлопками ритмический рисунок песни.

-пропойте песню по ролям (автор, герои песни), попросите одновременно хлопать свою роль ладошками.

-поменяйтесь ролями и выполните предыдущие задания.

Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению с помощью малых форм фольклора расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей, развивает речь, обогащает словарный запас, положительно влияет на общее развитие ребенка.

  Музыка, речь и движение тесно взаимосвязаны. Важное место в музыкальном воспитании дошкольников отводится музыкально-ритмическим движениям. В музыкально-ритмическом движении ребенка музыка является «исходным моментом», а движение – средством ее усвоения. В подговорках «исходным моментом является четкая, выразительная речь. Любой танец состоит из логической цепочки танцевальных движений и их элементов. Красивое исполнение танца, самовыражение каждого ребенка зависят от качества усвоения и выполнения того или иного танцевального движения в отдельности. Подговорки- удобный материал для решения этой задачи. Они образны, музыкальны, ритмичны. Некоторые из них включают в себя название танцевального движения(«гармошка»), другие отражают технику выполнения танцевального движения («шаг польки»).

  Применение подговорок в непринужденной, игровой форме способствует лучшему усвоению и запоминанию материала. В процессе следует обращать внимание на четкость, выразительность, эмоциональность произношения текста, что в свою очередь влияет на характер, качество выполнения движения. Следует следить за метрической стороной произношения текста, так как это определяет темп выполнения движения. Необходимым компонентом является единство внутреннего ритма движений с внешним источником ритма, единство ровного метрического восприятия текста и согласованности движений.

  Речь имеет сходную с музыкой интонационную природу. Интонация передается с помощью голоса, темпа речи, акцентов, пауз.. Дети имеют разные природные данные. Учитывая индивидуальные особенности, можно произносить текст подговорок и соответственно выполнять движения в разном темпе. Одни дети в более сдержанном темпе, другие в подвижном. Во время исполнения движений можно использовать ударные инструменты или шумовые эффекты, которые украсят движения. Давайте и мы с вами попробуем станцевать, применяя подговорки. (ковырялочка, шаг с полуприседанием, гармошка, молоточки). Неправда ли, проще выполнять движения, когда они сопровождаются четкой выразительной речью. Красивое выполнение танца зависит от качества того или иного движения и подговорки удобный материал для решения этой задачи.

  Подговорки можно использовать, как речевые игры. По своей форме и содержанию они напоминают малые жанры детского фольклора: потешки, прибаутки, приговорки. Итак, подговорки – это малый фольклорный жанр, в некоторых из них в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения. Использование подговорок способствует усвоению танцевальных движений. Музыка, речь и движение связаны друг с другом, их комплексное применение развивает способности дошкольника, раскрывает  его творческий потенциал.

Консультация: «Русский музыкальный  фольклор  как средство  развития речи детей дошкольного возраста».    

Цель: Формировать речь дошкольника на основе использования русских народных песенок, попевок. Довести до сознания воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры; формировать душевные качества. Воспитывать любовь к родному языку, чувство прекрасного.

Содержание.

Детство – то время, когда возможно подлинное  погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно важно в усвоении речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости, допускают факт того, что ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Не говоря уже о том, что  такие жанры русского народного творчества  как колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки практически  отсутствуют  в семейном воспитательном процессе. По данным Д.Б. Эльконина рост словарного запаса ребенка, как и усвоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания.

Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник  образовательных возможностей.

   Ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста  является игра.  Богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр, которые не обходятся без песен. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава «Ладушки — хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями.

  В доречевом периоде детства народные пестушки, песенки-прибаутки являются первыми речевыми упражнениями, которые используют родители для формирования речевых впечатлений: кто в детстве не слышал «ладушки», «петушок-петушок», «прыг-скок, прыг-скок», «сорока-сорока…», «по кочкам – по кочкам»? Преимущества народных пестушек, говорушек в том, что они  одновременно  развлекают, учат  говорить в игровой форме, помогают усваивать народную мелодику, так как часто произносятся нараспев. При формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать, например, потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут: зайка – заинька, серенький – серый.  

    С   помощью коротеньких попевок, прибауток  можно развивать фонематический слух, так как в них используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий, например, попевка «Динь-дон, динь-дон, загорелся кошкин дом».    Пение  песенок - попевок позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщает именно к такой форме изложения собственных мыслей, которая способствует формированию образности речи дошкольников,  словесному творчеству детей.

       Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения можно использовать прибаутки на звукоподражание. Воспитатель читает текст, дети включаются и произносят отдельные звуки, слова или звукосочетания. Учитывая содержание текста, ритмические или выразительные его особенности, детям предлагаются различные варианты заданий: изменить силу голоса, темп речи, более ярко выразить вопросительную или восклицательную интонацию, передать какое-либо намерение. Например: «Наши уточки с утра: Кря – кря – кря!…». Следует обратить внимание детей на различную силу звучания их голосов: петушок поет громко, громче всех, гуси тоже гогочут громко, утки крякают отрывисто, как и гуси, но не столь громко и т.д. Таким образом, можно использовать все возможности устного народного творчества для развития звуковой культуры речи ребенка.  

    Овладение родной речью должно происходить одновременно с обучением родному музыкальному языку. Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Фольклор значительно расширяет владение русским языком (вербальные способности, мышление), речью. Детские песни поддерживают интерес к поэтическому слову, не дают угаснуть чувству юмора.    Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет. Однако бывают сложные и большие по объему песни (сто и более стихов), которые доступны детям старшего возраста. Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом, полускандироваться в хороводе, в сопровождении народных инструментов Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких,  и всегда служат развитию речи. Преимущества  развития речи  на основе фольклора заключается в синтезе основных форм художественной деятельности — музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.

      Духовно-нравственное возрождение невозможно осуществить, не осваивая  культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства. Видный педагог В.Н.Сорока – Росинский подчеркивал, что народ, утративший свои корни, становится потерянным для общества и ничто так не способствует  формированию и развитию личности как  обращение к народным  традициям, творчеству, поскольку находясь в естественной речевой обстановке, он легко, интуитивно осваивает его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. В помощь родителям и педагогам.

Данное пособие  поможет родителям в ранней профилактике и коррекции  дефектно произносимых звуков речи у детей....

опыт работы "Формирование развитие речи дошкольника, с помощью пальчиковой гимнастики"

Содержание опыта работы:  1. Информация об опыте…………………………………………………..3 2. Технология опыта……………………………………………………….7 3. Результативность опыта……………………………………………….15 4. Библиографи...

Применение ИКТ в работе с родителями детей с нарушениями речи или логопедическая помощь родителям в новом формате

Применение ИКТ в работе с родителями детей с нарушениями речи или логопедическая помощь родителям в новом формате...

Консультация для родителей "Развитие речи дошкольников с помощью дидактических игр"

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к окружающей жизни в доступных им формах....

Развитие речи детей с помощью фольклора

Материал для использования в работе воспитателя ...

Консультация для родителей "Развитие когнитивных процессов и речи дошкольников с помощью нейропсихологических игр".

Цель: развитие когнитивных процессов и речи дошкольников посредством выполнения нейропсихологических игр"Задачи: - способствовать развитию внимания, памяти, мышления у дошкольников;- создава...

Консультация для родителей по теме: "Развитие речи дошкольников с помощью нейропсихологических игр"

quot;Развитие речи дошкольников с помощью нейропсихологических игр"...