«Игры и игрушки для самостоятельных игр».
статья (подготовительная группа)
Вам кажется, что ваш ребенок уже достаточно взрослый, чтобы играть самостоятельно, однако, он все время ходит за вами по пятам и просит поиграть с ним. Здесь мы рассмотрим, как научить ребенка играть самостоятельно, в каком возрасте эту самостоятельность развивать и какие усилия для этого приложить, какие игры лучше подойдут для того, чтобы малыш увлекся без участия взрослых.
Возможно, вы слышали о таких детях, которые днями напролет тихо играют в своей комнате, не беспокоя родителей и не требуя к себе внимания. Умение ребенка играть самостоятельно не появляется само по себе на пустом месте. И вы должны именно научить этому свое чадо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igry_i_igrushki.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья для родителей разработана
Воспитателем: Никитченко Д.Н.
«Игры и игрушки для самостоятельных игр».
Как приучить ребенка играть самостоятельно
Вам кажется, что ваш ребенок уже достаточно взрослый, чтобы играть самостоятельно, однако, он все время ходит за вами по пятам и просит поиграть с ним. Здесь мы рассмотрим, как научить ребенка играть самостоятельно, в каком возрасте эту самостоятельность развивать и какие усилия для этого приложить, какие игры лучше подойдут для того, чтобы малыш увлекся без участия взрослых.
Возможно, вы слышали о таких детях, которые днями напролет тихо играют в своей комнате, не беспокоя родителей и не требуя к себе внимания. Умение ребенка играть самостоятельно не появляется само по себе на пустом месте. И вы должны именно научить этому свое чадо.
Когда ребенок начинает играть самостоятельно
Некоторые родители удивляются, почему ребенок в год не играет самостоятельно. Да потому, что он не умеет. Это умение приобретается по мере взросления и приобретения навыков игры, и вы должны приложить к этому определенные усилия, также как вы приучаете ребенка пользоваться ложкой или ходить на горшок.
Когда ребенок только начинает играть самостоятельно, он повторяет действия родителей, манипулируя предметами. Именно поэтому любимыми игрушками после года является различная кухонная утварь и предметы домашнего обихода. В этот период привлекайте малыша к присутствию и по возможности участию в своих домашних делах. Это даст ему богатый материал для игр с применением ложек, ковшиков и кастрюлек и позволит ему самостоятельно манипулировать предметами.
Позже ребенок начнет использовать заместители предметов. Т.е. палочка может заменить в воображении ребенка половник, а крышка от банки-тарелку.
После двух лет ребенок учится ролевой игре. И задача родителей на этом этапе познакомить ребенка с возможными персонажами и показать их взаимоотношения в процессе совместной игры. Например, в игре «дочки-матери» роль дочек выполняют куклы, а роль мамы-сам ребенок. Подскажите ребенку, какие диалоги могут происходить между персонажами, как они могут взаимодействовать, примите участие в игре с ребенком, подавая ему пример.
Малыш научится играть сам не сразу. Вам придется еще какое-то время принимать участие в играх ребенка, проводить совместные игры прежде чем он проникнется своей ролью.
Если вы принимали активное участие в играх ребенка и направляли его в процессе, то к третьему году малыш сможет занимать себя примерно на 40-50 минут.
Важным условием является то, что это должны быть игрушки и игры, с которыми ребенок может играть сам, без помощи родителей и которые соответствуют его возрасту. Очевидно, что двухлетний малыш не сможет увлечь себя сложными пазлами, если только не найдет им другое применение.
Какими игрушками может играть ребенок сам:
игрушечные наборы различных инструментов для знакомства с профессиями (например, набор доктора);
любимая игрушка, с которой ребенок привык спать;
машинки и различные каталки;
ненужная мелочевка, которую вы бы с радостью выкинули, но бережно хранимая ребенком (детали от машин, камушки, тряпочки, пуговки и т.п.);
спортивные игрушки (кегли, мячи, кольца для бросания);
самовозведенное убежище в виде стола, накрытого покрывалом, или маленькая туристическая палатка;
игры, которые не надоедают ребенку.
Важно: игрушек не должно быть много. Большое количество игрушек не позволяет ребенку развивать свою фантазию, кроме того, он не испытывает ни к одной из них чувства привязанности.
Вспомните свое детство. У вас был любимый мишка или заяц, без которого вы не могли заснуть. А помимо мишки еще пара кукол, кубики и пирамидка. Этого было достаточно, чтобы придумывать целый мир и проживать в нем по несколько часов.
Если у вашего ребенка все же много игрушек, то часть из них следует время от времени убирать с его глаз, чтобы они не наскучивали. В следующий раз, когда вы их достанете месяца через 2, они будут восприниматься им как новые, и радости малыша не будет предела.
Когда ребенок получает новую игрушку, взрослые должны продемонстрировать, как с ней можно играть. Возможно, вы удивитесь, но ребенок не рождается с умением играть, поэтому вам следует научить его.
В какие игры может играть ребенок
После двух лет ребенок овладевает сюжетно-ролевой игрой. Можно подсказать ребенку идеи для игр, в которых он будет примерять на себя определенные роли (например, доктор, продавец, водитель).
Примеры ролевых игр для 2-3-летнего ребенка:
в магазин;
в больницу и доктора;
в другие профессии (парикмахера, строителя, полицейского, пожарного, учителя и т.д.);
с куклами ребенок может поиграть в семью или детский сад;
с помощью машинок можно выучить правила дорожного движения или поиграть в грузоперевозки и такси;
со зверушками-зоопарк, цирк;
со спортивными игрушками-в спортсмена, тренера;
можно придумывать сюжет игр на основе сказок или любимых мультфильмов, используя их персонажей.
Во время ролевой игры родитель может принимать активное участие или подсказывать ребенку какие-то моменты. Главное, в усердном проявлении родительской любви не навязывать своих правил.
Что делать, если ребенок не играет самостоятельно
Если к 4-5 годам ваш ребенок не играет самостоятельно хотя бы 1 час, то в этом случае могут быть две причины:
Ребенок не умеет играть самостоятельно. Потому что вы не научили его играть. В этом случае вам нужно срочно наверстывать упущенное. По своей природе большинство детей стремится к самостоятельности, по этому когда у него начнет получаться, ваша задача поддержать его стремление похвалой или лакомством.
Ребенок не хочет играть самостоятельно. Он умеет, но предпочитает ходить за вами хвостом. Или же ребенок постоянно просит поиграть с ним. В этом случае малышу просто не хватает родительского внимания. Отложите свои дела и уделите ребенку час своего времени. Покажите, что это ваша общая игра, в которую он может иногда поиграть один.
Также если у ребенка что-то не получается (например, собрать конструктор или паззлы), то у него может пропасть интерес к игре. Нужно ненавязчиво помочь ребенку, и тогда интерес будет возобновлен.
Если же ребенок старше 5 лет не способен самостоятельно играть, следует обратиться к специалистам.
Зачем ребенку самостоятельность в игре
В данном случае речь идет не о том, чтобы дать родителям больше свободного времени. Прежде всего навык самостоятельной игры нужен самому ребенку.
Этот навык определяет развитие воображения, мышления, речи и способствует адаптации ребенка в социуме. Вследствие этого важно обращать внимание не только на время самостоятельной деятельности ребенка, но и на разнообразие и сложность игр.
В процессе самостоятельной игры у ребенка развиваются необходимые качества, такие как терпение, усидчивость, инициатива, настойчивость.
В ходе игры ребенок должен испытывать радость, а не смирение и скуку. Поддерживайте его инициативу и выбор, не оказывайте помощь преждевременно и не навязывайте своих правил.
Бывает так, что ребенок играет самостоятельно, но при этом ему необходимо присутствие взрослого. Стоит только маме уйти из зоны видимости, как ребенок прерывает свою игру и бежит следом. Поэтому необходимо учить ребенка не только играть самому, но и оставаться ненадолго в одиночестве.
Малышам может помочь игра в прятки, в процессе которой ребенок приобретает уверенность, что спрятавшийся взрослый обязательно не исчезнет насовсем, а вскоре вернется.
В ходе ролевой игры, если маме нужно отлучиться на кухню, можно придумать причину, хорошо вписывающуюся в ход игры. Например, если вы играете в магазин, скажите ребенку, что вам необходимо отлучиться, чтобы получить товар.
Главное, перед уходом предупредить ребенка, что вы ненадолго уйдете и обязательно вернетесь. Первое время уходите на минимальный промежуток и старайтесь возвратиться до того, как ребенок успеет потерять вас.
Родитель должен быть всегда доступен для ребенка. Это значит, что он готов его выслушать, дать совет, поддержать и порадоваться за ребенка. Отзывайтесь сразу на зов ребенка, отвечайте на его вопросы, при таком отношении малышу будет спокойнее играть самостоятельно.
Как приучить ребенка играть самостоятельно
Приучайте ребенка к самостоятельной игре, когда он сыт, здоров и в хорошем настроении.
Место для игр должно быть безопасным и комфортным для ребенка.
Позвольте ребенку нарушать правила игры и устанавливать свои.
Демонстрируйте гордость за успехи ребенка: его самостоятельные творения и работы поставьте на видное место, где бы их могли видеть все члены семьи.
Помните, что ребенок изначально не умеет играть. Его нужно этому научить также, как надевать штаны или есть ложкой.
Чем больше вы проводите времени с ребенком играя, тем больше возрастает его интерес и тем быстрее он вовлекается в игру и начинает играть самостоятельно с радостью и энтузиазмом.
Даже если ребенок уже вполне самостоятельно развлекает себя сам, не забывайте иногда уделить ему время и поиграть вместе. Ведь совместные игры с детьми очень сближают и дарят ребенку чувство нужности и уверенности в родительской любви.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"
Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...
Игрушка, как самостоятельная детская деятельность
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в к...
Досуг специалистов в старших группах «Раз игрушка, два игрушка» (Неделя игры и игрушки)
Ежегодно в ГБОУ Школа № 1460 (дошкольное отделение) в период осенних каникул проводится "Неделя игры и игрушки", в старших группах силами специалистов (учителя - дефектолога и логопеда) был проведен з...
Проведение недели игры и игрушки, план проведения недели игры и игрушки
Методические рекомендации к организации и планированию проведения недели игры и игрушки в дошкольных группах....
Статья по теме: «Игры и игрушки для самостоятельных игр».
Когда ребенок начинает играть самостоятельноИгры и игрушки для самостоятельных игрВ какие игры может играть ребенокЧто делать, если ребенок не играет самостоятельноЗачем ребенку самостоятельность в иг...
«Играем вместе с ребенком» или как родителям взаимодействовать с ребенком в игре, чтобы он стал самостоятельным и инициативным
В статье представлены рекомендации для родителей как играть с ребенком в сюжетные игры и избегать при этом распространенных ловушек, в которые попадают взрослые...
«Играйте вместе с детьми» Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребё
laquo;Играйте вместе с детьми»Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских ...