Консультация для родителей "Сенсорные игры для малышей"
консультация

Казанцева Марина Николаевна

Сенсорное развитие детей во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органоа чувств, нвкопления представлений об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe.docx16.46 КБ
Файл sensornoe.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Сенсорные игры для малышей».

Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. На этапе раннего детства ознакомления со свойствами предметов играет огромную роль. Ученые называют ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Дети третьего года жизни ещё не готовы к усвоению сенсорных эталонов, у них начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине  и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В этом возрасте нужно познакомить детей с цветом - красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый; формой предметов - круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Звуками окружающего мира (детские музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь).

При этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, чтобы он умел учитывать эти свойства во время действий с предметами.

Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер.

Малыши действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им это не интересно. Эти особенности возраста не позволяют строить занятия с детьми только на основе беседы или показа обучающего материала.

Авторитет взрослого также не может побудить малышей к действиям, которые им неинтересны. Поэтому в работе с детьми раннего возраста необходимо использовать игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по-настоящему значимым.

Дидактическая игра в этом возрасте занимает особое место. Она способствует развитию познавательной активности, если в ходе нее задействованы мыслительные процессы, в результате чего расширяются представления детей о предметах. Например, ребенок учится различать разнообразные предметы и соотносить их по форме, цвету, величине. Такие игры, как «овощной магазин», интересны малышу тем, что он может не только разглядывать имеющиеся в магазине овощи, но и ощупывать их, производить с ними различные действия (складывать в кучки овощи круглой формы, расставлять на одной полке овощи большей или меньшей величины и т.д.).

Таким образом, ребенок получает представления о предэталонах формы, цвета, величины. Ставя пред детьми дидактическую задачу -  соотнести овощи по форме и цвету, доводит ее до детей в виде игровой задачи («Подбери овощи красного цвета», «Покажи и сложи в корзинку только круглые овощи, назови их») и тем самым удовлетворяет потребности малышей в игровом действии (отбирать, складывать) и общение (взаимодействие с воспитателями), через которые и решается игровая задача. Познакомившись с новыми понятиями (например, форма, величина, цвет), ребенок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них в самостоятельной деятельности.

Игр для самостоятельного решения программных задач довольно много готовых и сделанных руками педагога: «Почтовый ящик», «Чудо поезд», «Подбери по цвету», «Воздушные шары», «Собираем шишки» и т.д.

Детей увлекают и дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши), действия с которыми способствуют совершенствованию координации движений рук, развивают мелкую моторику и глазомер. Использование дидактических игрушек формирует восприятие, мышление (дети овладевают операциями (сравнение, общение). Так, дети складывают пирамидки, чередуя кольца по величине, форме, по цвету и величине и т.п.).

Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка к игре. Если малыш не проявляет интерес, предпочитает действовать по-своему, не нужно требовать от него правильного действия, пусть играет так, как ему нравится. Эту игру можно предложить позже, стараясь заинтересовать малыша разными способами.

С детьми третьего года жизни проводятся игры на развитие зрительного восприятия.

С таким явлением, как свет и темнота, дети сталкиваются каждый день, но делают это неосознанно. Специально обращая внимание детей на эти явления, можно обогащать их восприятие новыми впечатлениями, расширять представление об окружающем мире. Эти игры помогают малышам преодолеть страх перед темнотой. Проводятся они во вторую половину дня: «Пляшущие тени», «День и ночь», «Солнечный зайчик», «Тени на стене», «Фонарик».

Для того, чтобы научить детей различать свойства предметов и явлений, надо организовать наблюдения, сопровождая их разъяснениями, беседой. Очень важным является приобретение сенсорного опыта, так как именно посредством чувственного познания ребенок получает основные знания об окружающем мире.

Знания, полученные чувственным путем, оказываются наиболее прочными. Дети получают представления о колючих и гладких, легких и тяжелых предметах природного окружения (шишки, желуди, ракушки, камешки и т.д.). Можно разнообразить игры с водой, которые открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и разных предметов (теплый – холодный, тонет – плавает).

В играх с песком малыши знакомятся с его свойствами (сухой – мокрый, мягкий – твердый). Они узнают, что сухой песок можно пересыпать, а из мокрого песка делать различные постройки. Возможность изменять форму и расположение построек открывают простор для детского творчества.

Очень интересно детям экспериментировать с красками. Смешивая краски, получая новые цвета и их оттенки дети, открывают различные свойства красок и новые возможности для экспериментирования с цветом.

Игры с бумагой также открывают широкие возможности для обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста. Экспериментируя с бумагой, малыши сминают, комкают, складывают, разворачивают, разрывают ее, знакомятся с разнообразными свойствами этого материала.

Малыши с удовольствием играют с лентами, нитками, веревочками, застежками. Самые маленькие дети могут продевать шнурок в любое отверстие. Для подобных игр подходят катушки с разноцветными нитками, большие и маленькие клубки, резинки, ленты разной ширины, шнурки и т.д.

Желательно, чтобы все эти материалы были укомплектованы в коробки для рукоделия.

Одно из любимых занятий детей – конструирование. В играх с конструктором малыши учатся вкладывать, сцеплять, совмещать детали. Очень важно, чтобы дети имели возможность свободно манипулировать деталями конструктора, самостоятельно открывая способы их крепления, создавая разнообразные фигурки и постройки.

В процессе конструирования дети получают представление о форме и размере предметов, их физических свойствах, узнают название цветов. Игры с конструктором способствуют развитию мелкой и крупной моторики, творческих и умственных способностей детей. Желательно, чтобы в группе в свободном доступе находился разнообразный материал для конструирования – напольный, настольные конструкторы, деревянные, пластмассовые, поролоновые.

Игры с мозаикой, пазлами (разрезными картинками) являются более сложным вариантом плоскостного конструирования. Собирая картинку по образцу, ребенок подбирает детали по цвету, рисунку, прикладывает их друг к другу; путем проб и ошибок находит правильный вариант их соединения.

Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребенка. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребенок способен по-настоящему насладится красотой музыкального или художественного произведения, а впоследствии создать его самостоятельно.



Предварительный просмотр:

«Сенсорные игры для малышей».

Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. На этапе раннего детства ознакомления со свойствами предметов играет огромную роль. Ученые называют ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Дети третьего года жизни ещё не готовы к усвоению сенсорных эталонов, у них начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине  и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В этом возрасте нужно познакомить детей с цветом - красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый; формой предметов - круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Звуками окружающего мира (детские музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь).

При этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, чтобы он умел учитывать эти свойства во время действий с предметами.

Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер.

Малыши действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им это не интересно. Эти особенности возраста не позволяют строить занятия с детьми только на основе беседы или показа обучающего материала.

Авторитет взрослого также не может побудить малышей к действиям, которые им неинтересны. Поэтому в работе с детьми раннего возраста необходимо использовать игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по-настоящему значимым.

Дидактическая игра в этом возрасте занимает особое место. Она способствует развитию познавательной активности, если в ходе нее задействованы мыслительные процессы, в результате чего расширяются представления детей о предметах. Например, ребенок учится различать разнообразные предметы и соотносить их по форме, цвету, величине. Такие игры, как «овощной магазин», интересны малышу тем, что он может не только разглядывать имеющиеся в магазине овощи, но и ощупывать их, производить с ними различные действия (складывать в кучки овощи круглой формы, расставлять на одной полке овощи большей или меньшей величины и т.д.).

Таким образом, ребенок получает представления о предэталонах формы, цвета, величины. Ставя пред детьми дидактическую задачу -  соотнести овощи по форме и цвету, доводит ее до детей в виде игровой задачи («Подбери овощи красного цвета», «Покажи и сложи в корзинку только круглые овощи, назови их») и тем самым удовлетворяет потребности малышей в игровом действии (отбирать, складывать) и общение (взаимодействие с воспитателями), через которые и решается игровая задача. Познакомившись с новыми понятиями (например, форма, величина, цвет), ребенок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них в самостоятельной деятельности.

Игр для самостоятельного решения программных задач довольно много готовых и сделанных руками педагога: «Почтовый ящик», «Чудо поезд», «Подбери по цвету», «Воздушные шары», «Собираем шишки» и т.д.

Детей увлекают и дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши), действия с которыми способствуют совершенствованию координации движений рук, развивают мелкую моторику и глазомер. Использование дидактических игрушек формирует восприятие, мышление (дети овладевают операциями (сравнение, общение). Так, дети складывают пирамидки, чередуя кольца по величине, форме, по цвету и величине и т.п.).

Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка к игре. Если малыш не проявляет интерес, предпочитает действовать по-своему, не нужно требовать от него правильного действия, пусть играет так, как ему нравится. Эту игру можно предложить позже, стараясь заинтересовать малыша разными способами.

С детьми третьего года жизни проводятся игры на развитие зрительного восприятия.

С таким явлением, как свет и темнота, дети сталкиваются каждый день, но делают это неосознанно. Специально обращая внимание детей на эти явления, можно обогащать их восприятие новыми впечатлениями, расширять представление об окружающем мире. Эти игры помогают малышам преодолеть страх перед темнотой. Проводятся они во вторую половину дня: «Пляшущие тени», «День и ночь», «Солнечный зайчик», «Тени на стене», «Фонарик».

Для того, чтобы научить детей различать свойства предметов и явлений, надо организовать наблюдения, сопровождая их разъяснениями, беседой. Очень важным является приобретение сенсорного опыта, так как именно посредством чувственного познания ребенок получает основные знания об окружающем мире.

Знания, полученные чувственным путем, оказываются наиболее прочными. Дети получают представления о колючих и гладких, легких и тяжелых предметах природного окружения (шишки, желуди, ракушки, камешки и т.д.). Можно разнообразить игры с водой, которые открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и разных предметов (теплый – холодный, тонет – плавает).

В играх с песком малыши знакомятся с его свойствами (сухой – мокрый, мягкий – твердый). Они узнают, что сухой песок можно пересыпать, а из мокрого песка делать различные постройки. Возможность изменять форму и расположение построек открывают простор для детского творчества.

Очень интересно детям экспериментировать с красками. Смешивая краски, получая новые цвета и их оттенки дети, открывают различные свойства красок и новые возможности для экспериментирования с цветом.

Игры с бумагой также открывают широкие возможности для обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста. Экспериментируя с бумагой, малыши сминают, комкают, складывают, разворачивают, разрывают ее, знакомятся с разнообразными свойствами этого материала.

Малыши с удовольствием играют с лентами, нитками, веревочками, застежками. Самые маленькие дети могут продевать шнурок в любое отверстие. Для подобных игр подходят катушки с разноцветными нитками, большие и маленькие клубки, резинки, ленты разной ширины, шнурки и т.д.

Желательно, чтобы все эти материалы были укомплектованы в коробки для рукоделия.

Одно из любимых занятий детей – конструирование. В играх с конструктором малыши учатся вкладывать, сцеплять, совмещать детали. Очень важно, чтобы дети имели возможность свободно манипулировать деталями конструктора, самостоятельно открывая способы их крепления, создавая разнообразные фигурки и постройки.

В процессе конструирования дети получают представление о форме и размере предметов, их физических свойствах, узнают название цветов. Игры с конструктором способствуют развитию мелкой и крупной моторики, творческих и умственных способностей детей. Желательно, чтобы в группе в свободном доступе находился разнообразный материал для конструирования – напольный, настольные конструкторы, деревянные, пластмассовые, поролоновые.

Игры с мозаикой, пазлами (разрезными картинками) являются более сложным вариантом плоскостного конструирования. Собирая картинку по образцу, ребенок подбирает детали по цвету, рисунку, прикладывает их друг к другу; путем проб и ошибок находит правильный вариант их соединения.

Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребенка. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребенок способен по-настоящему насладится красотой музыкального или художественного произведения, а впоследствии создать его самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ИГРЫ С МАЛЫШАМИ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД»

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама)...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ИГРЫ С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ".

Предложены игры, способствующие развитию речи и мышления у детей....

консультации для родителей "Игры с малышом осенью"

консультации для родителей "Игры с малышом осенью"...

Консультация для родителей «Играем с малышом дома»

В возрасте 2-3 лет дети быстро устают, легко отвлекаются, не умеют долго удерживать внимание на одном предмете, поэтому занятия должны быть короткими, со сменой деятельности. Есть множество интер...

Консультация для родителей «Игры с малышом в кругу семьи».

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здо...