Консультация для родителей:"Развиваем память ребенка"
консультация (подготовительная группа)

Данная методическая разработка адресована родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вниманию родителей прелагаются различные методы и приемы, способствующие развитию процессов запоминания. Родителям даются рекомендации по формированию у детей слухоречевой и зрительной памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvivaem_pamyat_dlya_rebenka.docx887.81 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ РЕБЕНКА

Память в детском возрасте - одна из центральных психических функций, которая во многом определяет мышление. В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое запоминание, т.е. зубрежка - использование простого повторения, а не понимание информации. Сознательное запоминание становится возможным к 5-6 годам. В 6-7 лет ребенок способен  использовать логические связи материала для запоминания.

Как научить ребенка запоминать необходимое

1. Информация должна быть интересной и значимой для ребенка, память реагирует в первую очередь на яркие впечатления.

2. У ребенка должна быть сильная мотивация к запоминанию информации.

3. Ребенок быстрее запоминает информацию, которая имеет отношение к его жизни и деятельности, применяется на практике.Заучиваемый материал должен быть понятен ребенку.

4. Нельзя запоминать один материал сразу же за другим. Поэтому после подготовки уроков нельзя играть в компьютер, смотреть телевизор и читать. Лучше всего подышать свежим воздухом и подвигаться.

5. Необходимо научить ребенка организовывать заучиваемый материал, группировать изучаемую информацию и находить связи между элементами того, что он учит. Важно научить составлять план заучиваемого материала, так он приобретает четкую, упорядоченную форму.

6. Диета. В рационе ребенка должно быть достаточно витаминов и веществ, которые улучшают кровоснабжение мозга. Это орехи, сыр, жирная рыба, гречневая крупа, фрукты и овощи. "Быстрые сахара", содержащиеся в сахаре, конфетах плохо усваиваются в организме и могут вызвать ухудшение памяти.

7.Физическая нагрузка, спорт, прогулки на свежем воздухе, крепкий сон - главные составляющие физиологической основы для продуктивной работы мозга.

8. Используйте игровую форму заданий для тренировки.

Приемы, помогающие запоминанию (мнемотехники)

      1. РИСУНКИ

Если ребенок затрудняется повторить слова или фразы, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову/ фразе сделать рисунок, который помог бы потом вспомнить эти слова. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло потом ему вспомнить прочитанное.
         
Примеры фраз:
    1. Мальчику холодно.
 2. Девочка плачет.
 3. Папа сердится.
 4. Бабушка отдыхает.
 5. Мама читает.
 6. Дети гуляют.
 7. Пора спать.
        После того, как к каждой фразе сделан рисунок, предложите ребенку точно воспроизвести все семь фраз, дословно их повторить. Если возникают трудности, помогите подсказкой.
        На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, сколько фраз повторяет ребенок через день, помогают ли ему рисунки. Если вспоминаются 6-7 фраз — это очень хороший результат.


      2.  ПЕРЕСКАЗ С ПОМОЩЬЮ ВОПРОСОВ

Прочитайте ребенку небольшой рассказ, затем попросите его кратко пересказать содержание прочитанного. Если ребенок не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: «О чем этот рассказ?» Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка. Попросите ребенка снова сделать пересказ и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.

     3.   МНЕМОФРАЗЫ

Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.

 Например, заучиваем  цвета радуги, используя знаменитое  « Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Или заучиваем  падежи с помощью фразы  «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку» (соответственно именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падежи).

Для запоминания порядка планет солнечной системы: 1-Меркурий, 2-Венера, 3-Земля, 4-Марс, 5-Юпитер, 6-Сатурн, 7-Уран, 8-Нептун, 9-Плутон  применяется фраза: «Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли».

  1.  РИФМИЗАЦИЯ                                                                                                                               «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам», или « Пифагоровы штаны на все стороны равны».
  2.  МНЕМОТАБЛИЦЫ  

Такие таблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

  1. ЯРКИЕ АССОЦИАЦИИ  (картинки, карточки, фразы) которые соединяются с запоминаемой информацией                                
  2. СОЗВУЧНЫЕ СЛОВА для  запоминания длинных терминов или иностранных слов, фамилий и т.п. (Например: Чайковский - чай и кофе)

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти

  • «Детектив». Развитие произвольного внимания. Ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
  • «Пирамида». Развитие кратковременной механической памяти. Взрослый называет ребенку одно слово, ребенок повторяет; потом называет два слова, ребенок повторяет, потом три слова, ребенок повторяет и т.д.
  • «Что ты видел в отпуске?». Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.
  • «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет ее сейчас в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку, а ребенок должен ее найти.
  • «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
  • «Что ты ел на обед?». Ребенок вспоминает, что ел на обед.
  • Нарисуй такой же. Взрослый рисует на листе бумаги простой предмет, лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
  • «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
  • «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить его.
  •  «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек (камушков, веточек, бусинок); ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

Примеры мнемотехник

C:\Users\Home\Desktop\Мои публикации 2018\ПАМЯТЬ1.jpg

C:\Users\Home\Desktop\Мои публикации 2018\мнемозагадки.jpg

C:\Users\Home\Desktop\Мои публикации 2018\мнемотаблица1.jpg

C:\Users\Home\Desktop\Мои публикации 2018\мнемостихи.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развиваем память у дошкольников».

Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. Особенно большие требования к памяти предъявляет школьное обучение. Систематическое, целенаправленное овла...

Статья для родителей "Развивайте память ребенка"

Статья для родителей "Развивайте память ребенка"...

Консультация для родителей «Развиваем память у дошкольников».

Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. Особенно большие требования к памяти предъявляет школьное обучение. Систематическое, целенаправленное овла...

Консультация для родителей "Развиваем память ребенка"

Материал бедет полезен для развития памяти у ребенка дощкольного возраста....

Памятка для родителей "Развиваем память ребенка"

Памятка для родителей "Развиваем память ребенка"...

Советы для родителей «Развиваем память ребенка»

Больше внимания уделять развитию различных видов памяти, внимания и воображения ребенка, тем выше интеллектуальный потенциал ребенка.Легче воспринимает и запоминает малыш тот материал, котор...

Консультация для родителей "Развиваем память ребенка"

Консультация для родителей "Развиваем память у детей"...