Консультация для родителей "Воспитание гражданственности у ребенка"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Что следует иметь в виду, воспитывая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие задачи стоят перед педагогом и родителями?
Воспитание гражданина — это многогранный процесс, охватывающий целый, комплекс задач:
- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, поселку;
- формировать в нем чувство хозяина — бережное отношение к родной природе и всему живому, недрам земли и общественному достоянию, хлебу и продуктам питания;
- вызывать в ребенке чувство гордости за достижения страны;
- воспитывать любовь и уважение к людям труда, к Российской Армии;
- развивать интерес ребенка к доступным ему явлениям общественной жизни, к народным традициям;
- формировать чувство интернационализма и патриотизма;
- воспитывать уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_vospitanie_grazhdanstvennosti_u_rebenka.docx | 17.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Воспитание гражданственности у ребенка»
Быть гражданином — значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм и интернационализм, гуманное отношение к людям и к труду. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.
Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Что следует иметь в виду, воспитывая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие задачи стоят перед педагогом и родителями?
Воспитание гражданина — это многогранный процесс, охватывающий целый, комплекс задач:
- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому,
детскому саду, родной улице, городу, поселку;
- формировать в нем чувство хозяина — бережное отношение к родной
природе и всему живому, недрам земли и общественному достоянию, хлебу
и продуктам питания;
- вызывать в ребенке чувство гордости за достижения страны;
- воспитывать любовь и уважение к людям труда, к Российской Армии;
- развивать интерес ребенка к доступным ему явлениям общественной
жизни, к народным традициям;
- формировать чувство интернационализма и патриотизма;
- воспитывать уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением: панорама родного города (поселка), детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, родная природа — все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Задача взрослых — отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны ему:
- ближайшее окружение, природа, мир животных родного края;
- труд людей на благо общества, на процветание Родины;
- отношения людей, раскрывающие ребенку наш образ жизни (коллективизм, товарищество, взаимопомощь, оптимизм, вера в человека, гуманное отношение ко всему живому, стремление к миру);
- общественные события (полеты космонавтов, субботники, спортивные соревнования, юбилейные даты, День семьи, 8 Марта, День Победы, День Российской Армии и др.).
Факты, к которым привлекают внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывать интерес, будить воображение.
Что доступно пониманию ребенка дошкольного возраста, что его может волновать и вызывать интерес? Прежде всего, это места, где он родился и живет.
Родная природа - один из сильнейших факторов воспитания любви к Родине. От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе — все это источники формирования любви к родному краю. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю его жизнь, так как в образах воплощается Родина. Человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где родился и вырос, где ходил в детский сад и школу, где играл с ребятишками в снежки и катался на санках с ледяной горки. Воспитывая у ребенка любовь к природе, мы одновременно развиваем у него эстетическую отзывчивость на все прекрасное в окружающей действительности, стремление ценить и беречь труд людей как источник красоты.
Надо показать ребенку, что родной город или поселок, в котором он живет, славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Важно, чтобы родной город (поселок) предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится его детский сад. Внимание ребенка постарше надо привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, библиотека, почта, аптека, метро, булочная, универмаг; рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район в целом и его достопримечательности, исторические места и памятники родного города. Ребенку объясняют в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник знает название своего города (поселка), своей улицы, прилегающих к ней улиц, в честь кого они названы. Он должен знать свой адрес и путь от дома до детского сада, уметь ориентироваться в ближайших улицах, быть знаком с отдельными достопримечательностями, архитектурными ансамблями и памятниками. Ему объясняют: у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и
живет.
Для воспитания у ребенка любви к родному городу (поселку), необходимы экскурсии, в которых он познакомится с памятными местами. Родители имеют большие возможности рассказать ребенку о том месте, где они проживают.
На конкретных фактах из жизни старейших членов семьи — дедушек и бабушек, дети с помощью взрослых открывают такие важные понятия, как «долг перед страной» и «гражданская честь», «любовь к Отчизне» и «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и «военная доблесть». Старшему дошкольнику можно рассказать о том, что в Великую Отечественную войну многие дети лишились родителей и счастливого детства. Пусть ребенок не все поймет сейчас, но след в его сердце останется, а позже он осмыслит цену завоеванного для него счастья.
Подобные уроки мужества особенно полезны в воспитании мальчиков. Это они — будущие мужчины, а значит, и будущие воины — должны уметь охранять родную землю и чистое небо нашей Родины, а если потребуется, то и встать на ее защиту. Не менее важны уроки мужества и девочкам. Они — будущие женщины — должны растить достойных сыновей, а если потребуется, то и уметь воодушевить их на защиту Отчизны. Важно подвести ребенка к пониманию: мы победили в тяжелой битве с фашизмом, потому что российские люди любят свою Отчизну. Родина чтит героев, отдавших свою жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц.
К концу дошкольного детства ребенок должен знать: нашу страну населяют народы разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, культура, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, танцорами, песенниками, музыкантами, писателями, поэтами, художниками. Разнообразны пути и средства в формировании у ребенка интернациональных чувств. Это и кукла в национальном костюме, подаренная ребенку к празднику; и прослушанные в детском саду и дома аудиозаписи национальных песен и музыки; просмотр национальных танцев; знакомство с национальными блюдами.
Любовь к родине не может быть созерцательной. Чувство Родины должно проявляться у ребенка в активной форме. Это помогает ему переосмысливать свои полученные знания о Родине, выражать свое отношение к ней в делах.
Дети - наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь агрессивному и тревожному ребенку?"
Как научить ребенка общаться с людьми? В настоящее время многие родители воспитывают ребенка в домашних условиях, лишая его при этом необходимого ему общения со сверстни...
Консультация для родителей «Как дать ребенку почувствовать себя значимым?» и «Что нам мешает слышать ребенка?».
*Понаблюдайте за процессом общения педагогов с детьми, а также за детско-родительским взаимодействием. Оцените эффективность этого взаимодействия, опираясь на показатели «Как дать ребенку почувст...
Консультация для педагогов "Народная игрушка" как средство формирования гражданственности у ребенка.
quot;Народная игрушка" как средство формирования гражданственности у ребенка....
Консультация для родителей "Чем занять ребенка на прогулке зимой»? и нужно ли идти гулять если ребенок болеет?"
Консультация для родителей "Чем занять ребенка на прогулке зимой»? и нужно ли идти гулять если ребенок болеет?"...
Консультация "Первые чувства гражданственности"
Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, которы...
Консультация для родителей «Как помочь ребенку с нарушением внимания» (ребенок с дефицитом внимания, гиперактивный ребенок)
Данный материал будет полезен родителям, педагогам...