Консультация для родителей «Уроки гражданственности. Как и что рассказать детям о ВОВ».
консультация
В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.
Сущность понятия «гражданственность» состоит в способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_po_vov.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Уроки гражданственности.
Как и что рассказать детям о ВОВ».
В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.
Сущность понятия «гражданственность» состоит в способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу.
Гражданственность в ходе накопления социально-нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздействия ДОУ, семьи, социального окружения, а также в результате самовоспитания.
Гражданственность – это высшая ступень развития нравственного сознания личности.
Хорошо известно, что процесс формирования самосознания ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте. А потому важнейшими задачами развития ребенка дошкольного возраста, его гражданского воспитания выступает задача освоения родной культуры, воспитание гражданина своей страны.
Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста эффективно осуществляется при создании определенных педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении.
Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста возможно при решении комплекса задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только гражданственность, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Учет интегративного характера гражданственности, позволяет определять содержание нескольких компонентов: патриотизм, гражданские права и обязанности, межнациональная толерантность. Именно эти характеристиками определяются педагогические условия воспитания гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Патриотизм включает в себя: формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности (совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность); приобщение к истокам национальной региональной культуры; формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; воспитании любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
Воспитание патриотизма у детей должно осуществляться не только в ДОУ, но и в семье. Чаще рассказывайте детям историю нашей страны.
История нашей страны никогда не была безмятежной. В ней есть две особые даты: 22 июня – начало Великой Отечественной войны и 9 мая – День Победы. Семьдесят лет минуло со дня Победы в Великой Отечественной войне, но до сих пор не меркнет величие подвига нашего народа. Победа над фашизмом – великий урок всем поколениям. Поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы наши дети уже в дошкольном возрасте знали и помнили эти радостные и трагичные страницы нашей истории и не повторяли ошибок прошлого. Недаром О. Бисмарк говорил: « Даже победоносная война – это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народа».
9 мая – праздник простой и в то же время сложный для понимания детей. С одной стороны простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой – очень сложно объяснить, почему была война, почему люди убивали.
Тема войны очень глубокая и серьёзная, особенно для детей 5-7 лет. У этого возраста есть своя специфика: ребенку не свойственно трагическое восприятие мира из-за ограниченного детского опыта и присутствия недостаточной сформированности временных связей. К тому же в век информационных технологий у современных детей понемногу стирается грань между реальностью и игрой. Детям очень сложно понять такие сложные темы во всем многообразии конкретной информации. Мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную связь с практической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность.
Поэтому следует, уделить особое внимание, на эмоциональное восприятие детьми темы войны - борьбы добра со злом. Ведь им недостаточно знать, надо чувствовать. Воспринятая сердцем, вся информация может запомниться надолго и дать неожиданные результаты.
Для того чтобы у детей появился интерес к данной теме в детских образовательных учреждениях осуществляется целенаправленная работа, а именно проводятся тематические занятия, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая, театрализованная деятельность, совместные походы в музей. Но времени, выделенного в детском саду для совместной деятельности с детьми на данную тему явно недостаточно. Поэтому, данная работа предполагает ваше активное участие не только в мероприятиях, проводимых внутри детского сада, но и ознакомление детей с темой Великой Отечественной войны в семье.
Предлагаем примерные формы работы по изучению данной темы со своими детьми дома:
- чтение литературы, беседы и просмотр телепередач на военную тематику;
- рассматривание иллюстраций, семейных фотографий (бабушек, дедушек);
- словесно-дидактические игры;
- заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, песен на военную тему;
- участие в выставках совместного семейного творчества;
- посещение военных музеев, ознакомление с памятниками, экскурсии на памятные исторические места (если имеется такая возможность).
Особое внимание родителей хотелось бы уделить по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями о Великой Отечественной войне, воспитывающими историческую память и уважение, гордость за свою Родину.
Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам?
Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу?
Почти все написанное для детей о войне создано во второй половине ХХ столетия. В детской литературе для дошкольников существует одна тема – память о Великой Отечественной войне. Редкие авторы обращаются к событиям военных лет непосредственно. Право на это дано не каждому, его надо заслужить. Не годятся придуманные истории о похождениях бравых солдат, легких подвигах и быстрых победах, так увлекающие малышей. Нужна, правда – яркая, убедительная, живая. Нужен смысл, доступный маленькому читателю и в то же время достойный того события, о котором идет речь.
Прежде чем, знакомить дошкольников с произведениями о войне, необходимо подготовить их к восприятию этой сложной темы:
- дать небольшие сведения из истории;
- рассказать маленьким слушателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни, о подвиге каждого человека на войне и всего народа в целом;
- говорить с ними о губительном характере войны, сметающей на своем пути все живое, оставляющей после себя людское горе, выжженную землю.
И только тогда, когда у ребенка будет сформировано хоть малейшее представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны.
Итак, вот список художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми дошкольного возраста, а затем совместно обсудить полученные впечатления от прочитанного: :
- С.П.Алексеев « Рассказы из истории Великой Отечественной войны».
Книга посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей, вставших на защиту столицы.
- Е. Благинина « Шинель» - о детстве лишенном радостей по чьей-то злой воле, подкрепленной войной, заставившей рано повзрослеть.
- А.Барто «Звенигород» - о военном детстве в тылу.
- С.М. Георгиевская « Галина мама».
Эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести.
- Ю.П.Герман «Вот как это было».
Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания.
- В.Ю. Драгунский «Арбузный переулок» (в кн. "Денискины рассказы"). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.
- А.М. Жариков « Смелые ребята», « Максим в отряде», « Юнбат Иванов».
- В.А.Осеева « Андрейка». Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата.
- К.Г. Паустовский « Стальное колечко. Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.
- И. Токмакова « Сосны шумят» - о том, как война долгие годы не отпускает человека.
- Шишов А. «Лесная девочка». Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны.
- Ю.Яковлев « Как Сережа на войну ходил». Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге ни кто иной, как родной дедушка, погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость.
- Л.Кассиль "Твои защитники";
- С.Михалков "День Победы".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Воспитание гражданственности и патриотизма в семье».
В гражданско-патриотическом воспитании ребенка огромную роль играет семья. Именно в семье зарождается чувство патриотизма. Семья — это маленькая страна, маленькая Родина. Любовь к Родине начинается с ...
Консультация для родителей старшей группы по теме: «Что рассказать детям о зиме».
Знакомство детей с особенностями зимы....
Консультация для родителей "Что такое Георгиевская ленточка?Как рассказать детям?
Мы помним,мы гордимся!...
Консультация для родителей «Ленинград в годы ВОВ. Как рассказать детям о блокаде»
Как рассказать детям о войне? Как рассказать ребенку о войне и Дне Победы? Для нас очень важно сохранить память о подвигах наших дедов и привить нашим малышам уважение к ветеранам.Не все вз...
Консультация для родителей "Воспитание гражданственности у ребенка"
Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Что следует им...
Консультация для родителей старшей группы по теме: «Что рассказать детям о зиме».
Цель: Подбор для родителей материала о зиме, ознакомление с пословицами и поговорками о зимних месяцах.Задачи: Дать родителям небольшие советы: какие изменения в природе происходят зимой, чт...
Консультация для родителей ср.гр на тему: " Как рассказать детям о терроризме"
Консультация для родителей средней группы на тему: " Как рассказать детям о терроризме"...