Консультация для родителей. Поведение ребенка 3-х лет в период адаптации к детскому саду.
консультация (младшая группа)
Ваш ребенок пошел в детский сад, поздравляем! Значит он уже достаточно подрос, и вы решились на такой важный и наверняка волнительный шаг как доверить своего малыша профессиональным, но все-таки посторонним людям. Спешим уверить Вас, что подавляющему большинству ребятишек нравится ходить в детский сад, скорей всего так будет и с вашим малышом, но… совсем не сразу. Это потом ваш ребенок будет радоваться предстоящей встрече с друзьями и расстраиваться от того, что его «слишком рано забрали», а пока вас обоих ждет очень непростой период адаптации к детскому саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей. Поведение ребенка 3-х лет в период адаптации к детскому саду. | 565.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №43 Калининского района Санкт-Петербурга
Консультация для родителей по теме:
«Поведение ребенка 3-х лет в период адаптации к детскому саду»
Воспитатели:
Лебедева Наталья Николаевна
Тимакова Елена Евгеньевна
2021-2022 учебный год
Поведение ребенка 3-х лет в период адаптации к детскому саду.
Ваш ребенок пошел в детский сад, поздравляем! Значит он уже достаточно подрос, и вы решились на такой важный и наверняка волнительный шаг как доверить своего малыша профессиональным, но все-таки посторонним людям. Спешим уверить Вас, что подавляющему большинству ребятишек нравится ходить в детский сад, скорей всего так будет и с вашим малышом, но… совсем не сразу. Это потом ваш ребенок будет радоваться предстоящей встрече с друзьями и расстраиваться от того, что его «слишком рано забрали», а пока вас обоих ждет очень непростой период адаптации к детскому саду.
Образовательными регламентами на адаптацию ребенка к детскому саду в младшей группе выделяется 1 календарный месяц. Считается, что в течение него дети и педагоги должны привыкнуть друг к другу, как-то взаимно приспособиться. Но когда дети вписывались в требования строгих министерств? Им неизвестны нормативы, и для каждого из них период адаптации становится своим, чаще более продолжительным.
Кроме того, маленькие дети часто болеют, пропускают по этой причине посещение детского сада, а когда возвращаются, то все как будто запускается заново, потому что оказывается, что за время нахождения на «больничном» ребенок многое забыл. В итоге период адаптации к детскому саду растягивается: он может длиться и два, и три месяца, иногда и дольше. Встречаются и такие дети, которые с трудом, с горем пополам отходив в сад весь первый год, на следующий приходят как будто их подменили: им все интересно, все увлекательно, такой ребенок, наконец, дорос до «своего», личного возраста хождения в сад.
Что же происходит в этот период? В детском саду ребенок попадает в новые условия: другая обстановка со своим распорядком, незнакомые дети и непохожие на «своих» домашних, чужие взрослые. Со всем этим нужно познакомиться, научиться доверять. Приспособление происходит у каждого индивидуально, общее лишь то, что в первые недели или месяцы во время посещения дошкольного учреждения ребенок испытывает весьма ощутимое стрессовое влияние.
Стресс может выражаться в нарушениях аппетита и сна, истерических проявлениях (повышенной плаксивости или наоборот чрезмерной веселости и боевитости), снижении эмоционального фона, обострении хронических заболеваний. Нередко во время адаптационного стресса происходит «соскальзывание» на более раннюю ступень развития: ребенок как будто «забывает» те навыки, которыми он уже овладел, затрудняется в том, чтобы перенести их из привычной ситуации в новую (например, может временно «разучиться» проситься в туалет, мыть руки и т.д.). Но навыки не пропадают бесследно и по мере привыкания ребенка восстанавливаются, а под воздействием воспитателей совершенствуются.
Испытывающие острый стресс дети могут протестовать против перспективы «сегодня снова идти в садик». Те, что еще не умеют говорить или говорят плохо, могут сильно плакать и упираться, если уже умеют хорошо разговаривать, то могут сочинять, выдумывать разные причины.
Ребенок не понимает, почему ему нужно ходить в детский сад, когда можно остаться дома, и рассказы о том, что взрослые «должны уйти на работу», его нисколько не удовлетворяют.
Отметим также, что ребенок еще не ориентируется в событийной перспективе, поскольку живет «здесь и сейчас». Для него мысль о том, что он находится в садике временно, что его привели сюда не на совсем и позже заберут домой не является сразу очевидной. Должно пройти немало ежедневных повторений одной и той же ситуации, прежде чем ребенок утвердится, уверится в понимании того, что в определенное время его непременно забирают и отводят домой близкие люди.
Есть и еще одна важная психологическая особенность, о которой мы, взрослые, редко задумываемся: чем старше становится ребенок и чем лучше он осознает окружающую действительность, тем лучше понимает ее несовершенство и тем более выпуклым становится для него весь «трагизм» ситуации расставания с родителями, домом. Поэтому то, что еще не в полной мере осознается 2-леткой и потому проходит менее болезненно, ребенком более старшего возраста может восприниматься уже как полноценная жизненная драма. (Вспомните свой собственный детский опыт или понаблюдайте за другими детьми: у ребенка дошкольного возраста смерть аквариумной рыбки вызывает удивление и интерес, а для младшего школьника может стать настоящим горем.)
Не забудем еще и про специфические возрастные особенности 3-леток с их упрямством в «кризис 3х лет». Возрастные особенности также могут иметь место и влиять на адаптацию к садику.
Как же помочь своему ребенку пережить это сложное время?
Рекомендации родителям в период прохождения ребенком адаптации к дошкольному учреждению:
- Наберитесь терпения, все сложности адаптации вашего ребенка к детскому саду преходящи. Помните, что на преодоление стресса адаптации ребенку требуется немало времени и психологических сил.
- В первые дни постарайтесь не оставлять в детском садике ребенка на весь день. Лучше (по возможности) постепенно удлинять время пребывания ребенка в дошкольном учреждении от нескольких часов до половины дня и полного дня (если планируете оставлять на весь день).
- Отводя ребенка в садик, всегда выражайте уверенность, что ребенок в нем не останется на совсем, что вы или другие члены семьи обязательно сегодня же заберете его домой.
- Если знаете, кто сегодня будет забирать ребенка из садика, сообщите ему об этом (подготовьте его).
- Не обещайте, что заберете ребенка раньше, если знаете, что не сможете этого сделать. Не обманывайте его! (Иначе ваше отсутствие станет для ребенка дополнительным стрессовым фактором.)
- Если у ребенка есть какие-то особенности поведения или специфические черты характера обязательно сообщите о них воспитателям.
- Разрешите ребенку взять с собой из дома игрушку (не очень маркую и которую будет нестрашно потерять), для того чтобы у него оставалась своеобразная «связующая нить» с домом, напоминание о знакомом в этом новом, незнакомом мире детского сада.
- Контактируйте с воспитателями, интересуйтесь тем, что вызывает трудности у ребенка и у педагогов при общении с ним.
- Объясняйте ребенку, что в разных непонятных и сложных для него ситуациях, возникающих в садике (проговаривайте каких: обидел другой ребенок, оторвалась пуговица, испачкался и т.д.), ему нужно рассказывать воспитательнице (помощнику воспитателя/няне).
- Если кризис 3-х лет протекает у вашего ребенка бурно, повремените с переходом к «садовскому образу жизни», подождите, пока особенно острая фаза кризиса пройдет.
- Если в период адаптации у ребенка обострились диагностированные ранее неврологические расстройства (тики, заикание и др.) или хронические заболевания (особенно кожные, аллергии и др.), проконсультируйтесь с неврологом и лечащим врачом. Сократите время пребывания ребенка в садике, но не отказывайтесь от посещений полностью!
Адаптация к детскому саду – это и ваша адаптация к изменившимся условиям жизни семьи. Возможно, вам, вместе с другими взрослыми, придется пересмотреть какие-то моменты совместной жизни, подстраиваясь, к примеру, под оптимальный график забирания ребенка из садика.
Если, несмотря ни на что, сложности с поведением ребенка сохраняются длительное время, обратитесь за помощью к детскому психологу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: "Как помочь ребёнку в период адаптации к детскому саду".
Доверие ребёнка нужно заслужить....
Консультация для родителей_Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду
Даже при самом благоприятном стечении обстоятельств, перемена в образе жизни при поступлении в детский сад связана для ребенка с объективными трудностями. Адаптация включает широкий спектр индивидуаль...
Поведение ребенка 3-х лет в период адаптации к детскому саду: рекомендации родителям
Поведение ребенка 3-х лет в период адаптации к детскому саду: рекомендации родителямВаш ребенок пошел в детский сад, поздравляю! Значит он уже достаточно подрос, и вы решились на такой важный и наверн...
Консультация для родителей «Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду»
Мастер-класс для родителей«Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду»...
Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.
Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду. Начало посещения детского сада для ребен...
Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.
Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...
Консультация для воспитателей первой младшей группы: "Использование музыки в период адаптации в детском саду"
Консультация для воспитателей с рекомендациями от музыкального руководителя и подборка плей-листов с qr-кодами....