"Такие разные дети"
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тревожность - это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях . Что рождает страхи и опасения?
Во-первых, не сложившиеся отношения со сверстниками, во-вторых, взаимоотношения со старшими. В-третьих, психолого-педагогическая безграмотность родителей, которые требуют от ребенка отличных результатов любой ценой, наказывают его, если таковых нет, при этом не помогают собственному ребенку преодолеть возникшие трудности.
Высокий уровень тревожности вызван: Боязнью выразить свои возможности, так как дети считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают высокий уровень знаний и творчества; Заниженной самооценкой; Предъявлением со стороны взрослых высоких требований; Домашними неприятностями; Высокими требованиями родителей; Недостаточным вниманием и поддержкой родителей; Не замечание воспитателями и родителями успехов ребенка.
Рекомендации: - Важно, чтобы ребенок осознал, что причиной его неудач может быть отсутствие готовности или способности вести себя соответствующим образом. - Необходимо показать ребенку, что неудача ни в коей мере не умоляет его личных достоинств. - Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение тона, жестов и т.д. - Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет вера родителей и педагога в ребенка. - Очень важно создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Успех порождает новый успех и усиливает уверенность в своих силах.
Предлагаем использовать следующие советы при работе с тревожными детьми: 1. Ни в коем случае нельзя манипулировать детьми, перетягивать их как канат, то в одну, то в другую сторону. Ни родители, ни педагоги не должны подрывать авторитет друг друга. Борьба авторитетов чревата не только тревогой, но и безверием ребенка.
Взрослый и сам не должен быть противоречив в своих поступках и действиях. Если сегодняшними решениями мы зачеркиваем то, что провозгласили вчера, это нужно честно объяснить ребенку.
Прежде чем настаивать на чем-нибудь, внимательно присмотритесь к ребенку: вы наверняка увидите то, что ему по-настоящему интересно, откликнитесь на его первые попытки найти что-то для души. Вы избавите его от тревожной необходимости сочетать то, что нравится вам (но безразлично или неприятно ему), с тем, что влечет самого ребенка.
Необходимо ребенку доверять. Человек, живущий среди тех, кто ему доверяет, - спокоен, уверен, умеет оценить себя по достоинству. Недоверие порождает неуверенность, внутреннюю борьбу, тревогу.
Честность и доверие к ребенку - два кита, на которых стоит эмоциональное благополучие детей. Третий кит - безусловное принятие ребенка. Ни отметки, ни достижения детей не должны рассматриваться как основная ценность. Ребенок должен знать: он хороший, любимый и будет таким всегда.
Мы должны доверять выбору детей. С кем они дружат, во что играет - это их личное дело. Очень важно, чтобы ребенок сохранил искренние и глубокие контакты с кем-то из взрослых, но не для контроля, а для своевременной помощи, не для вмешательства в дела ребенка, а для эмоциональной поддержки.
Уметь распознавать проявления его тревоги, чтобы не ругать за то, за что нужно пожалеть, не требовать того, чего ребенок не в состоянии выполнить.
Особое место нужно уделять "ахиллесовым пятам" тревожного ребенка и ситуациям, "запускающим" его переживания. Слабым местом тревожных детей часто являются повышенная утомляемость и затрудненная включаемость.
Повышать самооценку ребенка. Помогать ему находить ситуации, в которых он один из лучших, хвалить как можно чаще, не скупиться на проявления любви и нежности.
Необходимо учитывать, что тревожный ребенок уже сам нашел какой-то способ борьбы с тревогой. При всей неадекватности, а порой нелепости подобных способов, их нужно уважать, не высмеивать, а использовать, чтобы помочь ребенку. Особенно хорошим подспорьем являются фантазии. Попытайтесь ему подыграть.
Самыми неприятными проявлениями тревожности являются агрессивность и апатия. Ни в коем случае нельзя отвечать на агрессию агрессией. Апатия и безразличие - чаще всего следствие завышенных или непоследовательных требований. Ни в коем случае не пытайтесь расшевелить ребенка насмешками или пинками, укорами и фальшивыми обещаниями .
Агрессивность-это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями входящими в комплекс враждебности. Она направлена на то, чтобы причинить ущерб, оскорбить или победить. В понятие «физическое действие» включается также речь.
Характерологические особенности агрессивных детей: Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии . Слабо развит контроль над своими эмоциями. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
Боятся непредсказуемости в поведении родителей. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации). Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
Признаки наличия агрессии у ребенка: Часто теряет контроль над собой. Часто спорит, ругается со взрослыми. Часто отказывается выполнять правила. Часто специально раздражает людей. Часто винит других в своих ошибках. Часто сердится и отказывается сделать что-либо. Часто завистлив, мстителен. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Рекомендации по работе с агрессивными детьми: Агрессивные дети часто бывают вооружены. Никогда не позволять оскорбить их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова – это не даст им право оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны. Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно .
В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов. Обсуждайте поведение только после успокоения. Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.
Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Имя…, ты расстроился, потому что… Ты можешь переживать, не имевши права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному. Пусть за что-то отвечает в садике. Перед сильными элементы раболепия, со слабыми агрессивны. Могут быть назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мелочам на него.
Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой-то момент это перестанет действовать и Вы будете неубедительны и бессильны. «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием. Свое плохое настроение не разряжать на нем. Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, что претензии были к его поступку, а не личности в целом.
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность
Характеристика гиперактивного ребенка: У ребенка часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах, сидя на стуле, крутится, вертится. Часто встает со своего места в классе во время уроком или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится и т.п. Обычно не может тихо спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор». Часто бывает болтливым.
Рекомендации по работе с гиперактивными детьми: Гиперактивному ребенку желательно сидеть за столом одному, стол должен быть отодвинут так, чтобы ребенок не мог дотянутся до других. Делать задания желательно на черновике, переписывать на чистовик маленькими порциями с отдыхом.
Делать всю работу с ребенком, чтобы он учился контролировать себя и привыкал к организованной деятельности. На таких детей нельзя кричать. Уменьшать работу, требующую механического контроля. Инструкции не должны быть длинными.
Вечером учить и напрягаться нельзя! Организовать зону отдыха в группе для таких детей. В школе оставаться на продленный день нельзя.
В чём кроются причины «плохого поведения»? Давайте задумаемся о том, чего собственно хотят дети, когда они «плохо себя ведут»? Откуда вообще берется плохое поведение? Причины стойкого непослушания ребёнка, мотивы «плохого поведения» следует искать в глубине психики ребёнка. Это на поверхности кажется, что он «просто не слушается», «просто не желает понять», а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком. Отсюда вывод: такие причины надо знать.
Можно выделить пять основных причин нарушения поведения у детей, которые приводят к тому, что ребёнок становится трудным и порой неуправляемым.
Причина первая – борьба за внимание. Если ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания...
Причина вторая – борьба за самоутверждение. Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Знаменитое требование «Я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный. Если родители слишком часто делают замечания и дают советы, а их критика слишком резка, опасения преувеличены, то ребенок «восстает».
Причина третья – желание мщения. Ребенок может мстить за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами, или когда родители уделяют больше внимания младшему ребёнку; унижение друг друга членами семьи; несправедливость родителей и невыполненные ими обещания; чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу и т.п. Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, если в доме появился новый член семьи, или самого ребенка отлучили от семьи (отправили к бабушке, в лагерь и пр.). В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.
Причина четвертая – потеря веры в собственный успех. Причинами неверия в собственный успех могут стать учебные неудачи, взаимоотношения в группе и с воспитателем , низкая самооценка. Может случиться, что ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в группе , а следствием стало не желание выполнять задания; в другом случае неуспехи в саду приводят к вызывающему поведению дома. Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а поведением он показывает: «Мне все равно...», «Пусть буду плохим...».
Причина пятая – попытки заручиться поддержкой друзей в старшем возрасте (во многом схожа с первой). Если ребенок не получает необходимого внимания в семье, то он находит свой способ его получить: он находит внимание и поддержку у друзей. Ребёнок допоздна пропадает на улице со своими сверстниками. Несмотря на все выговоры и увещевания родителей, ситуация не улучшается.
Помните, всякое серьезное нарушение поведения – это крик о помощи. Своим поведением ребёнок говорит нам: «Мне плохо! Помогите!» Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях.
Как же выявить причину непослушания? Когда ребенок плохо себя ведет, надо спросить у себя : «Что я чувствую в этот момент?» Дело в том, что чувства родителей зачастую подсказывают ответ на вопрос о том, чего пытается добиться ребенок .
Чувство досады, раздражения свидетельствует о том, что ребенок ищет внимания. Чувство гнева говорит о борьбе ребёнка за самоутверждение. Если родители чувствуют обиду, ребенок ищет мести. Чувство беспомощности обычно является сигналом того, что ребенок потерял веру в собственный успех . Наконец, если родители озабочены или встревожены, вероятнее всего ребенок ищет поддержки со стороны друзей .
установив причину поведения ребенка, можно не попасться на удочку и не реагировать «как всегда»: Можно повести себя неожиданным образом, может быть, сделать прямо противоположное тому, что вы обычно делаете в такой ситуации: если вы обычно срываетесь на крик, попытайтесь сохранить спокойствие; если вы обычно реагируете спокойно, попытайтесь проявить твердость. Не уделяйте ребенку внимания, когда он требует этого своим плохим поведением. Отступите , если вам покажется, что ребенок втягивает вас в спор. Найдите за что похвалить ребенка, когда хочется раскритиковать его. Игнорируйте детские драки и споры, пока не возникает реальной опасности жизни и здоровью детей. Таким образом вы сможете уйти от непродуктивных автоматических реакций на плохое поведение детей и прекратите вознаграждать такое поведение своим вниманием. Переключите свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия, но не ждите положительных результатов сразу!
Наиболее эффективными и ответственными методами общения с детьми является предоставление им свободы выбора во всех ситуациях, где это объективно возможно, и возможности испытать на себе последствия избранного ими образа действий. Метод предоставления детям свободы выбора.
Секрет хорошего поведения заключается в предоставлении детям свободы выбора образа действий (естественно, за исключением случаев, когда существует угроза их жизни и здоровью). Если они плохо себя ведут, постарайтесь воздержаться от придирок, нотаций, наказаний – предложите вместо этого выбор: «Мне не нравится, как ты со мной разговариваешь. Перестань грубить или мы вообще не будем это обсуждать!» Если ребёнок воздержится от выбора, следует мягко, но настойчиво добавить: «Можем вернуться к этому разговору, как только ты успокоишься». Вы все еще даете ребёнку возможность выбора и демонстрируете свое уважение к нему. Очень скоро ребёнок прекрасно поймёт, что любое действие приводит к определенным результатам, и научится выбирать то, что ему больше по нраву.
Немаловажное значение здесь имеет форма обращения к ребенку – тактичная рекомендация, совет, указание на несколько возможных вариантов действия с их сравнительной оценкой, создающих у него иллюзию действия «по собственному желанию». Можно также пользоваться отсрочкой выполнения требуемого действия – взрослый может заранее предупредить ребенка о необходимости совершить то или иное действие, давая ему тем самым время и возможность психологически подготовиться к этому действию.
В отдельных случаях полезен метод «естественных последствий», когда ребенок на собственном опыте убеждается в неприятных последствиях своего упрямства, «страдает» от непослушания и своеволия. Если дети отказываются есть, они изрядно проголодаются ко времени, когда им снова предложат поесть. Если они отказываются тепло одеваться, они замерзнут. Во всех случаях в роли учителя выступают естественные последствия принимаемых ими решений. Данный метод научно обосновал французский просветитель Жан Жак Руссо. Его действенность заключается в том, что ущерб, причинённый детским непослушанием, взрослые не торопятся устранять, чтобы содеянное убеждало ребёнка в недопустимости непослушания.
Следует понять, что обучение детей на последствиях их действий – это не метод наказания. Когда родители используют последствия действий детей в качестве способа дисциплинарного воздействия, эти обстоятельства должны естественно и логично вытекать из ситуации. К примеру, если ребёнок разбил окно, будет логично заставить его заплатить за новое стекло из своих карманных денег; но совершенно неуместно «штрафовать» его за беспорядок в его комнате – в данном случае нет никакой логической связи между деньгами и его поведением. Чтобы обучение детей на последствиях их действий не превратилось в наказание, родителям не следует выходить из себя, напоминать, угрожать, предупреждать или использовать фразы вроде: «Может хоть это тебя чему-нибудь научит!» – само действие будет воздействовать более эффективно, чем сопровождающие его «шумовые эффекты».
Важно вести себя в спокойной, но твердой манере – иногда может быть даже более уместно сказать ребёнку: «Давай сделаем это вместе!», чем давать ему возможность выбора. Не следует забывать о том, что целью обучения детей на последствиях их действий является оказание им помощи в выборе разумных решений, а не принуждение их к выполнению родительской воли. Поэтому этот метод дисциплинарного воздействия не должен использоваться в качестве дополнительного аргумента в пользу решения, уже принятого родителями (за исключением, разве что, ситуаций, когда данный метод используется в воспитании совсем маленьких детей).
Важно привлекать детей к обсуждению важных для них решений (например, относительно того, в котором часу они должны возвращаться домой с прогулки, какую работу по дому они должны выполнять, поедут ли они на пикник вместе с родителями, и т.д.). Обучая детей на последствиях их собственных поступков, необходимо проявлять определенную гибкость и ориентироваться на конкретные обстоятельства: данный метод применим к периодически возникающим проблемам, но ни в коем случае не к чрезвычайным ситуациям.
Для предупреждения непослушания очень важна правильная организация жизни и деятельности ребенка, здоровая атмосфера и правильные взаимоотношения в семье, спокойная требовательность и устранение избытка внимания к ребенку. Большую роль играют меры, направленные на укрепление нервной системы: соблюдение режима сна, питания, работы и отдыха, устранение обилия впечатлений.
Воспитание дисциплины должно опираться на пример, который подаете Вы сами. Если Вы сами горазды срываться на крик, перебивать других на полуслове, распускать руки, ругаться и критиковать всех и вся, можете быть уверены в том, что ваш ребенок всему этому научится. В то же время ваши доброта, твердость, честность, внимательность, способность попросить прощения и поддержать в трудную минуту учат детей быть добрыми, твердыми, честными, отзывчивыми. Для предупреждения непослушания необходимо разумно сочетать родительскую любовь, заботливость с требовательностью. Детям совершенно необходимы ограничения, хотя бы для того, чтобы против них протестовать.
Важно также приучать ребенка считаться с мнением и интересами окружающих, воспитывать умение при необходимости поступаться собственными желаниями. Надо всегда искать причины проявляемого непослушания и устранять их, но ни в коем случае нельзя подавлять волевые усилия формирующейся личности, хотя и ложно утверждаемые. Поэтому нельзя прибегать к угрозам, грубому насилию, физическим мерам воздействия.
Попытка взрослых «сломить» ребенка силовыми методами, как правило, не приводит к цели. В таком случае ребенок либо оказывается «победителем» в этой борьбе, либо, сломленный и подавленный, глубоко переживает свое «поражение». В конечном итоге, до конца не понимая, в чем он не прав и почему от него что-то требуют, он становится озлобленным по отношению ко взрослым. Ни в коем случае не должны иметь места упрашивания и уговоры, заканчивающиеся необоснованными уступками со стороны взрослых.
Следует помнить, что готового рецепта в деле воспитания детей нет. Разные дети, разные ситуации, разные обстоятельства требуют использования разных подходов. Например, если применение метода обучения ребенка на последствиях его собственных действий приводит к тому, что он только озлобляется, и не дает ожидаемых результатов, попробуйте что-нибудь еще – может быть имеет смысл попытаться более активно использовать методы поддержки и поощрения: дети никогда не отказываются от искренней поддержки со стороны своих родителей.
Уделять детям как можно больше положительного внимания – это ещё один эффективный и очень действенный приём достижения послушания. А на это требуется много времени – вашего времени: чтобы поговорить, выслушать, показать свои теплые чувства, вместе отдохнуть и посмеяться, подбодрить, поиграть, повеселиться, поужинать всей семьей. Это, наверное, самая большая трудность, с которой вам предстоит справиться: нужно будет проводить с детьми гораздо больше времени, наслаждаясь их обществом, оказывая им необходимую поддержку, выслушивая их проблемы. Умение оказывать поддержку и умение уделять внимание детям без преувеличения можно назвать двумя самыми важными родительскими умениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Такие разные дети"
Целью дополнительной образовательной программы является создание условий для формирования школьной готовности у детей с мотивационной незрелостью в условиях дошкольного образовательного учрежден...
"Такие разные дети" Слово "НЕТ".
Психологические особенности детей....
Проект "Такие разные дети"
Проект "такие разные дети" созданию условий для обучения, воспитания и развития широкого спектра способностей и индивидуальных дарований детей в художественно-эстетическом направлении....
Такие разные дети.
Такие разные дети....
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ДЕТИ
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ДЕТИ...
Такие разные дети
Почему один ребенок подвижен и импульсивен, а другой - вялый и медлительный. Один ребенок быстро сходиться с людьми, открыт и общителен, а другой - замкнут и зажат. Причина этих различий поведения леж...
Такие разные дети
Почему один ребенок подвижен и импульсивен, а другой - вялый и медлительный. Один ребенок быстро сходиться с людьми, открыт и общителен, а другой - замкнут и зажат. Причина этих различий поведения леж...