Методическая разработка по сенсорно-перцептивному развитию детей с ОВЗ (ЗПР)
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)

Крылова Мария Васильевна

Сенсорное развитие детей с ОВЗ ( ЗПР) имеет ряд особенностей. Дошкольный возраст – время интенсивного сенсорного развития ребенка с задержкой психического развития.  Приобретение сенсорного опыта необходимо для овладения всеми видами деятельности и представлений об окружающей действительности. У детей с ОВЗ сенсорный опыт зачастую спонтанно не складывается, его целенаправленное формирование становится главной задачей для дальнейшего познавательного развития детей.

Работа по сенсорному развитию имеет комплексный и непрерывный характер. Она осуществляется в процессе организованных и свободных игр, других видов деятельности, в повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.

Особое место в ней занимают специально организованные занятия, основанные на использовании развивающих дидактических игр и пособий, направленных на уточнение и систематизацию сенсорного опыта ребенка, развитие перцептивных действий.

Внимание детей привлекается к функциональным и пространственным свойствам окружающих предметов (отношениями по величине, пространственному расположению) и цвету. Одновременно у детей формируются  первые практические ориентировочные действия (в том числе практическое примеривание).

Такой комплексный подход к коррекции и формированию способов восприятия приводит к возникновению очень важной для познавательного развития ребенка сенсорно-перцептивной способности. Он также способствует развитию концентрации внимания, умения сосредоточится на содержании и выполнении игрового задания, придавая вниманию устойчивость и произвольность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tuchka.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга Сенсорно-перцептивное развитие детей с ОВЗ (ЗПР) дошкольного возраста Методическая разработка. Многофункциональное пособие «Тучка» Учитель-дефектолог Крылова Мария Васильевна

Слайд 2

Сенсорно-перцептивное развитие детей с ОВЗ (ЗПР) дошкольного возраста Методическая разработка. Многофункциональное пособие «Тучка»

Слайд 3

Сенсорное развитие детей с ЗПР Сенсорное развитие детей с ОВЗ ( ЗПР) имеет ряд особенностей. Младший и средний дошкольный возраст – время интенсивного сенсорного развития ребенка с задержкой психического развития. Приобретение сенсорного опыта необходимо для овладения всеми видами деятельности и представлений об окружающей действительности. У детей с ОВЗ сенсорный опыт зачастую спонтанно не складывается, его целенаправленное формирование становится главной задачей для дальнейшего познавательного развития детей.

Слайд 4

Работа по сенсорному развитию имеет комплексный и непрерывный характер. Она осуществляется в процессе организованных и свободных игр, других видов деятельности, в повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком. Особое место в ней занимают специально организованные занятия, основанные на использовании развивающих дидактических игр и пособий, направленных на уточнение и систематизацию сенсорного опыта ребенка, развитие перцептивных действий.

Слайд 5

Внимание детей привлекается к функциональным и пространственным свойствам окружающих предметов (отношениями по величине, пространственному расположению) и цвету. Одновременно у детей формируются первые практические ориентировочные действия (в том числе практическое примеривание ). Такой комплексный подход к коррекции и формированию способов восприятия приводит к возникновению очень важной для познавательного развития ребенка сенсорно-перцептивной способности. Он также способствует развитию концентрации внимания, умения сосредоточится на содержании и выполнении игрового задания, придавая вниманию устойчивость и произвольность.

Слайд 6

Существует множество игр, направленных на формирование сенсорных эталонов цвета. Предлагаю вашему вниманию мое авторское пособие «Тучка»

Слайд 7

И гра предназначена для детей дошкольного возраста и направлена на формирование сенсорных эталонов цвета, развитие пространственной ориентировки, внимания, памяти, мелкой моторики. Целевая аудитория: учителя-дефектологи, воспитатели, родители детей с ОВЗ. Данная игра может быть выполнена своими руками и не требует особых финансовых затрат. Материалы изготовления: фетр или иной тканевый материал, ленты различных цветов, лента «липучка», детали «лица» из заламинированной бумаги, картон, деревянные палочки, клеевой пистолет. Данная фигура облачка имеет внутренний карман, что удобно для хранения капелек – «Дождинок».

Слайд 8

На лицевой стороне пришивается «нелипкая часть» ленты крепежа, а на тыльной - часть для крепления к ворсистой доске, « коврографу ». Таким образом данное пособие может быть использовано как для показа на доске и коллективной работы детей, так и для работы за столом. На один конец каждой ленты прикреплена «липучка» и капелька, на другой конец- деревянная палочка с липучками по обеим сторонам, что позволяет фиксировать ленту на различной высоте доски « коврографа ».

Слайд 10

Задачами данной дидактической игры являются: - сравнивать и выбирать предметы по заданному признаку, - классифицировать и распределять предметы, - определять предмет по одному или нескольким признакам, у пражнять внимание, память, р азвивать мелкую моторику. Варианты игр: «Радуга» – предложите ребенку расположить ленты по цветам радуги, для этого можно использовать ленту-образец или выделение по образцу или словесную инструкцию. Для детей, которые только знакомятся с цветом можно предложить выложить ленту, ориентируясь на цветовой маркер (капельку нужного цвета), который прикрепляется на саму тучку. «Дождик шалун» – для данного варианта понадобятся карточки с капельками, расположенными в различной линейной последовательности. Задача ребенка прикрепить ленты в заданной последовательности, ориентируясь на схему.

Слайд 11

«Что изменилось?», «Что пропало?» – традиционные приемы, когда в игре в отсутствии детей (одного водящего) удаляется одна или несколько лент, или осуществляется их перестановка. Детям предлагается назвать, что пропало, какого цвета не хватает, восстановить прежний порядок. «Замотай дождик» - предложите ребенку наматывать на палочку ленту определенного цвета, или выбрать ленту, находящуюся между определенными цветами, или, например, справа от зеленого или слева от оранжевого. «Длинный/короткий» – липучки на концах палочек позволяют наматывать ленты заданной длины и останавливаться, прикрепляя их к коврографу . Можно предложить ребенку действовать по инструкции: «Сделай красную дождинку самой длинной, а желтую короче. Сделай так, чтобы в радуге самой короткой была красная лента, а фиолетовая самая длинной . В данном варианте также можно использовать цветные метки (капельки с липучкой, прикрепленные на коврограф), для обозначения остановки.

Слайд 12

« Нотки дождя» - в данном варианте игры используются карточки, с обозначением высоты «капелек», где нужно остановиться ребенку. Например:

Слайд 13

Таким образом, меняя количество цветов, усложняя или упрощая инструкцию возможно использование, данной разработки для детей различного возраста и находящихся на разном уровне усвоения сенсорных эталонов. Данное пособие способствует формированию пространственных представлений детей, также в игры можно включать математическое содержание . «Сравни цифры» - например: прикрепляются 3 ленты, над ними прикрепляются цифры, например 1, 2 , 3 . Ребенку предлагается у самой большой цифры сделать ленту длиннее всех, а у самой маленькой короче всех. ! 1 2 3

Слайд 14

Таким образом данная разработка имеет многофункциональное назначение, ее можно использовать не только для решения различных задач обучения, использовать в работе с детьми различного возраста, в индивидуальной и групповой работе. Возможно решение воспитательных задач, таких как приучение работать детей в парах и малых подгруппах, учить дожидаться своей очереди и действовать по правилам. Пособие имеет привлекательный внешний вид, детям нравятся тактильные, сенсо-моторные ощущения от процесса игры. Постижение человеком мира средствами сенсорики является основой для развития его умственных способностей и воспитания. Поэтому с раннего возраста необходимо заботиться о том, чтобы познание ребенком окружающего мира через его ощущения было правильным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по "Социально-личностному развитию детей" средней группы

Основным приоритетом выступает личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и за...

Методическая разработка на тему: "Сенсорное развитие детей в раннем возрасте -дидактические игры"..

роль  дидактических игр в сенсорном развитии  детей раннего возраста....

Методическая разработка по направлению познавательного развития детей «Ознакомление с неживой природой детей старшего дошкольного возраста средствами элементарного экспериментирования»

Современный образовательный процесс дошкольных учреждений ориентирован с 1 января 2014 года на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования,  в которых указано на необходимость « ...

Методическая разработка по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста «Воспитываем у детей семейные ценности»

В настоящее время далеко не все дети владеют информацией о своей семье, не знают, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные пр...

Методическая разработка по коммуникативно-речевому развитию детей дошкольного возраста «Общение в радость» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему « Составление описательных рассказов о домашних животных с использованием пла

Посмотрите, кто у нас сегодня в гостях ( Лунтик). Ему очень понравились домашние животные, только он еще мало о них знает и не всех запомнил. Готовы вы помочь Лунтику узнать о домашних животных больше...