Авторская программа "МАКСИМ"
методическая разработка

Сырцева Анна Вячеславовна

Важным направление профессиональной деятельности педагогов ДОУ является взаимодействие с родителями. Семья для ребенка раннего возраста – естественная среда. Задача специалистов создать условия для преобразования семейной среды и превращения ее в адекватную среду для развития детей.  Придя в дошкольное учреждение, ребенок оказывается в новых социально - психологических условиях, в новой среде, где меняется обычный ход и образ жизни, поэтому у него возникает чувство нестабильности. Поэтому остро стоит вопрос активизации внутренних психических ресурсов ребенка, обеспечение им покоя и защищенности, полноценного психологического, эмоционального развития и социального благосостояния. Не имея возможности целостно изучить дошкольное учреждение, сформировать глубокие представления о жизни малышей в детском саду, о созданных там условиях, родители испытывают недоверие, страхи и опасения. Характерна четкая связь между состоянием здоровья ребенка, его физическим, психическим развитием, формированием его личности и генеалогией, биологическим и социальным анамнезами. Часто наблюдаются психосоматические заболевания. Поэтому сотрудничество с семьями малышей необходимо начинать перед поступлением в дошкольное учреждение, и помочь ребенку и  родителям безболезненно войти в жизнь детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_-_kopiya.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная многофункциональна программа

по адаптации семьи к ДОУ «МАКСИМ»

(Мягкая Адаптация К Саду И Миру)

Пояснительная записка

Важным направление профессиональной деятельности педагогов ДОУ является взаимодействие с родителями. Семья для ребенка раннего возраста – естественная среда. Задача специалистов создать условия для преобразования семейной среды и превращения ее в адекватную среду для развития детей. Анализ педагогических практик (Д. Б. Эльконин) показывает, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего возраста является период адаптации. Придя в дошкольное учреждение, ребенок оказывается в новых социально - психологических условиях, в новой среде, где меняется обычный ход и образ жизни, поэтому у него возникает чувство нестабильности. Поэтому остро стоит вопрос активизации внутренних психических ресурсов ребенка, обеспечение им покоя и защищенности, полноценного психологического, эмоционального развития и социального благосостояния. Не имея возможности целостно изучить дошкольное учреждение, сформировать глубокие представления о жизни малышей в детском саду, о созданных там условиях, родители испытывают недоверие, страхи и опасения. Не стоит забывать, что ребенок – существо биосоциальное (К. Л. Печора). Характерна четкая связь между состоянием здоровья ребенка, его физическим, психическим развитием, формированием его личности и генеалогией, биологическим и социальным анамнезами. Часто наблюдаются психосоматические заболевания. Поэтому сотрудничество с семьями малышей необходимо начинать перед поступлением в дошкольное учреждение, и помочь ребенку и  родителям безболезненно войти в жизнь детского сада.

Целью программы является вовлечение всех участников взаимодействия в единое образовательное пространство.

Задачи:

 - реализовать  комплексное сопровождение семьи и педагогического состава в период адаптации детей к ДОУ,

- способствовать развитию коммуникативных навыков и гармоничному, эффективному общению и взаимодействию всех участников образовательных отношений,

- организовать раннее выявление и помощь детям с проблемами в развитии.

Общая продолжительность реализации программы - 10 месяцев.

Категория участников: дети раннего возраста, родители, воспитатели групп раннего возраста

Ожидаемый результат: высокий и выше среднего уровень адаптированности ребенка к ДОУ, средний и низкий уровень ситуативной тревожности родителей, высокий уровень компетенций педагогов раннего возраста, отсутствие синдрома эмоционального выгорания.

Содержание

Авторская программа «МАКСИМ» (Мягкая Адаптация К Саду И Миру) представляет собой реализацию двух этапов. Первый – работа с родителями и детьми в возрасте от года до двух лет (до момента поступления ребенка в ДОУ). Второй – сопровождения детей с двух до трех лет и воспитателей в адаптационный период.

Первый этап сопровождения организован в рамах функционирования консультативного пункта и предполагает работу в трех направлениях: с ребенком, с родителями, с тандемом «Родитель+Ребенок». Залог благополучия ребенка – это психически здоровые родители. Поэтому целью работы является повышение психологической устойчивости и формирование
психолого-педагогической культуры семьи в сферах
межличностного, семейного и родительского общения. Основные задачи первого этапа это:

 - пропаганда знаний о физиологических и психологических  особенностях детей в возрасте от года до двух лет среди родителей;

- развитие  психолого-педагогической и коммуникативной компетентности родителей;

- профилактики кризисных ситуаций в семье, помощь в создании условий для успешной социализации детей, содействие укреплению семьи;

- снижение родительской тревожности, обучение навыкам саморегуляции;

- профилактика отставаний в развитии, социальной и эмоциональной  депривации детей;

- оказание ранней диагностической помощи детям;

- профилактика дезадаптации;

- обучение навыкам конструктивного взаимодействия с детьми,  различным способам коммуникации в семье, укрепление детско-родительских отношений.

Сопровождение ребенка раннего возраста на первом этапе предполагает психолого-педагогическое обследование по запросу родителей.

Работа с родителями осуществляется за счет индивидуального консультирования и проведения практических мероприятий. Консультирование организовано в определенные дни и часы согласно графику. Практические мероприятия организуются на территории дошкольного учреждения в виде мастер-классов, семинаров-практикумов или родительских  тренингов с периодичностью два раза в месяц. Тематика встреч разнообразна.

Работа в тандеме «Родитель+Ребенок» предполагает 4 занятия, направленных на создание благоприятных условий взаимодействия детского сада и семьи на этапе подготовки ребенка к поступлению в детский сад. Организация взаимодействия осуществляется в вечернее время в музыкальном зале или предполагаемой для посещения в будущем группе. Занятия построены по сюжетам известных детям сказок, с использованием, музыкальных игр,  игр-подражаний, кукольного театра. Все задания выполняются малышами совместно с родителями. Во временной интервал заложена свободная деятельность детей, во время которой родители могут пообщаться между собой или задать интересующие вопросы педагогу-психологу и воспитателю.

Адаптация рассматривается нами как многогранный процесс, в который целесообразно включать всех участников: детей, родителей, воспитателей и специалистов. Успешность реализации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение подразумевает последовательность этапов. По истечению первого этапа сопровождения, дети зачисляются в группу детского сада. Работа в рамках программы продолжается с детьми в групповых занятиях и с воспитателями в организованных практических и консультативных мероприятиях.

Дети раннего возраста особенно чувствительны к отношению взрослого. Доброжелательность, эмоциональная выразительность, спокойные ласковые интонации, внимание к настроению, к самоценности личности – главное при взаимодействии с малышами. Такое взаимодействие с детьми является залогом их эмоционального благополучия и полноценного развития. Поэтому цель второго этапа это создание условий для полноценного проживания раннего детства, разностороннего развития ребенка, его эмоционального благополучия в  дошкольном учреждении. Основные задачи первого этапа продолжают реализовываться и на втором, и дополняются с ориентацией на воспитателей:

- повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов;

- восстановление связи теоретических знаний педагогов с практическим опытом воспитания, обучения и развития детей раннего возраста;

- помощь в организации личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком в течение всего пребывания в группе;

- создание условий для профессионального самосовершенствования и саморефлексии педагогов.

Занятия проводятся в группе, на закрепленном участке или музыкальном зале один раз в неделю на протяжении трех месяцев со всем коллективом детей совместно с воспитателями или музыкальным работником. Предполагают использование психологических игр, арт- и муз-терапии, психогимнастики, музыкальных игр и игр-подражаний.

Практические мероприятия с воспитателями организуются один раз в неделю на протяжении месяца и предполагают тренинг, семинары-практикумы и консультацию.

Таким образом, организуется комплексное сопровождение всех участников образовательных отношений, взаимодействующих с детьми раннего возраста, в том числе и на период их адаптации к детскому саду.

Список литературы

  1. Аксарина Н.М.  Воспитание детей раннего возраста. – М., 1977.
  2. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики // Дефектология. 2002. №3. С. 11‒12.
  3. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.
  4. Андреева Ф. Д. Современный дошкольник: возрастные нормы и жизненные реалии // Психолог в детском саду. -  2010. - №2. С. 3-17.
  5. Баенская Е.Р., Выродова И.А., Разенкова Ю.А. Научитесь общаться с младенцем: пособие для родителей. М.: Просвещение, 2008. 128 с.
  6. Била И.Н. О проблеме раннего развития детей / И.Н.Била // Психолог в детском саду.– 2012. – N3. – С.74-86.
  7. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. М.: Владос, 2007.
  8. Галигузова Л. Н. Разработка проблем психического развития детей раннего возраста в концепции генезиса общения // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2009. Т. 2. N 2.
  9. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: книга для педагогов; под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. М.: Полиграф сервис, 2002. 128 с.
  10. Калинина А.В. Сопровождение семей с детьми раннего возраста с ОВЗ // Специальное образование: материалы XI междунар. науч. конф. 22–23 апреля 2015 г./под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. Режим доступа:  https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdenie-semey-s-detmi-rannego-vozrasta-s-ovz (Дата обращения: 15.10.2020).
  11. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия/ И. В. Лапина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 127 с.
  12. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей: методические разработки/ Л. Г. Нуриева. – Изд. 9-е. – М.: Теревинф, 2016. – 106 с.
  13. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. М., 1999.
  14. Овчинникова Т. С. Возможности групповой диагностики развития детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения/Актуальные проблемы психодиагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2011. – С. 87-92.
  15. Печора К. Л. Развиваем детей раннего возраста: Современные проблемы  их решения в ДОУ и семье. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 112 c.
  16. Ранняя помощь детям и их семьям: траектория профессионального роста: сборник статей II Международной науч.-практ. конференции, Санкт-Петербург, 6-8 ноября 2019 года / М-во труда и социального развития Российской Федерации; ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России; [Гл. ред. д-р мед.наук, проф. Г.Н. Пономаренко; ред. коллегия: д-р пед. наук Е.М. Старобина, канд. мед. наук О.Н. Владимирова, К.Н. Рожко]. – Санкт-Петербург: OOO «ЦИАЦАН», 2019. –96с.
  17. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального  образования. М.: АРКТИ, 2005. 336 с.
  18. Смирнова Е. О. Лучшие развивающие игры / Смирнова Е. О. – М.: Эксмо, 2010. – 240 с.
  19. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста в целях контроля познавательного развития // Справочник педагога-психолога. – 2011. – №00. – С. 49-56.
  20. Хоменко И. А. Перестань меня воспитывать! – Спб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2009. – 234 с.
  21. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами. – М.: Генезис, 2008. – 192 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Авторская сказка в работе с детьми"

При слове "сказка" у каждого из нас появляются особые чувства, на душе становиться тепло, мы вспоминаем прятные минуты детства. Несмотря на то, что нашим миром правит технический прогресс и высокие те...

Авторская технология обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант

Одно из направлений плана индивидуального развития профессионализма.  Цель моей работы - поиск конкретных, эффективных путей развития и коррекции речи детей в логопедической п...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.

Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...

Авторские гимнастики в работе с детьми ОВЗ (на примере авторских пособий).

В работе с детьми с ОВЗ учитель-логопед зачастую должен решать много задач. Данный материал наглядно демонстрирует, как комплексно и поэтапно решить много задач при коррекционной работе....