Как родителям учить стихи с детьми с задержкой речевого развития
учебно-методический материал (средняя группа)
Приемы разычиывния стихов с детьми с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zauchivaniya_stihov_s_detmi_s_zrr.docx | 398.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Как родителям учить стихи с детьми с задержкой речевого развития
Много стихов знает ваш ребенок? Насколько легко он их заучивает? Сколько времени вам нужно, чтобы выучить короткое стихотворение? Бывают при разучивании перестановки слов в строчках? Ваш малыш не может рассказать две строчки Деду Морозу? Если все это вас беспокоит, и вы уже опустили руки, то эта статья именно для вас.
Знание стихотворений может служить хорошим тестом для проверки уровня развития речи ребенка. Закономерность простая: если ребенок знает много стихотворений, значит у него хорошо развита память и внимание, а, следовательно, и речь. Существует и обратная зависимость: стихи в полной мере развивают интеллект и речь.
Для чего нужно учить стихи
Стихи мощно развивают речевые компоненты:
1. Фонематический слух. Стихи приучают ребенка к активному прислушиванию к речи, что развивает способность к различению на слух сходных звуков.
2. Чувство ритма и умение пользоваться речевым дыханием, что очень важно для развития речи ребенка. Ведь наша речь по своей природе ритмична.
3. Словарный запас. В каждом, пусть даже коротком двустишии, есть слова, которые мы не часто используем. Объясняя их ребенку, мы вводим их в пассивный и активный словарь.
4. При чтении и заучивании стихов ненавязчиво формируется грамматический строй речи.
5. Стихи насыщены порой непривычными речевыми оборотами, которые ребенок потом сможет использовать в свободной речи.
Кроме того, в отличие от логических игр, которые развивают только левое полушарие, стихи активизируют межполушарное взаимодействие. Благотворно они влияют и на эмоциональное развитие ребенка. Даже короткие детские стишки наполнены простыми детскими эмоциями радости, грусти, переживаний, страхов и взаимопомощи.
В 3-4 года у детей активно развивается память, поэтому в этом возрасте можно и нужно заучивать короткие двустишия или четверостишия, а затем постепенно увеличивать объем.
Как учить стихи с детьми
Учить стихи нужно, даже если у ребенка явные проблемы с речью. Если малыш плохо говорит, ему подойдут короткие стихотворные формы, например:
Ди-ди-ди, к нам иди.
Ду-ду-ду, я иду.
Ок-ок-ок, у Тани сок.
Вместо «Тани» подставьте другое имя ребенка или просто слово «мама», тогда стихотворение станет малышу ближе. Повторяйте стихотворение ярко, эмоционально, несколько раз. Работе над стихотворной формой уделяйте 1-2 минуты. Возвращайтесь к одним и тем же строкам неоднократно. Перед последним словом в строчке останавливайтесь, ждите и показывайте ребенку, что он должен досказать словечко сам.
Как только появится договаривание последнего слова в строчке, не забудьте похвалить ребенка. Продолжайте наполнять пассивную речь ребенка стихотворными строками. Когда-нибудь стихи обязательно перейдут и в активный словарь.
Приемы запоминания стихов
1. Для эффективного запоминания используйте прием сопряженных действий:
- хлопайте в ладоши в такт стихотворения;
- «дирижируйте» невидимым оркестром;
Фото из книги «Логопедическая ритмика» Е. Анищенковой
- поочередно сгибайте-разгибайте кулачки;
Фото из книги «Логопедическая ритмика» Е. Анищенковой
- сгибайте-разгибайте руки в локтях, как роботы;
- шагайте с высоко поднятыми коленями;
Фото из книги «Логопедическая ритмика» Е. Анищенковой
- ритмично отбивайте фитбол или мяч рукой или имитируйте это движение;
- повторяйте стихотворение, ритмично подпрыгивая на фитболе;
- раскачивайтесь на балансире;
- наконец, показывайте все, о чем говорится в стихотворении, как драматические артисты. Все это поможет ребенку впоследствии вспомнить заученные строчки.
2. Для быстрого запоминания используйте мнемотехнику: делайте к каждой строчке стихотворения рисунок-схему, опираясь на которую ребенок может вспомнить стихотворение.
Приведу пример:
У Сени и Сани судак в сметане.
А соседская киска будет есть сосиски.
Смотрите на рисунок-схему на фото.
Рисунок автора
К каждому стихотворению можно рисовать подобные картинки или пиктограммы.
С вами была логопед Ковалева Наталья Владимировна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития"
Данная система коррекционного воздействия предназначена для работы с детьми раннего возраста (от двух до трех лет) с задержкой речевого развития....
Консультация для родителей "Учим стихи с детьми играя"
Консультация для родителей...
«Система коррекционной работы с детьми, имеющих задержку речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО»
Раскрываются основные направления коррекционно- логопедической работы с детьми с задержкой речевого развития, которая должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка....
Конспект открытого занятия в дошкольном отделении с детьми с задержкой речевого развития по лепке на тему: «Божья коровка»
Цель занятия:- расширять представления об окружающем мире;- продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска;- закреплять приемы скатывания шариков между ладонями;- закреплять п...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»
Данная система коррекционного воздействия предназначена для работы с детьми раннего возраста (от 1,5 до трех лет) с задержкой речевого развития разной этиологии. Это неговорящие дети или дети с «...
Консультация для родителей. «Учим стихи с детьми дошкольного возраста»
Описание материала. Данный материал адресован родителям и педагогам, которые занимаются с детьми дошкольного возраста. Причиной написания статьи послужило противоречие между возможностями детей и...
Осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой речевого развития
Рост числа детей с задержкой речевого развития является серьезной проблемой, и для ее преодоления необходимо применение разнообразных и эффективных методов и приемов стимуляции речевой активности дете...