Раннее детство и развитие речи
статья (младшая группа)

Елена Николаевна Комаревцева

Ранний возраст – важный период наиболее активного полноценного развития ребенка. Окружающий мир открывает перед ним все новые и новые двери. «Ужасно интересно все то, что неизвестно…» - это про маленьких «почемучек». Именно в раннем возрасте ребенок овладевает речью, учится говорить, понимать, общаться, что способствует его дальнейшему всестороннему развитию. А вообще, способности овладевать речью у ребенка закладываются еще до его рождения. В дальнейшем, чтобы наверстать упущенное в раннем возрасте, нужно будет приложить гораздо больше усилий и времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhirnova_n.a._komarevtseva_e.n._statya.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

РАННЕЕ ДЕТСТВО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Жирнова Н.А.

Комаревцева Е.Н.

МБДОУ №40 «Веселинка»

г. Губкина Белгородской обл.

Ранний возраст – важный период наиболее активного полноценного развития ребенка. Окружающий мир открывает перед ним все новые и новые двери. «Ужасно интересно все то, что неизвестно…» - это про маленьких «почемучек». Именно в раннем возрасте ребенок овладевает речью, учится говорить, понимать, общаться, что способствует его дальнейшему всестороннему развитию. А вообще, способности овладевать речью у ребенка закладываются еще до его рождения. В дальнейшем, чтобы наверстать упущенное в раннем возрасте, нужно будет приложить гораздо больше усилий и времени.

Сегодня, несмотря на технический прогресс, развитие, малыши начинают говорить все позже и позже. Проблема развития речи стала актуальной, как никогда. Современные родители большую часть времени уделяют работе, решению бытовых, экономических проблем семьи. Сильная загруженность, усталость, нервное напряжение сводят до минимума общение с детьми. У родителей порой хватает сил только лишь на то, чтобы узнать, как ел ребенок, как спал. Обрывается та важная, невидимая нить, которая соединяет сердца родителей и детей, помогает обрести теплоту и единство душ. Это в дальнейшем сказывается на умении ребенка общаться со взрослыми и сверстниками, так как большое значение для развития речи имеет обстановка, социальные условия, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого. Малышу очень важно, чтобы с ним общались, его выслушали, поняли, а не отмахивались бы от него из-за вечной нехватки времени. С ребенком нужно общаться постоянно, в течение всего дня. Необходимо интересно, красочно, увлекательно обговаривать любую, ситуацию, любое совместное действие с ребенком: умываемся, кушаем, одеваемся, гуляем, играем, смотрим картинки и т.д.

Опыт, который накапливают дети в раннем возрасте, делает их увлеченными, любознательными, активными, способствует формированию эмоционального восприятия происходящего. Но маленькие дети овладевают необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями не без участия взрослых. Многое ребенок познает, подражая взрослому, с помощью тактильных ощущений. Очень важно, насколько активно участвуют взрослые люди в процессе развития ребенка. Любой момент общения с мамой, папой, воспитателем должен быть для малыша позитивным и познавательным. Воспитатели, родители, близкие – вот кто играет ведущую роль в развитии речи у детей раннего возраста. Важно все: культура речи взрослых, как они говорят с ребёнком, стиль общения, сколько внимания и времени уделяют общению с ним, насколько для взрослого это общение первостепенно, а не просто формальность. Речь взрослого должна быть четкой, грамотной, выразительной, спокойной, простой и ясной.

Уже давно доказана актуальность, важность, необходимость, польза воздействия именно в раннем возрасте потешек, прибауток, песенок, игр, которые развлекают, забавляют и развивают маленького ребенка.

Детство и игра – слова-синонимы. Играем и в детском саду, и в семье. Вообще, все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), которые направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление; настольно-печатные игры, которые развивают зрительную память и внимание; словесные игры, которые построены на словах и действиях играющих, развивают память, внимание, речь, способствуют пополнению активного словаря ребенка. Любая дидактическая игра содержит в себе обучающую, дидактическую задачу, которую дети решают в занимательной, игровой форме, определенными игровыми действиями, правила, которые позволяют управлять поведением детей в ходе игры. Важна правильная организация детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Дидактическая игра является для малыша наиболее подходящей формой обучения, воспитания и развития. Главная ее особенность состоит в том, что ребенок выполняет различные задания в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения. Посредством дидактических игр дети раннего возраста обучаются сюжетно-ролевым. Например, «Уложим куклу спать», «Кукла проснулась», «В гостях у куклы», «День рождения куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати». Дидактические игры с куклой способствуют эффективному развитию речи, умению общаться друг с другом в ходе игры, договариваться, распределять роли. Еще пример: «Давайте познакомимся», «Сделай как я», «Чего не стало?», «Покатаем в машине игрушки», «Помоем посуду», «Чудесный мешочек», «На птичьем дворе», «Песня-песенка» и т.д.

Также хорошо способствуют развитию речи в раннем возрасте дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика. Они развивают речевое дыхание, артикуляционный аппарат, силу голоса, тренируют мышцы губ.

Еще развиваем речь в раннем возрасте посредством логоритмических игр с самомассажем, в ходе которых воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями, или игр-подражаний с речевым сопровождением.

Пальчиковые игры и игры с различными предметами и материалами, которые хорошо катаются между ладонями – также являются уникальным средством для развития речи. Они стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляцию, моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

Итак, ранний возраст, по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Задача взрослых, родителей, педагогов, состоит в том, чтобы помочь ребенку прожить этот период полноценно, активно. Несмотря на всю занятость взрослых, ребенок не должен нуждаться в заботе, внимании, любви, испытывать недостаток в общении. Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова. Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам ищет общения с вами. Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну, семейной традицией. Всегда внимательно, с интересом, слушайте, о чем ребенок говорит с вами, что хочет рассказать. Показывайте ребенку, что вам интересно, вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы, глядя глаза в глаза. Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете. Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам. Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты. Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи. Помним о том, что посеем – то и пожнем!

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимова Г.Е. Лучшие игры для детей от 2 до 7 [Текст] / Г.Е. Акимова, Е.В. Фёдорова, Е.Н. Яковлева. – СПб: ИД «Весь», 2002. – 192с.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.

3. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет [Текст] / Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия Развития, 2000.

4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / С.Л. Новосёлова, Е.В. Зворыгина и др.; под ред. С.Л. Новоселовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.

5. Ермакова И.А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких [Текст] / И.А. Ермакова. – Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2006.

6. Лямина Г.М. Развитие речи ребёнка раннего возраста [Текст]: методическое пособие / Г.М. Лямина. – М.: Айрис-Пресс, 2005.

7. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления [Текст]: методическое пособие / Л.Н. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.

8. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Раннее детство: личностное развитие»

Личностное развитиеПоведение ребенка раннего возраста импульсивно, желания его неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать, соблюдать правила и удерживать поставленную цель. В.С. Мух...

Раннее детство. Познавательное развитие.

Познавательные процессы развития детей. Факторы определяющие познавательную деятельность . Проблемы познавательного развития....

Раннее детство и развитие речи.

В статье описаны основные моменты развития речи детей раннего дошкольного возраста, факторы, влияющие на это, основные ошибки при развитии речи, поводы, чтобы обратиться к специалистам и др....

Конспект НОД в группе раннего возраста. Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми 2-3 лет в группе раннего возраста по развитию речи с использованием игровых технологий "Забавные игрушки"

В занятии используются игровые технологии, игрушки забавы. Используется игровая ,коммуникативная,познавательно- исследовательская деятедьность ,а так же восприятие художственной литературы и фольклора...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Значение раннего детства в развитии ребёнка.

Статья "Значение раннего детства в развитии ребёнка" исследует роль и важность раннего детства в формировании физического, когнитивного, эмоционального и социального развития ребенка. Раннее...