Поиграем с пальчиками
консультация
Есть забавы, в которых совмещаются движения пальцев
с короткими ритмическими стишками. Малышей подобные занятия обычно увлекают. Но не все знают, что такие игры полезны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya3.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Поиграем с пальчиками
Есть забавы, в которых совмещаются движения пальцев
с короткими ритмическими стишками. Малышей подобные занятия обычно увлекают. Но не все знают, что такие игры полезны
Логопеды и педагоги знают: чем лучше у малыша развита моторика, тем легче и эффективнее развивается его речь. Оказывается, в коре головного мозга речевой и двигательный центры находятся рядом и активно влияют друг на друга. Хотите помочь крохе заговорить? Играйте с ним в пальчики! Скучно не будет! Такие игры поднимут ребенку настроение, успокоят, если он расшалился, развлекут, когда станет скучно. Вместо уговоров и воспитательных мер мягко постучите по плечу или спинке малыша и спросите: Тук-тук, тук-тук-тук, Что за странный перестук? Это пальчики стучат, Поиграть они хотят С Сашенькой (назовите имя ребенка). Это не просто развлечение, но и полезная зарядка. В прятки пальчики игра-ют-ся, откры-ва-ют-ся (подняв, растопырили все пальчики), Закры-ва-ют-ся (теперь соединили пальчики, опустили, спрятали их в кулачок). Вы можете спокойно заниматься домашними делами и просто читать стишки, а малыш будет выполнять упражнения сам. Дети любят, когда им дают задание, а потом хвалят за успехи. Самый главный совет — не переусердствуйте. Пусть количество игр определяет сам малыш, а вот за качество отвечает уже взрослый. Все по порядку Правило № 1. Подбираите игры, которые малышу окажутся по силам. Сначала покажите все действия с пальчиками, а потом предложите повторить. Терпеливо помогайте крохе ставить пальчики как положено. Если снова не выходит —упростите игру, проработайте каждый этап отдельно. | Игра для иллюстрации • Цап-царап. Ребенок кладет свою ладонь поверх вашей. Мама размеренно читает стишок, а малыш слушает и внимательно следит за ее движениями. В нужный момент — на слове „цап-царап" — кроха отдергивает руку, чтоб его пальчик не попался. По ладошке, по дорожке Ходит маленькая кошка, В маленькие лапки Спрятала царапки, Если вдруг захочет — Коготки поточит. Цап-царап! Затем в игру вступает другая рука. Когда ребенок хорошо освоит последовательность и правила движений, можете поменяться с ним ролями. Варианты: • Малыш ловит не пальчик вашей руки, а всю кисть. • Можно просто проводить рукой по мизинчику, потом по безымянному пальцу и т. д. и сгибать их к ладошке, а потом разгибать. • Пальчики одной руки „царапают" ладонь другой. • Пальчики обеих рук сразу малыш ставит на ваши ладони. И т. п. Правило № 2. Сопровождайте игры стихами и потешками. Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия, иди придумать движения на подходящие стихи. Побуждайте кроху повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст. Игра для иллюстрации • Прыг-скок. На ладонь левой руки поставьте пальцы правой, и наоборот. |
Второй вариант: поднимайте и опускайте пальцы по очереди. Наши пальцы на ладошке Пусть попрыгают немножко: прыг-прыг-прыг. Наши пальцы на ладошке Пусть потопают немножко: топ-топ-топ. (Пальчики малыша могут прыгать все вместе или вразнобой.) • Цветок. Поднимите руки, сжатые кулачки приставьте друг к другу. Растет цветок, поднимается (выпрямляем пальцы). Лепестки его раскрываются (ладони соприкасаются основаниями в виде чашечки, а десять пальчиков-лепестков стараемся развести в стороны как можно дальше, и даже слегка прогнуть). Правило № 3. В играх обязательно должен поучаствовать каждый из десяти пальчиков малыша (все вместе или поочередно). Обратите внимание на активность безымянного пальца и мизинца (чем старше ребенок, тем больше они „ленятся" и реже участвуют в работе, нежели первые три). Игра для иллюстрации • Встречи-проводы. Открытые ладони обеих рук поворачиваете к малышу. Он делает то же. Зоина (имя своего крохи) ладошка — мамина ладошка, Здравствуйте, ладошки (ладони прижимаются друг к другу). И до свидания! (Ладони разошлись.) Зоин пальчик —мамин пальчик. Здрасьте, пальчики! (Соединяем кончики пальцев друг друга.) До свидания, пальчики! (Разъединяем и машем ими.) Или вариант посложнее: Зоино колечко —мамино колечко... (Соединяем большой палец с указательным, потом большой и средний и т. д.) Эти же упражнения ребенок постарше делает сам. Правило № 4. Каждый пальчик малыша должен уметь двигаться не только вместе с другими, по и изолированно, сам по себе. | Игра для иллюстрации • Строим дом. Это домик (обе ладошки приставим друг к другу), Это крыша (сцепить ладони и переплести пальцы), А труба еще повыше (поднимать мизинчики или безымянные пальчики то на одной руке, то на другой, то на обеих вместе). • Зайчики. Ставим все пальчики одной руки на ладонь другой или (для самых маленьких участников) на стол. Вышли зайки на лужок, Встали в маленький кружок (пересчитываем заек), Раз зайка, два зайка, три зайка, четыре зайка, пять... Будем лапками стучать (пальчики стучат по ладони вместе либо вразнобой), Постучали, постучали и устали. Сели отдыхать. (В варианте посложнее поднимаем каждый пальчик и стучим им по столу.) Правило № 5. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти! Игра для иллюстрации Здравствуй, пальчик дорогой, Вот и встретились с тобой, Иди ко мне! (Тянете пальчик на себя или вытягиваете из кулака по одному.) •Репка. Репку мы сажали (пальцами как будто роем в детской ладошке лунку), Репку поливали (имитируем, как льется вода из лейки), Вырастала репка (выпрямляем постепенно пальчики) Хороша и крепка! (Оставьте ладони открытыми, а пальцы согните, как крючочки. Крючочками своих рук беритесь за крючочки малыша и тяните — каждый в свою сторону.) Вытянуть не можем, кто же нам поможет ? Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух! (Расцепили руки, потрясли кистями.) |
Внимание! В книгах по развитию мелкой моторики много упражнений на сжатие. А игр, которые позволят расслабить ручки, почти нет. То есть нагрузка падает на одни и те же мышцы. В результате может повыситься мышечный тонус пальцев. • Отдохнем. Наши пальчики проснулись, Потянулись, потянулись... И встряхнулись... (выполняем эти движения) По ладошке побежали (по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот), Побежали, побежали, Поскакали,поскакали (изобразите эти движения) И у стали. Сели отдыхать (потрясти пальцами и положить кисть руки на стол или на колени). Правило № 6. Чередуйте симметричные и несимметричные движения рук. Игры, где правая делает одно движение, а левая — другое, вводите к 5 годам. Игра для иллюстрации • Оладушки. Если мама месит тесто, это очень интересно (левая рука сжата в кулачок, словно держит кастрюльку, правой делаем движения как будто месим). Ладушки, ладушки (хлопаем в ладоши), Что пекли? Оладушки (правой рукой держим воображаемую сковороду, левой' льем на нее тесто). Раз — оладушек для мамы. (раскладываем оладьи по тарелкам), Два — оладушек для... (называем имена людей, знакомых вашему малышу), Три —.... Четыре —..., А Сереженька (называете имя малыша) - дружок получает пирожок (кроха сцепляет кисти рук). Ой, как вкусно! Правило №7. Играйте часто, но понемногу, В пальчиковых играх, как и везде, стоит придерживаться системы и последовательности. Игра для детей 4-5 лет • Кто пришел? Тренировка для пальчиков, развития речи и внимания. | Сядьте напротив малыша и сожмите свои руки в замок. Мама произносит: „Гусь летает" — и выпрямляет указательный палец левой руки. Малыш в ответ: ,Да, летает" — и повторяет вслед за вами то же движение. Теперь очередь ребенка произнести: „Воробей летает" — и тут же выпрямить указательный палец правой руки. Мама отвечает: „Да, летает" — и повторяет движение крохи. Затем мама называет, например, утку или галку и одновременно вытягивает средний палец. Ребенок повторяет и сам называет другое летающее существо. И так продолжаем, пока не окажутся задействованы все пальчики. Внимание! Если прозвучало то, что летать по определению не может, тогда пальчик выпрямлять нельзя. Ошибки обычно вызывают у детворы много искреннего веселья. Можно изменить условия игры, ввести какие-то ограничения, дополнения. Например, договориться называть домашних животных. обитателей морей (акула плавает, морской еж...), предметы интерьера (стул стоит, диван...) или времена года (февраль — это зима) и т.п. Дети любят сами придумывать движения. Воспользуйтесь этим. Предложите малышу заранее придумать фигурки, используя комбинации из пальчиков. Например, ладони перекрестить, а большие пальцы зацепить друг за друга — это птичка. Ладони округлить и наложить друг на друга — это будет мячик. Сцепить кисти рук, поднята вверх указательные пальцы — это зайчик. • Угадай и покажи. По дороге кто-то скачет. Кто ты, зайчик или мячик? Один ребенок показывает. все остальные угадывают в повторяют. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Поиграем с пальчиками!»
В данной консультации в простой и доступной форме говорится, как важно развивать мелкую моторику у детей. Ведь ее развитие напрямую связано с развитием речи, внимания, памяти. мышления и воображения и...
Кроссворд на тему: "Поиграем с пальчиками"
Кроссворд составлен для детей старшего дошкольно возраста, с целью овладения дошкольниками упражнениями пальчиковой гимнастики. В настоящее время у детей недостаточно развита мелкая моторика, поэтому ...
"Поиграем с пальчиками"
Картотека игр с пальчиками на основе устного народного творчества....
Игровая деятельность: «Поиграем с пальчиками!»
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. ...
Буклет "Поиграйте с пальчиками"
Буклет предназначен родителям для досуговой деятельности с детьми....
Поиграем с пальчиками, заговорим
Картотека пальчиковых гимнастик...
В рамках развлечения «Давайте поиграем с пальчиками»
развлечение...