Поиграем с пальчиками
консультация

Никитаева Любовь Владимировна

Есть забавы, в которых совмещаются движения пальцев

с короткими ритмическими стишками. Малышей подобные занятия обычно увлекают. Но не все знают, что такие игры полезны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya3.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Поиграем с пальчиками

Есть забавы, в которых совмещаются движения пальцев

с короткими ритмическими стишками. Малышей подобные занятия обычно увлекают. Но не все знают, что такие игры полезны

Логопеды и  педагоги знают: чем лучше у малыша развита моторика, тем легче и эффективнее развивается его речь.  Оказывается, в коре головного мозга речевой и двигательный центры находятся рядом и активно влияют друг на друга. Хотите помочь крохе заговорить? Играйте с ним в пальчики!

Скучно не будет!

Такие игры поднимут ребенку настроение, успокоят, если он расшалился, развлекут, когда станет скучно. Вместо уговоров и воспитательных мер мягко постучите по плечу или спинке малыша и спросите:

Тук-тук, тук-тук-тук,

Что за странный перестук?

Это пальчики стучат,

Поиграть они хотят

С Сашенькой (назовите имя ребенка). Это не просто развлечение, но и полезная зарядка.

В прятки пальчики игра-ют-ся,

откры-ва-ют-ся

(подняв, растопырили все пальчики),

Закры-ва-ют-ся (теперь соединили пальчики, опустили, спрятали их в кулачок).

Вы можете спокойно заниматься домашними делами и просто читать стишки, а малыш будет выполнять упражнения сам. Дети любят, когда им дают задание, а потом хвалят за успехи. Самый главный совет — не переусердствуйте. Пусть количество игр определяет сам малыш, а вот за качество отвечает уже взрослый.

Все по порядку

Правило № 1. Подбираите игры, которые малышу окажутся по силам. Сначала покажите все действия с пальчиками, а потом предложите повторить. Терпеливо помогайте крохе ставить пальчики как положено. Если снова не выходит —упростите игру, проработайте каждый этап отдельно.

Игра для иллюстрации

 Цап-царап. Ребенок кладет свою ладонь   поверх   вашей.    Мама размеренно читает стишок, а малыш слушает и внимательно следит за ее движениями. В нужный момент — на слове „цап-царап" — кроха отдергивает руку, чтоб его пальчик не попался.

По ладошке, по дорожке

Ходит маленькая кошка,

В маленькие лапки

Спрятала царапки,

Если вдруг захочет —

Коготки поточит.

Цап-царап!

Затем в игру вступает другая рука. Когда ребенок хорошо освоит последовательность и правила движений, можете поменяться с ним ролями.

Варианты:

 Малыш ловит не пальчик вашей руки, а всю кисть.

 Можно просто проводить рукой по мизинчику, потом по безымянному пальцу и т. д. и сгибать их к ладошке, а потом разгибать.

 Пальчики одной руки „царапают" ладонь другой.

Пальчики обеих рук сразу малыш ставит на ваши ладони. И т. п.

Правило № 2. Сопровождайте игры стихами и потешками. Их легко сочинить  на  ходу,  сопровождая действия, иди придумать движения на подходящие стихи. Побуждайте кроху повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.

Игра для иллюстрации

• Прыг-скок. На ладонь левой руки поставьте пальцы правой, и наоборот.

Второй   вариант:   поднимайте   и опускайте пальцы по очереди.

Наши пальцы на ладошке

Пусть попрыгают немножко:

 прыг-прыг-прыг.

Наши пальцы на ладошке

Пусть потопают немножко:

топ-топ-топ.

(Пальчики малыша могут прыгать все вместе или вразнобой.)

• Цветок. Поднимите руки, сжатые кулачки приставьте друг к другу.

Растет   цветок,    

поднимается (выпрямляем пальцы). Лепестки его раскрываются

(ладони соприкасаются основаниями в виде чашечки, а десять пальчиков-лепестков стараемся развести в стороны как можно дальше, и даже слегка прогнуть).

Правило № 3. В играх обязательно должен поучаствовать каждый из десяти пальчиков малыша (все вместе или поочередно). Обратите внимание на активность безымянного пальца и мизинца (чем старше ребенок, тем больше они „ленятся" и реже участвуют в работе, нежели первые три).

Игра для иллюстрации

•   Встречи-проводы.   Открытые ладони обеих рук поворачиваете к малышу. Он делает то же.

Зоина (имя своего крохи) ладошка —

мамина ладошка,

Здравствуйте, ладошки (ладони прижимаются друг к другу).

И до свидания! (Ладони разошлись.)

Зоин пальчик —мамин пальчик.

Здрасьте, пальчики! (Соединяем кончики пальцев друг друга.)

До свидания, пальчики! (Разъединяем и машем ими.)

Или вариант посложнее:

Зоино колечко —мамино колечко... (Соединяем большой палец с указательным, потом большой и средний и т. д.)

Эти же упражнения ребенок постарше делает сам.

Правило № 4. Каждый пальчик малыша должен уметь двигаться не только вместе с другими, по и изолированно, сам по себе.

Игра для иллюстрации

• Строим дом. 

Это домик

(обе ладошки приставим друг к другу),

Это крыша

(сцепить ладони и переплести пальцы),

А труба еще повыше

(поднимать мизинчики или безымянные пальчики то на одной руке, то на другой, то на обеих вместе).

• Зайчики.

Ставим все пальчики одной руки на ладонь другой или (для самых маленьких участников) на стол.

Вышли зайки на лужок,

Встали в маленький кружок (пересчитываем заек),

Раз зайка, два зайка, три зайка, четыре зайка, пять...

Будем лапками стучать

 (пальчики стучат по ладони вместе либо вразнобой),

Постучали, постучали и устали.

Сели отдыхать.

 (В варианте посложнее поднимаем каждый пальчик и стучим им по столу.)

Правило № 5. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти!

Игра для иллюстрации

Здравствуй, пальчик дорогой,

Вот и встретились с тобой,

Иди ко мне!

(Тянете пальчик на себя или вытягиваете из кулака по одному.)

•Репка.

Репку мы сажали (пальцами как будто роем в детской ладошке лунку),

Репку поливали (имитируем, как льется вода из лейки),

Вырастала репка

(выпрямляем постепенно пальчики)

Хороша и крепка!

 (Оставьте ладони открытыми, а пальцы согните, как крючочки. Крючочками своих рук беритесь за крючочки малыша и тяните — каждый в свою сторону.)

Вытянуть не можем, кто же нам поможет ?

Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух!

(Расцепили руки, потрясли кистями.)

Внимание! В книгах по развитию мелкой моторики много упражнений на сжатие. А игр, которые позволят расслабить ручки, почти нет. То есть нагрузка падает на одни и те же мышцы. В результате может повыситься мышечный тонус пальцев.

• Отдохнем.

Наши пальчики проснулись,

Потянулись, потянулись...

И встряхнулись... (выполняем эти движения)

По ладошке побежали (по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот),

Побежали, побежали,

Поскакали,поскакали (изобразите эти движения)

И у стали. Сели отдыхать (потрясти пальцами и положить кисть руки на стол или на колени).

Правило № 6. Чередуйте симметричные и несимметричные движения рук. Игры, где правая делает одно движение, а левая — другое, вводите к 5 годам.

Игра для иллюстрации

• Оладушки.

Если мама месит тесто,

 это очень интересно (левая рука сжата в кулачок, словно держит кастрюльку, правой делаем движения как будто месим).

Ладушки, ладушки (хлопаем в ладоши),

Что пекли? Оладушки (правой рукой держим воображаемую сковороду, левой' льем на нее тесто).

Раз — оладушек для мамы. (раскладываем оладьи по тарелкам),

Два — оладушек для... (называем имена людей, знакомых вашему малышу),

Три —....

Четыре —...,

А Сереженька (называете имя малыша) -

дружок получает пирожок (кроха сцепляет кисти рук).

Ой, как вкусно!

Правило №7. Играйте часто, но понемногу, В пальчиковых играх, как и везде, стоит придерживаться системы и последовательности.

Игра для детей 4-5 лет

• Кто пришел? Тренировка для пальчиков, развития речи и внимания.

Сядьте напротив малыша и сожмите свои руки в замок.

Мама произносит: „Гусь летает" — и выпрямляет указательный палец левой руки.

Малыш в ответ: ,Да, летает" — и повторяет вслед за вами то же движение. Теперь очередь ребенка произнести: „Воробей летает" — и тут же выпрямить указательный палец правой руки. Мама отвечает: „Да, летает" — и повторяет движение крохи.

Затем мама называет, например, утку или галку и одновременно вытягивает средний палец. Ребенок повторяет и сам называет другое летающее существо. И так продолжаем, пока не окажутся задействованы все пальчики.

Внимание! Если прозвучало то, что летать по определению не может, тогда пальчик выпрямлять нельзя. Ошибки обычно вызывают у детворы много искреннего веселья. Можно изменить условия игры, ввести какие-то ограничения, дополнения. Например, договориться называть домашних животных. обитателей морей (акула плавает, морской еж...), предметы интерьера (стул стоит, диван...) или времена года (февраль — это зима) и т.п.

Дети любят сами придумывать движения. Воспользуйтесь этим. Предложите малышу заранее придумать фигурки, используя комбинации из пальчиков. Например, ладони перекрестить, а большие пальцы зацепить друг за друга — это птичка. Ладони округлить и наложить друг на друга — это будет мячик. Сцепить кисти рук, поднята вверх указательные пальцы — это зайчик.

 Угадай и покажи. 

По дороге кто-то скачет.

Кто ты, зайчик или мячик?

Один ребенок показывает. все остальные угадывают в повторяют.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Поиграем с пальчиками!»

В данной консультации в простой и доступной форме говорится, как важно развивать мелкую моторику у детей. Ведь ее развитие напрямую связано с развитием речи, внимания, памяти. мышления и воображения и...

Кроссворд на тему: "Поиграем с пальчиками"

Кроссворд составлен для детей старшего дошкольно возраста, с целью овладения дошкольниками упражнениями пальчиковой гимнастики. В настоящее время у детей недостаточно развита мелкая моторика, поэтому ...

"Поиграем с пальчиками"

Картотека игр с пальчиками на основе устного народного творчества....

Игровая деятельность: «Поиграем с пальчиками!»

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. ...

Буклет "Поиграйте с пальчиками"

Буклет предназначен родителям для досуговой деятельности с детьми....

Поиграем с пальчиками, заговорим

Картотека пальчиковых гимнастик...