Консультация для родителей « РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»
консультация (старшая группа)

Петухова Екатерина Николаевна

Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе - недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, а иногда даже просто держать в руках карандаш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

« РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»

     Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе - недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, а иногда даже просто держать в руках карандаш.

КАК ЖЕ МОЖНО ПОМОЧЬ ВАШЕМУ МАЛЫШУ?

            Играя или занимаясь с ребенком, будьте терпеливы, не торопите его без особой необходимости, не спишите сделать что-то вместо него. Не забывайте, что многие действия он только осваивает, и для того чтобы они выполнялись легко и быстро, перешли в навык, потребуется время. Важно поддержать ребенка, помочь обрести уверенность в себе. Если движения недостаточно четки, ваше вмешательство, замечания, поторапливания будут только мешать ребенку, сбивать, сделают его суетливым, менее организованным.

Будьте изобретательны: постарайтесь придумать такие ситуации, в которых некто может сделать что-то ещё хуже, чем ребенок, или не сможет сделать этого вовсе и ему требуется помощь. Например, бабушке с больной спиной трудно расшнуровать ботинки или у мамы болит пальчик, а надо застегнуть пуговицу. Чтобы стать настоящим помощником, надо тренироваться!

Тренируем руки дома, на прогулке, на даче и …

    На даче: дайте задание взрыхлить, прополоть, вскопать, полить ( хорошо, если у вашего ребенка есть свой набор садовых инструментов). Ребенок должен понимать, для чего нужна его работа, знать, что, выполняя её, он приносит пользу;

   На прогулке: где бы вы ни находились, предоставьте ребенку возможность поближе познакомиться с песком, глиной, водой, снегом. Поощряйте стремление ребенка строить башни и крепости из песка, возводить или палочкой на песке, глине( аналогичные» письмена» получается на рассыпанной по столу манке и муке) и т.д. Ребенок должен научиться различать « строительные материалы» на ощупь. Поиграйте с ним и потренируйте его: поместите в отдельные мешочки мелкий речной песок, гальку, глину, щебенку ракушки и т.п. и попросите ребенка закрыть глаза, потрогать ладошкой содержимое мешочка и отгадать, что там лежит? Пусть попробует описать свои ощущения. На что это похоже?

   Дома: особое внимание уделяйте формированию самых разнообразных навыков самообслуживания (умываться и вытираться, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, готовить постель ко сну, убирать кровать и т.д.). Ребенок легко и с интересом будет осваивать эти умения, если «тренировки» будут проходить в игровых ситуациях, например, в кукольном уголке. Таким образом, игры с куклами помогут ребенку закрепить необходимые бытовые навыки.

  На кухне: ребенок может перебирать гречку, рис, пшено, насыпать сахар в сахарницу, соль в солонку. Научите его растирать, размешивать, взбалтывать, отливать, подливать, переливать. Важно, чтобы он научился держать ложку, вилку , нож, самостоятельно размешивать сахар в чашке, аккуратно наливать чай из чашки в блюдце. Ребёнку доставит удовольствие раскатывание теста, раскладывания начинки и лепка пельменей, вареников. Занятия покажутся более увлекательными, если будут связаны со знакомым ребенку сказочным сюжетом. Вместе с ним слепите Колобка, пирожки, которые несла бабушке Красная Шапочка, или те, которыми прикрылась в корзинке Машенька из сказки « Машенька и медведь».

   На первый взгляд, многие из этих бытовых умений не имеют никакого отношения к школьной деятельности, но в действительности являются для неё базовыми, так как формируют ручную умелость. Кроме того, следует отметить, что, приобретая навыки самообслуживания, домоводства, работы в саду или огороде, ребенок общается со взрослыми, овладевает речью.

Особую роль в подготовке ребенка к школе играет формирование графических навыков. Для их развития можно использовать упражнения в обводке и раскраске шаблонов овощей, животных, и т.д., работу с альбомами раскрасками, копирование графических упражнений из различных пособий для дошкольников.

Постановка руки.

   Многие дети неправильно держат карандаш или ручку. Можно воспользоваться способом метки: поставить кружки на точки соприкосновения руки ребенка с ручкой. У вас получится три метки: одна - на ручке, другая - на подушечки указательного пальца, третья - на боковой поверхности среднего пальцами, куда ложится ручка.

Штриховка.

       Упражнения выполняются по принципу возрастающей трудности. Ребенку предлагают обвести карандашом  небольшое лекало или несложную плоскую форму. Затем ребенок заштриховывает полученный контур( по вертикали, горизонтали, наискось). Перед началом работы ребенку показывается образец штриховки.

Раскраска.

   Ребенок раскрашивает рисунок карандашами, стараясь работать как можно аккуратнее, не выходя за контур. Взрослый поощряет даже малейшие успехи ребенка, при этом можно поиграть « в школу», распределив между собой роли.

Завязывание, развязывание узелков и бантиков, заплетание,  расплетание.

    Это может быть работа с бельевой верёвкой, со шнурками. Девочки могут заплетать косы своим куклам. Можно соревноваться на скорость. По мере освоения упражнения дают всё более тонкую верёвку

А также необходимо:

    Вырезание ножницами по контуру( например, фигуру бумажной куклы или машины).

    Изготовление мелких поделок из бумаги ( кораблик, самолётик).

    Работа с мелким конструктором, мозаикой ( важна работа по образцу).

  Для большего эффекта желательно придерживаться следующих условий:

   Оценивать усилия, а не соответствие общему стандарту, хвалить даже за небольшие успехи;

   Ни в коем случае не заставлять ребёнка переписывать (перерисовывать) набело - будет получаться всё хуже и хуже;

   Не торопиться переходить к написанию букв, можно сосредоточиться на рисовании простейших графических линиях и письме элементов букв;

   Соблюдать принцип постепенности и умеренности нагрузки, опираясь на игру, чередовать нагрузки с релаксационными упражнениями;

    Упражнения должны доставлять ребёнку удовольствие, не превышать 10-15 мин.

 

           

 

                                 

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей « РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №7 города КонаковоКонсультация для родителей  « РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...

Консультация для родителей "Развитие графомоторного навыка у детей подготовительной к школе группы"

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе. В детском саду ведётся большая систематическая работа по подготовке руки к письму. Такая работа будет особен...

Консультация для родителей "Развитие графомоторного навыка у детей подготовительной к школе группы"

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе. В детском саду ведётся большая систематическая работа по подготовке руки к письму. Такая работа будет особен...

Консультация для родителей "Развитие графомоторных навыков у детей"

В данной публикации даны рекомендации по развитию графомоторных навыков у детей дома, на прогулке, на даче......

Консультация для родителей «Развитие графомоторного навыка у детей подготовительной к школе группы»

Цель: познакомить с работой по развитию у детей 5 – 7 лет графомоторных навыков в домашних условиях.Задачи:• Напомнить и обобщить задачи по развитию мелкой моторики руки дошкольника в ...

Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителейРазвитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста....