Консультация для родителей по теме "Готовность ребёнка к школе".
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей по теме "Готовность ребёнка к школе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей по теме "Готовность ребёнка к школе". | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Готовность ребенка к школе»
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться.
С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Если в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, то в школе это учебная деятельность. Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разными.
Слайд № 1
Готовность к школе
1 Физическая готовность
2 Психологическая готовность:
- Мотивационная готовность
- Эмоционально-волевая готовность
- Личностная и социальная готовность
- Интеллектуальная готовность
3 Познавательная готовность
Физическая готовность ребенка к школе означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движения).
Психологическая готовность ребенка к школе включает следующее:
Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради, а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов).
Эмоционально-волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Важна усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Личностная и социальная готовность подразумевает следующее: - ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
- ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения, хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Важно соответствие возрасту развитие памяти, речи, мышления, ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен.
Познавательная готовность ребенка к школе.
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
Физкультура
- Упражнения в ходьбе: ходьба на носочках, на пятках, на наружных сторонах стоп, приставным шагом, высоко поднимая колени, по прямой по кругу, по периметру комнаты, змейкой, обходя предметы
- Упражнения в беге: убегать, догонять, бег по прямой, по кругу, по по периметру комнаты, змейкой, между предметами
- Упражнения в прыжках: прыжки на месте на 2-х ногах, с продвижением вперед, с поворотом, на одной ноге, перепрыгивание предметов, прыжки в высоту 40 см
- Упражнения с элементами ползания и лазания: ползание на четвереньках, подполазание под предметы и перелезание через предметы, лазанье по гимнастической стенке
- Упражнения с мячом: катание мяча, бросание и ловля мяча, перебрасывание мяча через препятствие, отбивание мяча о землю
Математика
- уметь считать от 0 до 20 и обратно
- уметь пересчитывать предметы до 10
- уметь соотносить количество предметов с цифрой
- уметь сравнивать количество предметов используя слова «больше-меньше-поровну»
- уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
- уметь делить предмет на две, три, четыре равные части....
- уметь писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);
- уметь соотносить понятия один, много
- уметь пользоваться количественными (один, два, три) и порядковыми (первый, второй..) числительными
- уметь называть предыдущее и последующие числа ( соседи числа)
- понимать значение математических знаков =, -, +, > , <
- уметь решать примеры +1 (2), -1 (2)
- уметь решать простейшие математические задачи
- ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, оперировать понятиями выше-ниже, слева-справа, сверху-снизу и т.д.
- различать геометрические фигуры: точка, угол, прямая, ломанная, луч, круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция и т.д.
- различать цвета предметов
- знать состав числа первого десятка
Память, логика, внимание
- выполнять задание, не отвлекаясь в течение 25 – 30 минут
- находить между предметами или картинками 10-15 отличий
- находить одинаковые предметы из ряда подобных
- решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
- находить лишний предмет в группе и объяснять свой выбор;
- добавлять в группу недостающие предметы; группировать предметы по признаку и называть его;
- восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности....
- складывать разрезные картинки
- запоминать 8-10 картинок в течение 1 минуты
- запоминать и повторять ряды звуков, слов, движений
- воспринимать и воспроизводить ритмы
- рассказывать наизусть несколько стихотворений
Обучение грамоте, развитие речи
- правильно произносить все звуки русского языка, внятно говорить
- повторять за взрослыми звуки, слова, предложения
- различать гласные и согласные звуки
- понимать разницу между звуком и буквой
- выделять первый звук в слове и уметь подбирать слова на заданную букву(звук)
- уметь делить слова на слоги
- определять на слух мягкость и твердость звука в словах
- слышать звук в начале, середине и конце слова
- определять, на какой слог падает ударение.
- определять количество звуков и букв в слове
- понимать речь взрослого, активно участвовать в диалоге, спрашивать и отвечать на вопросы, строить сложные предложения
- понимать значение предлогов
- уметь согласовать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, употреблять глаголы в нужном времени и лице
- уметь описывать предметы
- уметь подбирать противоположности (утро – ночь)
- уметь пересказывать сказки
- уметь составлять рассказы по картинкам
- определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.
Окружающий мир
- называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей, где работают, кем
- название своего родного города, столицы, Родины, знать свой домашний адрес, телефон
- последовательность времен года, частей суток, дней недели, название месяцев, сколько месяцев в году, дней в месяце, ориентироваться во времени
- отличать животных, птиц, насекомых
- отличать садовые цветы от полевых, деревья от кустарников
- знать и называть все явления природы
- знать о сезонных изменениях в природе
- знать основные виды деревьев, цветов, животных
- различать домашних и диких животных
- уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов
- знать праздники
- уметь рассказать, чем он любит заниматься
- самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»...
- знать понятия «право-лево»;
- знать основные цвета;
- названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки
Художественно-эстетическое воспиание
- Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
- Называть основные выразительные средства произведений искусства.
В рисовании
- Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
- Использовать в рисовании разные материалы и способы создания произведения
В лепке
- Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, и движения
- создавать сюжетные композиции из 2-4 и более изображений
- Выполнять декоративные композиции способам налепа и рельефа
- Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства
В аппликации
- Создавать изображения различных предметов, используя бумагу различной фактуры и способы вырезания и обрывания
- Создавать сюжетные и декоративные композиции.
Моторика
- правильно держать ручку и карандаш в руке;
- проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
- обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
- уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
- копировать с образца геометрические фигуры;
- уметь продолжить штриховку рисунка;
- уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры. ..
- строить из конструктора по образцу любую фигуру.
- складывать из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т.д.)
- вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
- выполнять аппликации на бумаге как самостоятельно, так и по образцу.
- складывать пазлы без посторонней помощи.
- регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направления движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
- располагать изображение на всем листе, на одной линии, на широкой полосе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Как подготовить ребёнка к школе?»
Данный материал будет полезен для воспитателей и родетелей детей подготовительной группы....
Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе»
Детей, идущих в первый класс, привлекают внешние школьные атрибуты: красивый новый ранец, тетрадки, новая школьная форма, пенал с большим количеством ручек и карандашей разных цветов. А школа - э...
Консультация для родителей: «Как подготовить ребёнка к школе?»
Впереди у вашего ребенка и у вас один из важных шагов в жизни – школьное обучение. А знаете ли вы, что такое школьная готовность?...
Консультация для родителей. Тема: «Готовность ребёнка к школе»
Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся ...
Консультация для родителей "Как подготовить ребёнка к школе? "
Ваш ребёнок идёт в первый класс. Скоро школа распахнёт свои двери и начнётся новый период в его жизни, так не похожий на дошкольное детство. Как ребёнок войдёт в новую жизнь, как сложится первый школь...
Консультация для родителей: "Как подготовить ребёнка к школе".
Рекомендациии и советы психолога...
консультация для родителей "Как подготовить ребёнка к школе "
Консультация для родителей"Как подготовить ребёнка к школе"...