Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе»
учебно-методическое пособие по обучению грамоте на тему

Детей, идущих в первый класс, привлекают внешние школьные атрибуты: красивый новый ранец, тетрадки, новая школьная форма, пенал с большим количеством ручек и карандашей разных цветов.

 А школа - это не только интересные и занимательные вещи и занятия, но и обычные утомительные задания, которые нужно младшему школьнику выполнять. Так что же ждёт ребёнка в школе, какими знаниями, умениями и навыками он должен обладать, какие требования предъявляет школа к речевой готовности. Именно речевой готовности к школьному обучению посвящена наша памятка:

 

«ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

 

 Наша речь - это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. У ребенка старшего дошкольного возраста словарный запас должен составлять не менее 2000 слов (у некоторых детей он превышает 5000 слов).

В нем должны быть представлены основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы.

 

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Проверка сформированности у ребенка грамматических систем важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи.

Важно также

- умение активно пользоваться имеющимися словами

-строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли.

-А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой.

Грамматической системой словоизменения ребенок  овладевает к четырем годам, а системой словообразования - к семи.

 

 Эти сроки довольно условны.

Иногда даже семилетний малыш говорит: "доехал метром", "под пальтом - свитер", "горячее кофе", "ложить карандаш", "бежи быстрее", "пурганистый день", "велосипедник - человек, который едет на велосипеде" и т. д.

 Но даже большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно также умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания.

Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения немыслим (вспомните хотя бы об обычных ответах на уроке, поэтому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

 

Но прежде чем учить ребенка чтению и письму,

нужно заложить ОСНОВУ успешного освоения грамоты:

 

1. Правильность произношения звуков русской речи - это изолированное, в слогах, словах и фразах.

 

 Одно из главных условий грамотной речи детей - создание благоприятной языковой среды. Родителям следует помнить, что:

 -речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.

В силу большой подражательности ребёнок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом. В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи у вас, родители!

 

2.Наличие фонематического слуха это

- умение выделять звуки из слова;

-определять место звука в слове;

-уметь подсчитывать количество звуков,

слогов в слове;

- умение работать со схемой слова;

 Фонематический (речевой слух) - это умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.

 

 Для  оценки фонематического (речевого слуха) предложите ребенку записать несколько слов - не буквами, а кружочками.

Сколько звуков в слове - столько и кружков.

Например, слово "дом" надо изобразить тремя кружками,

слово "мама" - четырьмя.

Проверьте, правильно ли ребенок понял задание, а затем диктуйте ребенку слова, чтобы он записывал их в виде кружков.

Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.

 

3. Ребёнок также должен уметь составлять предложения, - распространять их;

 -уметь определять количество слов в предложении.

 

Ребёнку можно предложить:

 

 • составить устно предложения по трём опорным картинкам (то есть составить предложение из трёх слов)  

 

 • составить предложения по сюжетным картинкам: "Мальчик читает книгу", "Девочка гонит козу", "Кролик ест морковку"

-ребёнок говорит предложения по этим картинкам

- определяет количество и последовательность слов в каждом предложении.

 

 • составить распространённые предложения по вопросам где? как? когда? (с опорой на сюжетные картинки)  

 

 • из ряда слов, составить предложения: дымок, идёт, труба, из; орехи, в, белка, прячет, дупло.

 

 • составить устно предложения, используя словосочетания:

высокие ели, весёлая песня, большие лужи, спелая земляника, резвые котята, полная корзина, широкие улицы:

 

4. Мы учим пересказывать текст,  сохраняя смысл и содержание;

Также ребёнок должен уметь самостоятельно составлять рассказ.

 

 Для упражнений в рассказывании используют

-пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым,

-пересказ фильма, мультфильма,

-продолжение рассказа по началу,

-составление рассказа по концу.

 

 В первом классе ребёнок осваивает новый вид речевой деятельности - письмо. А обучение письму - это серьезный стресс для первоклассников.

У многих детей процесс освоения прописей происходит крайне болезненно. В первую очередь это касается левшей, детей с плохо развитой моторикой рук, повышенным мышечным тонусом.

 Для школы очень важен уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координаций,

-умение правильно видеть (воспринимать) фигуры, расположенные на плоскости,

-соотносить собственные движения с требуемой траекторией движения, то есть с той формой и величиной фигуры, которые нужно скопировать (перерисовать) .Обратите внимание на точность копирования - величину, соотношение штрихов, взаимное расположение, ровность линий.

 

 Если ребёнок путает верх и низ, правое и левое расположение штрихов, если линии "дрожат", если фигуры сильно увеличены или уменьшены, если нарушена координация, то необходимы специальные тренировочные занятия.

Развитию тонких двигательных координаций очень способствует:

- рисование,

-штриховка,

- раскрашивание  небольших поверхностей, --  нанизывание бусинок,

-лепка,

-определение "вслепую" форм предметов – с начала самых простых. Потом можно и более сложных.

- В быту эти навыки хорошо развиваются при застёгивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании узелков, шнурков и бантов.

 

 -Зрительно-моторная координация оказывает существенное влияние на каллиграфию.

 

 До поступления в школу ребенок должен уметь владеть некоторыми графическими умениями:

 

• обведение предмета по контуру;

 

 • штриховка предмета внутри контура;

 

 • копирование рисунка;

 

 • дорисовывание фигуры;

 

 • сформированность речевых и моторных предпосылок чтения и письма определяет успешное овладение учебными навыками в начальной школе.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема: «Готовность ребёнка к школе»

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся ...

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе»

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе»...

Консультация для родителей "Физическая готовность ребёнка к школе"

Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность ребенка к школе. Меняющийся уклад жизни, нарушение стары...

Консультация для воспитателей "Физическая готовность ребёнка к школе"

В материале представлены рекомендации по физической подготовке ребёнка к школе....

Консультация для родителей: «Психологическая готовность ребёнка к школе. Как помочь ребенку настроиться на школьное обучение».

Уважаемые родители!Еще немного, и ваш ребенок пойдет в школу, в первый класс. Это очень волнительное событие и для ребенка, и для родителей. Дополнительно ко всему у родителей возникает масса волнений...

«Библиотека коррекционной помощи для педагогов» Консультация по теме: «Психологическая готовность ребёнка к школе»

laquo;Библиотека коррекционной помощи для педагогов»Консультация по теме:«Психологическая готовность ребёнка к школе»Ребенок очень быстро растёт. Неизбежно приближается то время, ко...

Консультация для родителей "Психологическая готовность ребёнка к школе"

Консультация для родителей "Психологическая готовность ребёнка к школе"...