Познавательное развитие |
Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности - Поддерживать в детях мотивацию познания, созидания;
- Расширять представления о целях человеческой деятельности (покупка продуктов, стирка, уборка);
- Поддерживать элементарное экспериментирование с отдельными объектами;
- Поощрять проявление интереса детей к окружающему;
- Организовать наблюдения за объектами и явлениями природы, рукотворными предметами.
способствуя становлению сознания - Расширять кругозор ребёнка на базе ближайшего окружения;
- Поощрять проявление самостоятельности познания, активности;
- Развивать представления о мире человека: продолжать знакомить с предметным содержанием окружающего рукотворного мира (наименование, внешние признаки, целевое назначение и функции предметов); начать целенаправленно знакомить с различной деятельностью людей в обществе и дома (предметы-помощники; трудовые действия); в игровой форме начать знакомить со строением собственного тела; формировать представления о факторах, влияющих на здоровье (продукты питания, сон, прогулка, движение, гигиена);
- Развивать представления о мире природы: передавать информацию об отдельных представителях растительного и животного мира (внешние признаки и яркие характерные особенности); знакомить с некоторыми природными материалами (дерево, глина), выделять их свойства и качества.
способствуя становлению личности - Формировать отношение к окружающему миру:
- Поддерживать у детей интерес к познанию окружающей действительности; показывать детям пример бережного отношения к природе, к другим людям; развивать представления о мире человека:
- Упражнять в проявлении бережного отношения к предметам и внимательного, заботливого отношения к предметам, к окружающим;
- Развивать представления о мире природы: вызывать эмоциональный отклик на различные объекты и явления природы при непосредственном общении с ними; осуществлять уход за растениями;
- Формировать позицию помощника и защитника по отношению к объектам природы.
| Познавательное развитие: мир природы и мир человека
- Сюжетно-ролевые игры
- Рассматривание
- Наблюдение
- Игра-экспериментирование
- Наблюдения « мир за окном»
- Прогулки
- Исследовательская деятельность
- Конструирование, Строительно-конструктивные игры
- Развивающие и дидактические игры
- Экскурсия
- Ситуативный разговор
- Беседа
- Рассказ
- Традиции «Наши гости»
- Групповые мини-праздники с природным материалом (шишки, вода, снег, песок и пр.), с рукотворными предметами и материалами
- Чтение познавательных сказок
|
|
- Развитие навыков простейшего экспериментирования для исследования свойств предметов и материалов
- Формировать представления о различных признаках и свойствах объектов и явлений (цвет, форма, величина, физические свойства и др.):
- Учить различать и называть простейшие геометрические формы: круг, треугольник, шар, куб;
- Учить различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый;
- Учить различать и называть признаки величины: большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий и др.;
- Учить осуществлять классификацию по одному признаку или свойству: выделять группу предметов, имеющих общее название, например «часы»; выделять группу предметов, имеющих общий сенсорный признак;
- Учить осуществлять сериацию — построение упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию какого-либо признака без соответствующих обозначений степеней его выраженности в речи ребёнка;
- Учить сравнивать предметы по одному признаку или свойству; учить устанавливать сходство, тождество или различие предметов по одному заданному признаку или свойству;
- Учить понимать слова, выражающие контрастные качества: сильный — слабый, чистый — грязный и т. п.
- Учить различать количество в пределах 3 без пересчёта; учить порядку следования числительных в пределах 5;
- Знакомить с простейшими примерами упорядоченной временной последовательности: порядок следования сюжета, роста и развития растения, производства предмета;
- Знакомить с названиями частей суток: утро, вечер, день, ночь;
- Знакомить с понятиями вчера, сегодня, завтра;
- Знакомить со словами, выражающими пространственное расположение предметов: предлогами (над, под, около, перед, за, в), наречиями (спереди- сзади, вверх- внизу, близко-далеко);
- Создавать условия для формирования представления об упорядоченной последовательности, знакомя детей со сказками, песенками и потешками с циклическим сюжетом.
- Поддерживать общую любознательность ребёнка;
- Поддерживать интерес к собиранию конструкций и созданию построек и композиций из различного материала, не имеющих опредмеченного названия или назначения.
| Познавательное развитие: математические представления - Коллективная творческая продуктивная деятельность с математическим содержанием: лепка, аппликация, рисование, конструирование на математические темы
- Работа в тетрадях на печатной основе «Моя математика», «Арифметика в раскрасках» , «Геометрическая аппликация»
- Художественная литература и игра
- Повседневные обучающие ситуации – ПУС
- Наблюдение-исследование
- Настольно – печатные игры (на сериацию, классификацию)
- Макет «Город цветных человечков»
- Сенсорные праздники
- Демонстрационные опыты
| - показывает на картинке красный (синий, жёлтый) предмет;
- показывает круг (треугольник, шарик, кубик);
- показывает большой (маленький) предмет при выборе из двух;
- показывает длинную (короткую) ленту;
- собирает пирамидку на конусной основе из пяти колец;
- собирает трёхместную матрёшку;
- раскладывает по порядку иллюстрации к сказке (например, к сказке «Репка»);
- считает до 5;
- показывает картинку, на которой изображено один, два, три предмета;
- раскладывает предметы на группы (не более трёх) по общему названию, цвету (форме, размеру);
- показывает предмет, который находится над…, под…, перед…, за…, около… (например, игрушечного стола) (или показывает предметы, которые удовлетворяют ответу на поставленный вопрос);
- отвечает на вопрос: «Что находится спереди — сзади (вверху — внизу, близко — далеко) от тебя?» (или показывает предметы, которые удовлетворяют ответу на поставленный вопрос);
- выполняет задания: «Покажи такой же мяч, как у меня. Найди два одинаковых мяча. Найди мяч другого цвета»;
- показывает группу, в которой пять, четыре предмета.
|
Художественно – эстетическое развитие |
- Знакомить с простейшими способами изобразительной деятельности в рисовании красками и кистью, мелками и карандашами; в лепке из глины, пластилина, иных пластичных материалов;
- Учить петь;
- Проводить игры и упражнения, направленные на сенсорное развитие в области восприятия звука;
- Создавать условия для шумового ритмического музицирования;
- Содействовать становлению целеполагания в продуктивной деятельности;
- Развивать звуковысотный слух и чувство ритма;
- Поощрять детей свободно выразительно двигаться под музыку.
- Рассказывать народные сказки о животных;
- Знакомить с произведениями живописи, декоративно-прикладного искусства, музыки;
- Знакомить с образом животных в скульптуре малых форм, живописи, книжной графике; в музыке;
- Знакомить со звучанием и внешним видом различных музыкальных инструментов;
- Создавать условия для восприятия музыки как средства передачи чувств и настроения;
- Использовать музыку как средство регуляции настроения детей, создания благоприятного эмоционального фона
- Побуждать детей формировать и выражать собственные эстетические вкусы и предпочтения;
- Пробуждать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности: обращать внимание детей на красоту природы и создавать благоприятные условия для её созерцания;
| - Традиция «Полочка красоты» (произведения народного декоративно – прикладного искусства, произведения народного искусства)
- Праздники
- Тематические выставки детских работ
- Создание соответствующей предметно-развивающей среды
- Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки
- Совместное рисование, лепка, аппликация с детьми.
- Дорисовывание готовых форм
- Разучивание музыкальных игр и танцев
- Совместное пение
- Экспериментирование со звуками
| - способен назвать цель своей работы и оценить, достигнута ли она;
- с удовольствием напевает, пританцовывает, смотрит кукольные представления и пробует в них участвовать;
- любит рисовать гуашью, карандашами, лепить из глины и пластилина;
- с интересом рассматривает иллюстрации в детских книгах, может оценить их красоту;
- способен оценить красоту природы.
|
Физическое развитие |
ОХРАНЯТЬ И УКРЕПЛЯТЬ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ, ФОРМИРОВАТЬ ПРИВЫЧКУ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ Содействовать полноценному физическому развитию - Поддерживать потребность в самостоятельной двигательной активности.
- Укреплять разные группы мышц, способствуя формированию правильной осанки
- Обеспечить необходимый двигательный режим в течение дня: создавать условия для активного движения в группе, на участке; обогащать опыт детей подвижными играми, движением под музыку
- Создавать условия для игр с мячом
- Обогащать двигательный опыт детей.
Обеспечить безопасность жизнедеятельности - Строго соблюдать санитарные нормы и правила охраны жизни и здоровья детей.
Укреплять здоровье детей - Предупреждать детские заболевания, систематически проводить оздоровительные мероприятия с учетом состояния здоровья и уровня физического развития каждого ребенка
- Обеспечить рациональный режим дня; сбалансированное качественное питание; обязательный дневной сон; достаточное пребывание на свежем воздухе
- Расширять диапазон деятельности детей по самообслуживанию, создавать условия для повышения ее качества.
Формировать основы культуры здоровья: - Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, начинать формировать навыки культурного поведения.
- Начать формировать представления о факторах, влияющих на здоровье (продукты питания, сон, прогулки, движение, гигиена).
- Формировать начальные представления о правилах безопасного поведения; воспитывать осторожность поведения в быту, на природе, на улице.
- Начать формировать ответственное отношение к здоровью своему и окружающих
| - Ритмика
- Подвижные игры
- Неделя здоровья
- Физкультминутки
- Дыхательная гимнастика
- Пальчиковые игры
- Игры и игровые упражнения на прогулке
- Корригирующая и дыхательная гимнастика после сна
- Развлечения и физкультурные
досуги |
|
Речевое развитие |
- Учить детей понимать и правильно употреблять местоимения, в том числе слово «я»
- Называть друг друга и взрослых по именам и откликаться на свое имя
- Дать представление о вежливых формах просьбы, благодарности
- Обозначать словами свои и чужие действия; характеризовать состояния и настроение реальных людей и литературных персонажей (болеет, плачет смеется); отмечать особенности действий и взаимоотношений взрослых и сверстников, литературных героев (помогает, жалеет, отнимает)
- Создавать условия, при которых ребенок может добиваться своей цели путем речевого обращения к взрослому или сверстнику; всегда внимательно выслушивать детей; деятельно реагировать на все их просьбы, предложения, вопросы.
- Обеспечить речевое развитие детей в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными особенностями
- Целенаправленно обогащать словарь за счет расширения пассивного словаря, перевода слов в активную речь.
- Знакомить со словами-обобщениями, обозначающими родовые понятия (игрушки, посуда, мебель, одежда, овощи, фрукты и т.п.).
- Расширять словарь, обозначающий действия (деятельность и действия людей, движения животных).
- Упражнять детей в использовании определений (характеристика предметов и явлений, внешний вида людей и животных, их эмоциональное состояние).
- Формировать грамматический строй речи
- Упражнять в согласовании слов в роде, числе, лице, падеже.
- Упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (у, в, под, с, из, к, за, на).
- Упражнять в употребление имен существительных в единственном и во множественном числе.
- Закреплять умение называть животных и их детенышей в единственном и множественном числе (волк – волчонок – волчата).
- Начать формировать процессы словообразования.
Учить распространять предложения за счет однородных членов предложения. - Развивать произносительную сторону речи
- Развивать речевой слух.
- Упражнять речевой аппарат (артикуляционный и дыхательный) для закрепления и появления правильного звукопроизношения; вызывать, уточнять и закреплять произношение звуков родного языка (гласных и часть согласных).
- Дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре (с опорой на картинки): дом – кот, машина – барабан и др.
- Дифференцировать слова, близкие по звучанию (с порой на картинки): дом – ком, удочка – уточка и др.
- Вырабатывать интонационную выразительность, правильный темп, силу голоса посредством игр-драматизаций, игровых сюжетов, чтение и воспроизведение простейших попевок, потешек, отрывков авторских произведений.
- Способствовать формированию предпосылок связной речи детей.
Диалогическая форма речи: - Продолжать развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова, фразы).
- Создавать условия для инициативного общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
- Упражнять в умении задавать вопросы и отвечать на них, используя фразовую речь.
- Закреплять простейшие формы речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, знакомство).
- Монологическая форма речи:
- Упражнять в воспроизведении простых коротких произведений (повествовательного типа) с помощью воспитателя, с использованием различных театров (настольный плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо).
- Упражнять в дополнении высказываний (описательного типа) перечислительным рядом (определений, существительных, глаголов) с опорой на наглядность: На полке стоит машина…(кукла, зайчик, книга и пр.). В лесу на полянке зайчик сидел …(прыгал, бегал, слушал и пр.).
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой.
- Вводить детей в мир художественного слова:
- рассказывать народные и авторские сказки, художественные произведения - читать наизусть потешки, песенки, небольшие авторские стихи - Вызывать у детей интерес к книгам, их рассматриванию (вместе со взрослыми и самостоятельно).
| - Артикуляционные гимнастики, речевые игры и упражнения, пальчиковые игры.
- Фольклор
- Ситуативный разговор с детьми
- Рассматривание картин и беседа по их содержанию
- Показ настольного театра
- Разучивание стихотворений, считалок
- Использование разных видов театра
- Создание «Копилки слов»
- Дидактические игры на развитие речевого дыхания «Поддувалочки»
- Чтение художественной литературы и беседа по ней
- Игровые ситуации
- Дидактические игры
- Хороводные игры с пением
- Игры-драматизации
- Чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка
- Разговоры с детьми в ходе режимных моментов
- Речевые игры (двигательные, загадки-движения, на развитие речевого слуха, словаря)
- Звукоподражание
| |