"Малыш в три года не разговаривает". Консультация для родителей.
консультация (младшая группа)

Аркашева Светлана Анатольевна

Данная информация познакомит родителей с нормами речевого развития детей трех лет и возможными проблемами речевого развития ребенка. В материале раскрыты возможные причины задержки речевого развития и способы коррекции речи ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Малыш в три года не разговаривает

Дар речи – уникальное свойство человеческого рода.

К. И. Чуковский.

Наблюдать за развитием ребенка одно удовольствие. Он с каждым днем жизни приобретает все больше навыков. Из беспомощного младенца он постепенно превращается в самостоятельное существо. Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был всесторонне развит и ничем не отличался от сверстников, а чаще всего опережал их в развитии. Поэтому важно обращать внимание на то, как говорит ребенок, как развита его речь.

Первые три года жизни малыша – критический период для речевого развития. Именно в этот период можно успеть многое сделать, если у него имеются дефекты речи. Если ребёнок не говорит в 3 года — это признак большой назревающей проблемы, которую нужно решать в срочном порядке.

Почему этому отрезку детской жизни придаётся такое значение? К 3 годам созревают области головного мозга, ответственные за речь, дети овладевают основными грамматическими формами родного языка, его ритмикой и основными особенностями, они накапливают большой активный и пассивный словарь. Если в 3 года ребёнок не говорит, это обстоятельство настораживает.

Какова норма развития детской речи в 3 года:

  • активный словарь составляет от 250 до 1000;
  • знает и называет сколько ему лет, мальчик он или девочка, своё имя, фамилию;
  • начинает изменять, иногда с ошибками, слова в предложениях по родам, падежам и числам;
  • предложения, произносимые трёхлетним, состоят не менее чем из 3 слов;
  • малыш в состоянии выполнить многоступенчатую инструкцию типа “положи куклу в кровать”
  • в речи появилось большое количество прилагательных, местоимений, наречий;
  • понимает, что такое «один» и «много», пытаются считать предметы;
  • некоторые дети проговаривают то, что они видят или делают, когда играют или занимаются чем-то в одиночестве;
  • с интересом слушает доступные его пониманию литературные произведения, рассматривает картинки в детских книжках, запоминает понравившиеся стихотворения и сказки и с удовольствием их рассказывает близким людям.

Но нужно помнить о том, что все дети развиваются по индивидуальному маршруту. Тем не менее, когда уровень развития детской речи значительно отличается от речи сверстников, следует провести диагностику с участием квалифицированных специалистов и понять в чём причины такого отставания.

  • ЛОР. Потребуется проведение аппаратного обследования слуха, аудиограммы. Это позволит определить, есть ли у ребенка проблемы со слухом.
  • Невролог. Именно наличие неврологических патологий зачастую служит причиной нарушения развития речи.
  • Логопед. Специалисты этого профиля могут определить наличие нарушений речевого аппарата (например, короткую уздечку или слабое развитие лицевых мышц и языка).
  • Психолог. Возможно, недостаточное развитие речи объясняется причинами, связанными с психологическим состоянием.

В каком случае надо бить тревогу, если ребёнок в 3 года плохо говорит:

  • он имеет ограниченный лексикон, состоящий в основном из существительных, реже глаголов, звукоподражаний, лепетных слов.
  • его разговоры похожи на речь иностранца, которого мало кто может понять.
  • при произнесении звуков наблюдается большое количество замен, искажений звуков. Например, вместо звука [к], говорит звук [т] (кот — тот), когда он говорит, его язык находится между зубами;
  • малыш разговаривает фразами, состоящими из 1–2 слов, с большой неохотой повторяет слова или предложения за взрослыми, или не делает этого совсем.
  • не может выполнить простую просьбу, не откликается на своё имя, не знает сколько ему лет.

Причинами недоразвития детской речи могут быть следующие:

  • хромосомные патологии, врождённые заболевания;
  • наследственность, когда в одной семье у нескольких поколений наблюдается позднее начало речи;
  • патологии беременности и родов;
  • педагогическая запущенность – бывает не только в асоциальных семьях, где на детей не обращают внимания, но и там, где его безумно любят и стараются выполнять все его прихоти и желания;
  • заболевания и травмы головного мозга в раннем возрасте.

Как помочь своему ребёнку:

  • Сопровождайте своими комментариями все действия, касающиеся совместной деятельности с малышом, поясняйте функции отдельных предметов, рассказывайте о том, что интересное вы увидели на прогулке, из окна автобуса или автомобиля во время поездки. Пусть вы не получите пока отклика от ребёнка, но его пассивный словарь будет неуклонно пополняться.
  • Следите, чтобы ваша речь была эталоном, имела чёткое звучание и правильное произношение.
  • Читайте детскую литературу, побуждайте к повторению фраз и строчек из стихотворений, рассматривайте иллюстрации, поясняя то, что на них изображено.
  • Не оставляйте малыша один на один с телевизором или планшетом, смотрите мультфильмы и играйте в игры вместе, поясняя названия героев и действия персонажей.
  • Научите малыша собирать мозаику, нанизывать бусины на шнурок, делать постройки из кубиков, раскладывать крупы, горох, фасоль по тарелочкам, ведь развитие мелкой моторики активно стимулирует речевые зоны мозга.
  • Выучите несколько пальчиковых игр или потешек и играйте в них чаще, такое занятие тоже развивает речь и мелкую моторику.
  • Постарайтесь не бросаться на помощь к ребёнку, выполняя его молчаливые просьбы. Пусть он попробует выразить своё желание.

Внимательное отношение к проблемам задержки речи трехгодовалого ребёнка, своевременная диагностика, вовремя начатые занятия со специалистами позволят сократить время на необходимую коррекцию и предупредить дальнейшие отставания от сверстников. недостаток воспитания.

ребёнок сидит самостоятельно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как дети учат друг друга разговаривать (консультация для родителя)

Может ли ребенок, едва научившийся говорить и с трудом понимающий окружающих, способствовать речевому развитию своего сверстника? Оказывается, может. Может ли ребенок, едва научившийся говорить и...

Консультация для родителей младшей группы: "Дети и родители. Мы разговариваем"

В консультации даны рекомендации родителям детей 3-4 лет о том, как правильно организовать речевое общение с детьми....

Консультация для родителей на тему: Капризы и упрямство малыша. Дети от года до двух лет.

Цель: помочь родителям в вопросах воспитания и взаиодействия с малышами данного возраста. В вопросах воспитания не бывает мелочей. главное внимательно и бережно относиться к психике ребенка. Быть вним...

Консультация для родителей "Почему ребенок не разговаривает в 2 года и что делать?"

Содержание• 1 Что должен уметь говорить ребенок в 2 года• 2 Как могут выглядеть серьезные нарушения со здоровьем у ребенка• 3 Как развивать речь ребенка в 2 годаo 3.1 Полезные советыo 3...

Консультации для родителей детей с ЗРР «Когда малыш должен начать разговаривать?»

Родители по-разному воспринимают проблемы развития речи у своих детей....

Презентация «Консультация для родителей "Как нельзя разговаривать с малышом или как нужно разговаривать с ребенком"»

В презентации содержится информация об ошибках в общении с малышом, которые могут привести к проблемам речевого развития и социализации, а также даны советы как нужно разговаривать с ребенком. Приведе...