Консультации для родителей детей с ЗРР «Когда малыш должен начать разговаривать?»
консультация (младшая группа)
Родители по-разному воспринимают проблемы развития речи у своих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_po_teme_1.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации для родителей детей с ЗРР
1)«Когда малыш должен начать разговаривать?»
Родители по-разному воспринимают проблемы развития речи у своих детей. Одни - паникеры, начинают бить тревогу, когда двухлетний ребенок не общается развернутыми фразами, болезненно воспринимают рассказы окружающих о том, что их малыш уже и массу стихов знает наизусть, не то, что фразы. Другие – беспечные, упорно не замечающие откровенных отставаний ребенка в развитии, «ничего страшного», «он еще маленький» - успокаивают они себя, и только после врачебного диагноза начинают хоть как-то решать проблему.
Когда же малыш должен начать разговаривать? Что это – ЗРР (задержка речевого развития), какой она бывает, как распознать отклонения от нормы и, самое главное, как это исправить?
В возрасте 1 годика ребенок с нормальным речевым развитием должен пользоваться, по крайней мере, 10 облегченными словами и знать, понимать названия 200 предметов (мама, папа, мишка, кружка, гулять и прочие повседневные действия и предметы). Малыш должен понимать, о чем ему говорят, и реагировать соответственно. На вопрос «где папа?» – повернуть к нему голову, а на фразу «дай руку» отреагировать соответственно и протянуть руку, или хотя бы спрятать ее, демонстрируя непокорность.
К двум годам малыш должен строить короткие односложные предложения, с использованием прилагательных и местоимений. В этом возрасте словарный запас должен вырасти, как минимум до 50 слов – это самый нижний предел, специалисты, обычно, ожидают не меньше 100 слов.
А в возрасте 2,5 лет ребенок уже начинает строить сложные предложения, использует порядка 200-300 слов, умеет ставить простые вопросы «что?», «куда?», и произносит правильно большинство букв, исключения составляют «р», «л» и шипящие согласные. Малыш должен знать, как его зовут, различать родных, уметь различать и копировать голоса животных. В этом возрасте расширяется запас и понимание более сложных прилагательных, например, вкусный, красивый, большой, веселый, высокий и т.п.
В 3-х летнем возрасте речь ребенка должна объединяться в смысловые предложения, правильно употреблять местоимения, часто использовать прилагательные и наречия (горячо, рано, далеко и т.д.). Определить, есть ли у ребенка отклонения, задержка речевого развития несложно в этом возрасте. Понаблюдайте, а лучше попросите кого-то непредвзято понаблюдать за общением ребенка с незнакомым человеком. Это не должна быть грамотная речь,но если собеседник понимает, хотя бы 75% сказанного малышом, и между ними складывается относительный диалог, значит все хорошо, речь развивается в пределах нормы. Важно, чтобы ваш кроха мог изменять слова в речи по числам и родам. К примеру, если в 3-х летнем возрасте на вопрос «будешь конфетку?», малыш отвечает «будешь» вместо «буду» - это уже отклонение, серьезный повод озаботиться его развитием.
2)Задержка или индивидуальные особенности развития?
Для начала хотелось бы уточнить для особо впечатлительных родителей и бабушек. Границы норм речевого развития весьма гибкие, не стоит экзаменовать кроху, как только ей стукнул 1 год, и бить тревогу, что в словарном диапазоне не 10, а 8 слов. Отклонения плюс-минус 2-3 месяца – это нормально, как и то, что мальчики могут отставать от девочек в развитии на 4-5 месяцев.
Бытует мнение, что существует определенная область мозга, которая отвечает за развитие речи. Однако это заблуждение, и на самом деле, речь формируется исключительно при нормальном и согласованном развитии обоих полушарий мозга. Работать полноценно должно и правое полушарие, отвечающее за эмоционально-образную сферу, интуицию и пространственное мышление, и левое полушарие, ответственное за рационально-логическое мышление, и сообщение между ними. Нервные волокна, соединяющие оба полушария, у мальчиков изначально тоньше и развиваются медленнее, чем у девочек.
При этом запускать ситуацию нельзя, если мальчик долго не разговаривает или не может излагать свои мысли, обязательно обращаться за помощью к специалисту. К сожалению, среди мальчиков довольно высокий процент отклонений, причем как в речевом развитии, так и в психо-речевом. Мальчиков среди детей с заиканием вдвое больше, чем девочек. Практически абсолютное отсутствие речи при нормальном слухе (алалия) в три раза выше у мальчиков.
Втрое больше их и среди детей, страдающих дизартрией (трудности произнесения большинства звуков и невнятность, неразборчивость речи).
Не стоит также снимать со счетов типичное детское коверканье слов, смысловые сокращения, образные обозначения. Все это тоже слова и «би-бика» вместо «машина», и «мяу-мяю» вместо кошка, и «бай-бай» вместо спать. До 2,5 лет использование «малышкового сленга» допустимо. Помимо этого, ребенок вполне может придумывать собственные названия предметов, и не следует бежать к доктору, если малыш упорно говорит «зекатая» на зеркало, или «камани» на макароны - это также слова. Вполне нормально, когда малыш использует одни и те же сочетания звуков для обозначения разных предметов («ки» - кинуть, киска). Однако в 2,5 года ребёнок обязательно должен пытаться говорить фразами, используя не менее 3-4 слов, к примеру, что-то вроде «мама дё бай-бай» (мама идём спать).
3)«Признаки значительной задержки речевого развития»
1. В 4 месяца ребенок не проявляет эмоциональных реакций по отношению к происходящему. Не улыбается родителям, не реагирует на их жесты, не оживляется при виде или обращении к нему мамы.
2. В 8-9 месяцев ребенок не «лепечет», не издает повторяющихся звуков (па-па-па, ба-ба-ба и др.), а в год создает впечатление редкой тихони, издающей мало звуков.
3. В возрасте 1,5 лет ребенок имеет проблемы с жеванием или сосанием. Например, давится кусочком яблока, не умея его разжевать. Малыш не произносит простых слов, типа «мама», «няня», «дай», не понимает своего имени, названий обычных предметов. Если ребенок не в состоянии выполнить простые просьбы, не понимает, что от него хотят, например, «сядь», «дай руку», «иди сюда».
4. В 2 года ребенок не пытается выучить новые слова, а продолжает использовать всего несколько отдельных простейших слов.
5. К возрасту 2,5 года словарный запас активно используемых слов и словоподражаний меньше 20. Не знает названий частей тела и привычных предметов. Проведите проверочный тест: попросите показать части тела, принести хорошо знакомый ему предмет, находящийся в соседней комнате. Если не составляет словосочетаний из двух слов, к примеру, «дай ады» («дай воды»)
6. Если в 3-летнем возрасте речь ребенка настолько не разборчива, что даже родные понимают его с трудом. Не говорит элементарных предложений состоящих из пары-тройки словосочетаний, не понимает объяснений, простых рассказов. Малыш в 3 года «тарахтит» - говорит чересчур быстро, глотает окончания слов или, напротив, очень медленно, растягивая слова, хотя дома никто подобным образом не разговаривает.
7. В 3 года малыш не строит собственных предложений, а изъясняется фразами из книжек и мультиков. Если ребенок зеркально вторит фразам, который слышит от взрослых, даже если это не к месту. В таком случае необходимо срочно обращаться к специалисту, причем обязательно обследоваться у психиатра – это может быть признаком серьёзнейшего отклонения в развитии.
8. Если ребенок вне зависимости от возраста постоянно ходит с приоткрытым ртом, когда без явных причин повышено выделяется слюна, но это не связано с ростом зубок.
4)«Задержка речевого или психо-речевого развития?»
Есть существенное различие между задержкой развития непосредственно речи ребенка или его психики.
Задержка речевого развития (абр. - ЗРР) означает, что страдает только речь, а эмоциональное и умственное развитие проходит в норме. Когда малыш все понимает и правильно выполняет просьбы, однако говорит плохо, мало или вовсе отказывается.
Отставание в психо-речевом развитии (абр. - ЗПРР) означает, умственную, общеинтеллектуальную задержку.
До 4 лет диагноз ЗПРР встречается не так часто и ставится в исключительных случаях, при серьёзных заболеваниях. Однако старше 5 лет 80% проблем с речью объясняется именно задержкой психо-речевого развития. Психология ребенка построена так, что до 4 лет малыш осваивает мир, он мало вступает в коммуникативные связи, а изучает, примеряет, пробует. Но уже после 4-х основным источником информации для него становится общение со сверстниками и взрослыми. Когда же речь им не освоена, малодоступна, начинается процесс торможения развития психического, и уже к 5 годам задержка речевого развития, превращается в психо-речевую задержку.
Речь и психическое здоровье ребенка связаны напрямую, без речевого инструмента не смогут полноценно формироваться познавательные процессы и эмоционально-волевая сфера. Если не исправить ситуацию в 5-летнем возрасте, в лучшем случае вашего кроху ожидает специализированная школа. При наличии таких проблем ребенку срочно необходимо лечение и занятия с дефектологом.
Подчас задержка развития речи бывает причиной отставания психомоторного развития. Малыш гораздо позже других детей начинает держать головку, сидеть и т.д. Часто они неловкие, неуклюжие, плохо стоят, часто падают, налетают на предметы. Если ваш ребенок постоянно в синяках - есть повод озаботиться. Еще один характерный признак – ребенка очень трудно приучить ходить на горшок, если и в 4,5 года у него случаются «оказии» - идите к врачу.
5) «Причины отклонений в речи»
Отклонения в речи - это не заболевания сами по себе, а следствия заболеваний и весьма серьезных. Это могут быть нарушения работы мозга, ЦНС, нередко причинами являются генетические или психические расстройства.
Многолетние наблюдения показывают, что отклонения в речевом развитии могут быть следствием проблем внутриутробного развития плода, преждевременных родов, и других нестандартных родовых ситуаций (стремительные или длительные роды, асфиксия плода, родовые травмы). Помимо прочего причиной могут быть гидроцефалия, повышенное внутричерепное давление, психические заболевания, генетическая предрасположенность, даже раннее отлучение от груди и перевод на искусственное вскармливание.
До трехлетнего возраста наличие тяжело протекающих детских болезней, травм из-за частых падений (особенно черепно-мозговых), понижение слуха – может стать толчком к развитию отставаний в развитии речи. Немалый вклад вносят и условия, в которых растет ребенок, причем как биологические, так и социальные. Неблагоприятные воздействия повреждают те области головного мозга, развитие которых наиболее интенсивно в данный момент времени.
Подобные отставания характерны для детей с СДВГ, детским аутизмом, ДЦП и синдромом Дауна.
Независимо от первоначальных причин, приведших к повреждению мозга, результат этого одинаков – отдельные его зоны начинают неправильно или неактивно работать. Несложно понять, что у деток с ЗПРР повреждены зоны, ответственные за речь, интеллектуальные, умственные способности. Однако, это все же не приговор и во многих случаях своевременное обращение за помощью может все исправить.
Наследственный фактор, безусловно, играет существенную роль. К сожалению, весьма распространенное явление, когда до 5 лет мамы не спохватываются отсутствием речи у ребенка, оправдывая свой поступок рассказами о родственниках, которые в детстве долго молчали, а в 4 года заговорили, причем сразу фразами и предложениями, и выросли нормальными людьми. Часто нелогичное спокойствие внушено более старшими в семье, однако, эта безответственная позиция может привести к непоправимым последствиям.
Запомните, если в роду были подобные задержки в речевом развитии, значит, ребенок уже имеет генетическую предрасположенность – это повод не просто обеспокоиться, а занять особо активнейшую позицию. Такое отклонение прогрессирует от поколения к поколению, и с каждым разом обретает более тяжелые формы, как снежный ком. Нужно понимать, что грамотная речь и лексические закономерности осваиваются малышом в возрасте 2-3 лет, и заканчивается этот процесс уже к 7 годам.
Если же в 6-летнем возрасте ребенок вообще не разговаривает, не подражает людям или животным, вероятность того, что он когда-нибудь заговорит, составляет всего 0,2%! Если этого не произойдет до 8 лет – ребенку, да и вам тоже, доведется осваивать методы альтернативной коммуникации (карточную, письменную, жестовую) и разговаривать, в общем понимании, он уже не сможет никогда!
6) «Что делать при задержке речевого развития?»
Многие родители ошибочно считают, что эту проблему «лечат» логопеды, однако они являются педагогами, а не врачами. Логопеды способны лишь научить правильно произносить звуки и выговаривать слова, а заниматься этим эффективно можно только лет с 4-5. Но вы уже поняли, что ждать до пятилетнего возраста крайне опасно.
В первую очередь, нужно детально обследовать ребенка и выявить причины патологии речевого развития.
Для выявления причин необходимо обратиться к врачу-неврологу, психиатру, а при необходимости к детскому психологу и логопеду. Наверняка может потребоваться прохождение специализированных анализов работы мозга – МРТ, ЭКГ, ЭХО-ЭГ и прочие.
Также, может потребоваться консультация сурдолога, для оценки слуха ребенка. Пообщавшись с родителями и понаблюдав за малышом, врач должен выяснить, как ребенок сообщает окружающим о своих потребностях. Дело в том, что при снижении слуха, первичных нейрогенных речевых расстройствах, моторной апраксии лицевых мышц дети пристраиваются выражать свои нужды каким-то другим способом (например, показывать пальцем на рот и, произнося какие-то звуки, он пытается сказать «хочу кушать», или принося маме свои ботинки, зовет ее гулять). Этого не происходит при общей задержке развития или аутизме.
Пройдите с малышом соответствующие возрасту тесты, оценивающие его развитие: денверский тест, направленный на оценку психомоторного развития; шкалу речевого развития в раннем возрасте; шкалу Бейли, оценивающую развитие грудных детей.
7)В каком возрасте нужно начинать лечение?
Начинать исправлять задержки в развитии речи необходимо, как можно раньше. Почти в 100% случаях заболевания ЗПРР и ЗРР требуется медикаментозное лечение.
В случае установления неврологической патологии, приводящей к задержке речевого развития, врач-невролог сможет назначить курс уже с 1 года.
Начиная с 2 летнего возраста, с ребенком могут заниматься дефектолог и корректолог – специалист по развитию речи. Они помогут развивать внимательность, мышление, память, моторику.
Как правило, логопеды работают, когда ребенку исполнилось 4-5 лет. Они помогут «поставить» звуки, научат строить предложения и правильно составлять рассказы. Грамотная речь ребенка зачастую заслуга именно логопеда.
Не медлите с обращением к врачу, если речевое развитие вашего ребенка не соответствует возрастной норме! В случае получения помощи специалиста в раннем возрасте, скорее всего к 6 годам вы забудете об этой проблеме навсегда, и ваш малыш не будет отличаться от сверстников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Маленький пешеход. С чего начать!"
Для детей проще всего познавать мир через игру. Так воспользуйтесь этой особенностью детской психологии и проиграйте с малышом все возможные ситуации, с которыми он может столкнуться на дороге....
Когда ребенок должен начать говорить.
Нормы речевого развития....
Консультация для родителей средней группы по ПДД - "Это должен знать малыш!"
Ребенок начинает знакомиться с правилами дорожного движения еще задолго до прихода в детский сад. Первые знания и опыт он получает из наблюдений за своими близкими, родителями. Поэтому очень важ...
Консультация для родителей средней группы по ПДД - «Это должен знать малыш!».
Консультация для родителей средней группы по ПДД - «Это должен знать малыш!».Только вышел я за двор –И увидел светофор.Загорелся красный свет –Нам вперёд дороги нет.Я стою и жд...
Консультация для родителей на адаптационный период, когда ребенок впервые начал посещать детский сад
Консультация для родителей на адаптационный период для детей младшего возраста, которые впервые начали посещать детский сад....
Консультация для родителей детей дошкольного возраста Тема: "Самостоятельность. Где её начало?"
Консультация для родителей детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей "От А до Я.С чего начать физическое развитие наших детей" Опубликовано 07.03.2022
Консультация для родителей "От А до Я.С чего начать физическое развитие наших детей"...