Консультация для родителей "Подготовка детей к школьному обучению"
консультация (подготовительная группа)
Дети пребывают последний год в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнѐт двери школа, и начнѐтся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты. Вам в помощь предлагаю консультацию!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_shkole_.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
по подготовки детей к школе
Наши дети пребывают последний год в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнѐт двери школа, и начнѐтся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты. Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребѐнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребѐнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень - психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего сформированность желания учиться (мотивационная готовность). Но и это ещѐ не всѐ. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребѐнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее. Подготавливая ребѐнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. Сейчас мы остановимся на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотрим, что должно быть свойственно ребѐнку, чтобы он оказался готовым к школе. Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
Критерии готовности: 1. физическая; 2. интеллектуальная; 3. социальная; 4. мотивационная.
1. Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребѐнку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребѐнка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребѐнка в школу.
2. Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребѐнка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребѐнок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
3. Социальная готовность – это настрой ребѐнка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребѐнок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиями, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения. 4. Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребѐнка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребѐнок с игровым мотивом («Там много ребят, и можно будет играть с ними») не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребѐнок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребѐнок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребѐнок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, своѐ рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребѐнок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу.
Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребѐнка. Он должен привыкнуть: - к новому педагогу; - к новому коллективу; - к новым требованиям; - к повседневным обязанностям. И каждый без исключения ребѐнок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребѐнка есть нужных умений, качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться. Но для некоторых детей школьные требования оказываются слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание. Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Причины: Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста: - не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет ещѐ научиться, для этого школа есть!»), - не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем пройдет…»), - на наличие или отсутствие желания учиться («втянется, повзрослеет, глядишь, и всѐ пройдет»), - не обучают ребѐнка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности. Дети очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, они стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект некоторых фраз для ребѐнка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребѐнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания: - «Вот пойдѐшь в школу, там тебе…» «Ты, наверное, будешь двоечником!» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.) - «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» (крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.) - «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребѐнка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребѐнка к неврозу.) - «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребѐнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.) - «Попробуй мне только ещѐ сделать ошибки в диктанте!» (У ребѐнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности). Не надо заставлять своего ребѐнка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребѐнок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.
Что необходимо знать и уметь ребѐнку, поступающему в школу:
1. Своѐ имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живѐт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детѐнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детѐнышей.
10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелѐтных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх- низ и т.д.)
15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16. Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
17. Различать гласные и согласные звуки.
18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)
20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
21. Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счѐтные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5. Читать простейшие математические записи.
22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая программа развития и обучения детей старшего дошкольного возраста «Использование песка для формирования образа буквы и развития произвольной регуляции при подготовке детей к школьному обучению»
Программа состоит из 35 планов – конспектов занятий с детьми старшего дошкольного воз...
Консультация «Роль детского сада в подготовке детей к школьному обучению»
Роль родителей в подготовке к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения мо...
консультация для педагогов и родителей:"Физическая готовность детей к школьному обучению в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования"
Всех нас интересует: "Как будет учиться ребенок?" Этот вопрос волнует и педагогов и родителей, но в первую очередь нужно знать , а готов ли ребенок к школьному обучению. Готов ли в первую очеред...
Консультация для родителей "Педагогическая помощь родителям в подготовке детей к школьному обучению"
Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе...
Консультация для родителей "Готовность детей к школьному обучению"
Советы родителям будущих первоклассников.Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом......
Консультация для родителей «Подготовка детей к школьному обучению»
Консультация для родителей будущих первоклассников, советы, рекомендации....
Консультация :"ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ"
Консультация :"ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ"...
- Мне нравится (2)