Произвольность дошкольника
статья
Произвольность дошкольника
Одна из самых важных задач дошкольного возраста – развитие произвольного поведения. То есть умение ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но нужно. Произвольная регуляция поведения один из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению. Для решения этой задачи важна четкая организация жизни ребенка, соблюдение режима дня и правил семьи. Режим дня приучит ребёнка к определённому распорядку (в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься, что способствует развитию произвольной регуляции деятельности и более успешной учебы в дальнейшем. Чтобы дети не утомлялись, с удовольствием играли и занимались, необходимо отрегулировать продолжительность ночного и дневного сна (в сумме дневной и ночной сон составляют примерно 12 часов). Время бодрствования должно чередовать активную и пассивную деятельность.
Начало развития произвольного поведения – это обучение бытовой самостоятельности – умению одеться, раздеться, умыться, поесть, заправить кровать, чуть позже – собрать свои вещи. Эти навыки ребенок должен освоить к трем годам. Умение смотреть за собой и устранять последствия своих действий – тесно связаны с формированием воли, а волевые качества участвуют в формировании интеллектуальных навыков. К четырем годам можно переходить на следующий уровень формирования бытовой самостоятельности – домашним обязанностям. Эти обязанности должны присутствовать у ребенка изо дня в день, вне зависимости от ситуаций. Например, именно он заботится о том, чтобы поливать растения, и желательно без напоминаний; он отвечает за то, чтобы помочь маме накрыть стол к обеду; он отвечает за то, чтобы протереть крошки со стола. Все это делается не для себя, а в кругу семьи. Дети — прирожденные помощники, для них очень важно чувствовать себя включенными в нашу повседневную жизнь. Благодаря этому у детей появляется личная ответственность и возможность чувствовать, что они участвуют в жизни семьи. Дайте ребенку тряпку, чтобы он вытер то, что разлил или помог протереть пыль, разрешите использовать пылесос и предложите убираться вместе с вами, вместе сложите белье в стиральную машину и разрешите нажать кнопку. Это он должен делать регулярно. Такие обязанности хорошо формируют волю и характер. На основе самостоятельности в дальнейшем формируется ответственность.
Для ребенка очень важны контакты со сверстниками. Отсутствие таких контактов ведет к отсутствию произвольного поведения. Ведь когда ребенок взаимодействует с другими детьми, он вынужден соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием. Игры со сверстниками помогают развить умение слушать, проявлять внимание, регулировать свои эмоции и учат работать в команде. Для детского развития очень важно играть с друзьями, братьями, сестрами или даже в одиночку без указаний взрослых. Через игру дети усваивают множество навыков, необходимых для социализации и адаптации.
А когда детям становится скучно, у них появляется возможность самим придумать себе занятия. Скука учит детей преодолевать дискомфорт и помогает им установить контакт с самими собой. Достаточное количество свободного времени позволяет детям разобраться со своими проблемами самостоятельно, найти то, что приносит им радость и помогает развить фантазию, независимость и самодостаточность.
Развитие произвольной регуляции поведения способствует и развитию произвольной регуляции других психических процессов, в том числе памяти и внимания. К концу дошкольного периода у ребенка формируется способность ставить перед собой цель; принимать решения; намечать план действий, выполнять его, проявив определенные усилия; а также уметь длительно выполнять монотонную или не интересную работу. Сформированность произвольной сферы дошкольника поможет ему быстрее и легче адаптироваться в школе и будет способствовать успешному развитию школьных навыков.
Шпаргалка родителям
Игры способствующие развитию произвольной регуляции:
- Любые игры по правилам (шашки, шахматы, карты, ходилки и др.);
- Игры по типу: «да» и «нет» не говори, съедобное – несъедобное;
- Муха, морской бой;
- «Куб» Линка
- Выполнение действий по речевой инструкции;
- Игры на внимание и память;
- Различные виды шифровок;
- Перепутанные истории;
- Составление текста из разрезанных предложений;
- Умный робот;
- Рассказ последовательности действий, когда делаем что-то сложное (например бутерброд);
- Рисование по речевой инструкции;
- Графические диктанты;
- Спички с ширмой;
- Проговаривание действий вслух;
- Игры – корректоры (исправление ошибок в словах, текстах, рисунках и т. д.)
- Обучение системе тайм-аутов;
- Игры: кошки-мышки, прилетела сова, молчанки, гляделки, море волнуется.
Педагог-психолог, нейропсихолог Липницкая И.Л.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proizvolnost_doshkolnika.docx | 16.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Произвольность дошкольника
Одна из самых важных задач дошкольного возраста – развитие произвольного поведения. То есть умение ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но нужно. Произвольная регуляция поведения один из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению. Для решения этой задачи важна четкая организация жизни ребенка, соблюдение режима дня и правил семьи. Режим дня приучит ребёнка к определённому распорядку (в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься, что способствует развитию произвольной регуляции деятельности и более успешной учебы в дальнейшем. Чтобы дети не утомлялись, с удовольствием играли и занимались, необходимо отрегулировать продолжительность ночного и дневного сна (в сумме дневной и ночной сон составляют примерно 12 часов). Время бодрствования должно чередовать активную и пассивную деятельность.
Начало развития произвольного поведения – это обучение бытовой самостоятельности – умению одеться, раздеться, умыться, поесть, заправить кровать, чуть позже – собрать свои вещи. Эти навыки ребенок должен освоить к трем годам. Умение смотреть за собой и устранять последствия своих действий – тесно связаны с формированием воли, а волевые качества участвуют в формировании интеллектуальных навыков. К четырем годам можно переходить на следующий уровень формирования бытовой самостоятельности – домашним обязанностям. Эти обязанности должны присутствовать у ребенка изо дня в день, вне зависимости от ситуаций. Например, именно он заботится о том, чтобы поливать растения, и желательно без напоминаний; он отвечает за то, чтобы помочь маме накрыть стол к обеду; он отвечает за то, чтобы протереть крошки со стола. Все это делается не для себя, а в кругу семьи. Дети — прирожденные помощники, для них очень важно чувствовать себя включенными в нашу повседневную жизнь. Благодаря этому у детей появляется личная ответственность и возможность чувствовать, что они участвуют в жизни семьи. Дайте ребенку тряпку, чтобы он вытер то, что разлил или помог протереть пыль, разрешите использовать пылесос и предложите убираться вместе с вами, вместе сложите белье в стиральную машину и разрешите нажать кнопку. Это он должен делать регулярно. Такие обязанности хорошо формируют волю и характер. На основе самостоятельности в дальнейшем формируется ответственность.
Для ребенка очень важны контакты со сверстниками. Отсутствие таких контактов ведет к отсутствию произвольного поведения. Ведь когда ребенок взаимодействует с другими детьми, он вынужден соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием. Игры со сверстниками помогают развить умение слушать, проявлять внимание, регулировать свои эмоции и учат работать в команде. Для детского развития очень важно играть с друзьями, братьями, сестрами или даже в одиночку без указаний взрослых. Через игру дети усваивают множество навыков, необходимых для социализации и адаптации.
А когда детям становится скучно, у них появляется возможность самим придумать себе занятия. Скука учит детей преодолевать дискомфорт и помогает им установить контакт с самими собой. Достаточное количество свободного времени позволяет детям разобраться со своими проблемами самостоятельно, найти то, что приносит им радость и помогает развить фантазию, независимость и самодостаточность.
Развитие произвольной регуляции поведения способствует и развитию произвольной регуляции других психических процессов, в том числе памяти и внимания. К концу дошкольного периода у ребенка формируется способность ставить перед собой цель; принимать решения; намечать план действий, выполнять его, проявив определенные усилия; а также уметь длительно выполнять монотонную или не интересную работу. Сформированность произвольной сферы дошкольника поможет ему быстрее и легче адаптироваться в школе и будет способствовать успешному развитию школьных навыков.
Шпаргалка родителям
Игры способствующие развитию произвольной регуляции:
- Любые игры по правилам (шашки, шахматы, карты, ходилки и др.);
- Игры по типу: «да» и «нет» не говори, съедобное – несъедобное;
- Муха, морской бой;
- «Куб» Линка
- Выполнение действий по речевой инструкции;
- Игры на внимание и память;
- Различные виды шифровок;
- Перепутанные истории;
- Составление текста из разрезанных предложений;
- Умный робот;
- Рассказ последовательности действий, когда делаем что-то сложное (например бутерброд);
- Рисование по речевой инструкции;
- Графические диктанты;
- Спички с ширмой;
- Проговаривание действий вслух;
- Игры – корректоры (исправление ошибок в словах, текстах, рисунках и т. д.)
- Обучение системе тайм-аутов;
- Игры: кошки-мышки, прилетела сова, молчанки, гляделки, море волнуется.
Педагог-психолог, нейропсихолог Липницкая И.Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие произвольного внимания дошкольников в игровой деятельности
Статья раскрывает важность развития произвольного внимания у дошкольников. Показано как в игровой деятельности детей можно развивать непроизвольное внимание, применяя при этом и дидактические иг...
Развитие произвольного внимания у дошкольников в игровой деятельности
Статья включает в себя различные аспекты развития непроизвольного внимания у дошкольников в игровой деятельности. Раскрыто в таких областях как дидактические игры и сюжетно - ролевые. Статья отр...
Формирование произвольного поведения старших дошкольников в процессе обучения основным видам движений»
Мухамадеева Лилия Азатовна Инструктор по физической культуре...
Картотека игр и упражнении на развитие произвольного внимания дошкольников
Перед родителями и педагогами стоит очень важная задача: с помощью игровых упражнении помочь дошкольнику стать внимательным, т.к.именно в старшем дошкольном возрасте формируется произвольное внимание,...
Потешки для произвольных упражнений по обучению дошкольников плаванию
Игровой метод широко известен в физическом воспитании. На занятиях по плаванию с детьми обязательно применяются игры и развлечения на воде, которые позволяют успешно не только решить специ...
Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей по развитию произвольного внимания старших дошкольников с ЗПР
Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей по развитию произвольного внимания старших дошкольников с ЗПР. Подборка литературы по данной теме. ...
Подборка игр, направленных на развитие произвольности дошкольников.
Произвольность - это не только характеристика познавательных процессов, но и один из этапов становления волевого поведения. Произвольность включает различные стороны личности ребенка. Это пр...