Воспитание нравственных качеств у дошкольников.
консультация
До творчес.
Нравственная чистота, чуткость, искренность, сердечность – нравственные качества, которые необходимо воспитывать у каждого человека.
В жизни мы часто встречаемся с примерами чуткого отношения людей друг к другу, помощи человеку в трудную минуту, заботы о человеке. И поэтому искусству жить для людей ребёнка нужно учить с детства.
Воспитание заботливого отношения к людям – процесс длительный, направленный на то, чтобы забота о людях стала для детей привычной формой их поведения.
Этот процесс осуществляется в коллективе и через коллектив, в конкретной детской деятельности, в единстве с формированием других нравственных качеств. Поэтому основное внимание следует уделять развитию у детей соответствующего поведения, одновременно формируя необходимые нравственные представления и чувства.
Очень рано возникает у ребёнка первое проявление чувств симпатии, способность сопереживать. Дошкольники часто с симпатией, сочувствием относятся к тем, кто нуждается в их помощи, защите: маленьким детям, птичкам, котятам, щенятам, особенно, если они больны.
Очень сильно у детей дошкольного возраста развито чувство симпатии к героям литературных произведений, к персонажам, изображённым на рисунке.
Но отдельные проявления сочувствия еще не есть проявление чуткости. Чуткость – это сложное нравственное качество, требующее высокого развития нравственных чувств и интеллекта.
В основе чуткости лежит способность к глубокому сопереживанию, умение мысленно поставить себя на место другого человека, понять, почувствовать, пережить всё, что пережил в той или иной ситуации человек, найти более деликатный и тактичный путь облегчения страдания или оказания конкретной помощи человеку.
В дошкольном возрасте возможно и необходимо воспитывать у детей заботливое отношение к людям как основу будущей чуткости. Характерной особенностью проявления заботы является действенное отношение к человеку, которое выражается в умении найти конкретный способ оказания помощи людям.
Там, где с первых лет жизни ребёнка учат быть заботливым, он растёт сердечным, отзывчивым, не равнодушным к чужому горю.
Многолетнее наблюдение показывает, что не проявляют заботу о людях, как правило, те дети, в поведении которых были отрицательные качества: грубость, эгоизм, жадность, жестокость.
Важнейшими условиями для воспитания заботливого отношения к людям является следующее: бережное, сердечное отношение взрослых к ребёнку, уважение его личности, умение видеть, неустанно укреплять в ребёнке всё лучшее.
Сухомлинский пишет о том, что детское сердце требует большой чуткости и внимательности, чуткость – это не только умение жить его мыслями и чувствами, наполнить своё сердце его тревогами и волнениями, войти в его положение.
Макаренко говорил: «Наше собственное поведение – самая решающая вещь».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитание ребенка-дошкольника.
Дошкольный возраст — уникальный период в жизни ребенка. В это время происходит интенсивное физическое, психическое, эмоциональное и личностное развитие. То, что упущено в дошкольный период, очень трудно восполнить в последующие годы, поэтому родители должны со всей ответственностью отнестись к воспитанию дошкольника. Перед ними стоит важная задача — помочь ребенку максимально полно реализовать возможности этого уникального возрастного этапа. Особенности дошкольного возраста
Временные рамки дошкольного возраста — от 3 до 7 лет. В этот период беспомощный малыш, полностью зависимый от взрослых, начинает превращаться в самостоятельную, автономную личность. Развитие дошкольника затрагивает все сферы и протекает бурно и стремительно.
Уникальность дошкольного возраста заключается в следующем:
Это период становления, формирования личности. В дошкольном возрасте ребенок только начинает осознавать свою индивидуальность. Все стороны психики остаются незрелыми, и это накладывает отпечаток на поведение ребенка и на характер его взаимодействия с окружающим миром. Одно из свойств незрелой психики — слабость рационального мышления и самоконтроля по сравнению с силой импульсов.
У дошкольника все еще сохраняется сильная зависимость от взрослых, потребность в защите, внимании, общении, поддержке. И в то же время начинает осуществляться переход от полной зависимости к самостоятельности и эмоциональной самодостаточности. Постепенно формируется отдельная личность, которая может иметь стремления и убеждения отличные от родительских. В этот период нужно поощрять ребенка к самостоятельным поступкам и всячески поддерживать его инициативу. Но психические функции дошкольника все еще находятся в стадии созревания, поэтому родителям нужно научиться четко определять, что ребенок может сделать сам, а что — только в сотрудничестве со взрослым.
В этот возрастной период ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. В игре происходит развитие речи, воображения, внимания. В процессе игры дошкольник приобретает знания о различных сферах человеческой деятельности, овладевает коммуникативными навыками, осознает нормы и правила поведения в обществе. Он учится планировать свои действия и учитывать потребности и желания других людей. Внимание к игре сохраняется до тех пор, пока она интересна ребенку. Дошкольнику трудно произвольно контролировать устойчивость и направленность внимания. Интерес к игре у младших дошкольников может сохраняться 20-50 минут, у старших — 1,5-2 часа.
Ниже даны рекомендации, которые помогут родителям и ребенку легче справиться с трудностями этого уникального возрастного периода.
Обеспечьте своему ребенку безопасность
Воспитываясь в кругу любящей семьи, дети не склонны рассматривать мир, как источник опасностей. Они плохо осознают свою уязвимость. Кроме того, дети любознательны, активны и доверчивы. У них недостаточно хорошо развито внимание, и они не способны точно предвидеть последствия своих поступков. Поэтому безопасность дошкольника — это полностью забота его родителей. Здесь имеется в виду не только необходимость строгого присмотра за ребенком, но и обучение его правилам безопасности. Учить ребенка этим правилам нужно с 3-4 лет.
Объясните ребенку, что существуют «свои» и «чужие». Перечислите людей, которые относятся к категории «свои». Предупредите, что посторонним взрослым нельзя доверять. Малыш должен понимать, что существуют злые люди, которые могут только притворяться добрыми. В младшем дошкольном возрасте это удобно объяснять на примере героев сказок. Со старшими дошкольниками можно провести более серьезную беседу.
Проследите, чтобы дошкольник знал на память номера телефонов родителей и доверенных лиц. Научите его, как правильно себя вести, если он вдруг потеряется.
Обучите ребенка правилам дорожного движения и регулярно напоминайте о них.
Проконтролируйте, чтобы на ребенке всегда был шлем, когда он катается на роликах или велосипеде.
Проследите, чтобы на детской площадке не было заостренных деталей, плохо закрепленных качелей и других травмоопасных предметов.
Ограничьте просмотр телепередач и компьютерные игры до одного часа в день.
Организуйте своему ребенку здоровое питание и обеспечьте достаточный уровень физической активности. Сделайте с ребенком зарядку с утра, выполните разминку днем или просто потанцуйте несколько минут.
Сотрудничайте с ребенком
В общении с дошкольником старайтесь следовать следующим рекомендациям:
Чаще предоставляйте ребенку выбор из нескольких альтернативных вариантов. Пусть он сам выбирает, какую рубашку сегодня надеть, что съесть на ужин, какую книгу почитать перед сном и т. д.
Не начинайте сразу с нравоучений и наставлений. Лучше обсудите с ребенком конкретную ситуацию, поинтересуйтесь его мнением, выслушайте, обговорите и совместно придите к «нужным» выводам.
Вместо принуждения к действию используйте такие побудительные конструкции, как «давай попробуем…», «не сделать ли нам…» и т. д.
Не используйте слишком часто слово «нет». Его лучше вообще оставить для чрезвычайных ситуаций. Но правила в жизни ребенка должны присутствовать. И нельзя поддаваться на требования и уговоры их нарушить. Это касается режима дня, лимита просмотра телепередач, правил личной безопасности и т. д.
Развивайте способность ребенка к самоконтролю
Дошкольный возраст — период недостаточности произвольного контроля. В это время импульсивное поведение преобладает. Способность к самоконтролю формируется у дошкольников постепенно. Если случаются эмоциональные вспышки, лучше воспринимать их спокойно. Они будут возникать реже, если не обращать на них внимание. Тем более нельзя подкреплять их, исполняя детские капризы и требования. Не стоит забывать, что в этом возрасте поведение ребенка легко изменить, переключив его внимание на что-то другое.
Ребенка нужно чаще поощрять и хвалить за совершение правильных поступков, особенно если они требовали от него высокой степени самоконтроля. Если дошкольник в чем-либо провинился, лучше принять меры немедленно, а не откладывать их на потом и тем более не перекладывать эту воспитательную работу на другого родителя, пугая ребенка словами «я все расскажу папе (маме)». Прививайте детям любовь к чтению и творчеству
Именно в раннем детском возрасте наиболее успешно прививается любовь к чтению. Делать это нужно не жестким принуждением. Чтение должно приносить ребенку удовольствие. Оно должно стать приятным времяпрепровождением — сначала вместе с родителями, потом один на один с книгой.
Читать с ребенком нужно ежедневно. И желательно разнообразить этот процесс. Можно читать сказку на два голоса, имитировать голоса персонажей, разыгрывать сценки, обсуждать иллюстрации и сюжет. Но дошкольник не способен долго концентрировать внимание на чем-то одном. Если через 15-20 минут он потерял интерес к этому занятию, лучше закрыть книгу и переключиться на что-то другое.
Кроме игр и чтения, в жизни дошкольника важное место занимают рисование и конструирование. Детям необходимо что-то мастерить своими руками — эту сферу деятельности нужно всячески поощрять. Ребенку должны быть доступны всевозможные конструкторы, инструменты для рисования и других видов творчества. Это поспособствует развитию воображения, мелкой моторики и творческих способностей.
Предварительный просмотр:
Воспитание нравственных качеств у дошкольников.
.
Нравственная чистота, чуткость, искренность, сердечность – нравственные качества, которые необходимо воспитывать у каждого человека.
В жизни мы часто встречаемся с примерами чуткого отношения людей друг к другу, помощи человеку в трудную минуту, заботы о человеке. И поэтому искусству жить для людей ребёнка нужно учить с детства.
Воспитание заботливого отношения к людям – процесс длительный, направленный на то, чтобы забота о людях стала для детей привычной формой их поведения.
Этот процесс осуществляется в коллективе и через коллектив, в конкретной детской деятельности, в единстве с формированием других нравственных качеств. Поэтому основное внимание следует уделять развитию у детей соответствующего поведения, одновременно формируя необходимые нравственные представления и чувства.
Очень рано возникает у ребёнка первое проявление чувств симпатии, способность сопереживать. Дошкольники часто с симпатией, сочувствием относятся к тем, кто нуждается в их помощи, защите: маленьким детям, птичкам, котятам, щенятам, особенно, если они больны.
Очень сильно у детей дошкольного возраста развито чувство симпатии к героям литературных произведений, к персонажам, изображённым на рисунке.
Но отдельные проявления сочувствия еще не есть проявление чуткости. Чуткость – это сложное нравственное качество, требующее высокого развития нравственных чувств и интеллекта.
В основе чуткости лежит способность к глубокому сопереживанию, умение мысленно поставить себя на место другого человека, понять, почувствовать, пережить всё, что пережил в той или иной ситуации человек, найти более деликатный и тактичный путь облегчения страдания или оказания конкретной помощи человеку.
В дошкольном возрасте возможно и необходимо воспитывать у детей заботливое отношение к людям как основу будущей чуткости. Характерной особенностью проявления заботы является действенное отношение к человеку, которое выражается в умении найти конкретный способ оказания помощи людям.
Там, где с первых лет жизни ребёнка учат быть заботливым, он растёт сердечным, отзывчивым, не равнодушным к чужому горю.
Многолетнее наблюдение показывает, что не проявляют заботу о людях, как правило, те дети, в поведении которых были отрицательные качества: грубость, эгоизм, жадность, жестокость.
Важнейшими условиями для воспитания заботливого отношения к людям является следующее: бережное, сердечное отношение взрослых к ребёнку, уважение его личности, умение видеть, неустанно укреплять в ребёнке всё лучшее.
Сухомлинский пишет о том, что детское сердце требует большой чуткости и внимательности, чуткость – это не только умение жить его мыслями и чувствами, наполнить своё сердце его тревогами и волнениями, войти в его положение.
Макаренко говорил: «Наше собственное поведение – самая решающая вещь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Презентация методической разработки "ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"...
Методические рекомендации и опыт работы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников в сотрудничестве с родителями.
Основной задачей в решениии этого вопроса является создание механизма тесного сотрудничества между дошкольным учреждением и родителями, создание разнообразных форм работы с сеемьей.Высшей целью нашего...
«Воспитание нравственных качеств у дошкольников с использованием игрушек из серии «Умница»
Аннотация: в статье говорится о роли игрушки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется серии игрушек «Умница»....
Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств личности дошкольника
Пословицы - это краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. В пословицах нашел отражение длительный опыт социально-...
ФОРМЫ РАБОТЫ ДОУ С СЕМЬЁЙ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ:ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛОНОГО ВОЗРАСТА1.1 Анализ современных исследова...
Роль семьи в воспитании нравственных качеств личности дошкольников
Роль семьи в нравственном воспитании дошкольниковВоспитание ребенка - это процесс вечный, непрекратимый. Важнейший фактор, влияющий на формирование личности ребенка - его семья. Каждый знает, как вели...
Консультация для родителей «Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств личности дошкольников»
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлен...