Статья "Сказка как источник творчества детей"
консультация (старшая группа)
"Сказка,- писал В.А. Сухомлинский,- развивает внетренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_kak_istochnik_tvorchestva_detey.docx | 85.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка как источник творчества детей
Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего её эстетического слагаемого. Она базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.
Все сказки мира, народные и авторские, всегда содержат в себе реальное и ирреальное, естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Социально-педагогическое значение сказки обусловлено тем, что слушающий её имеет возможность, опираясь на реально-бытийные моменты сказки, психологически принять её «небытийную», ирреальную сторону. Она создаёт богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключения его образного мышления к волшебному, ирреальному плану. При этом социализируется вся сенсорная система слушателя: зрение, слух, обоняние, осязание, пространственные моторные механизмы.
Спецификой сказки является то, что она всегда является продуктом творчества определённого народа. Она содержит в себе такие сюжеты, образы, ситуации, которые специфичны для определённого этноса. Это находит отражение в именах действующих лиц, в названиях животных и растений, в особенностях места действия и т.д. Эти элементы могут переходить из сказки в сказку, от сказителя к сказителю, от этноса к этносу.
В сказках сюжет, фабула развития событий, атрибутивные характеристики персонажей, зачины и концовки и т.д. могут быть схожими, инвариантными, а повороты сюжета, названия персонажей, многомерность эпитетов и т.д. всегда вариативны. Это имеет важное значение для социально-педагогической практики, поскольку позволяет развивать творческое воображение слушателя, его композиционное мышление на базе стандартных элементов.
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче её художественно-образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.
Во-первых, сказка выполняет функцию социализации, т.е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту. Сказке, как любому явлению искусства, присуща компенсаторная функция. Любой человек ограничен в своём индивидуальном жизненном опыте; во времени, в пространстве, профессионально, событийно, ограничен половой дифференциацией и т.д. Искусство в целом, в частности и сказка, приходит на помощь человеку, раздвигая границы его индивидуального жизненного опыта, подключая к опыту личности опыт человечества, аккумулированный в интернациональном и этническом мире сказок.
Социализирующая функция сказки требует от педагога уникальных способностей. Педагог должен уметь и рассказывать сказку, и стимулировать индивидуальное её восприятие, и побуждать детей к собственному творчеству.
Во-вторых, сказке присуща креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление. Фантастический мир сказок, наличие в ней ирреальных, вариативных элементов, способность «приглашать к соавторству» позволяют слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы отчуждённости, пробудить «спящие», невыявленные творческие способности.
В-третьих, в сказке можно обнаружить голографическую функцию.
В-четвёртых, естественно выделить развивающе-терапевтическую функцию сказки. О «сказкотерапии» давно уже говорят в литературе, подразумевая её психотерапевтический (лечебный) эффект.
В-пятых, учитывая этнонациональное своеобразие большинства сказок мира, можно говорить о культурно-этнической функции сказки. Сказка как феномен культуры этноса исторически отражает в себе хозяйственно-бытовой уклад народа, его язык, особенности его менталитета, его традиции и обычаи, предметно-вещную атрибутику. Поэтому через сказку любой слушатель, особенно дети, могут усваивать все богатства этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа. Сказка-это как бы социальная память этноса.
В-шестых, в исследованиях сказок с позиций литературоведения, педагогики, этнографии фиксируется и лексико-образная функция сказки, её способность формировать языковую культуру личности, владение многозначностью народной речи, её художественно-образным богатством, композиционно-сюжетной вариативностью. При слушании и чтении сказок происходит индивидуальная интериоризация вербально-знаковых форм сказок, а при воспроизведении сказок осуществляется развитие способностей к индивидуальной экстериоризации, развитие речевой культуры индивида.
В настоящее время сказка становится преимущественно авторской, она приобретает новые формы и пытается отвечать требованиям времени, ставит перед собой иные задачи. Но она не утрачивает связи с фольклором.
Авторская сказка имеет различные формы: есть сказки-поэмы, сказки-рассказы, сказки-легенды, сказки-предания, сказки-аллегории и т.д. Важно, чтобы сказка оставалась такой, какая она есть: доброй и строгой, нежной и поэтической, справедливой и умной. Если же сказка не учит добру и любви – это уже не сказка, а какая-нибудь история, которая названа её именем.
В работе с детьми дошкольного возраста мы используем стихотворные авторские сказки. В основу сказок легла славянская мифология. Наша сказка-это средство эмоционального погружения ребёнка в новую область знания. Эмоционально погружая ребёнка в какую-либо тему, мы даём общее видение того нового знания, которым будет овладевать ребёнок, постепенно, шаг за шагом со своими новыми друзьями-героями славянской мифологии.
Как же читать(рассказывать) сказку детям? Одно из главных условий рассказа сказки - это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. Здесь педагог берёт на себя функции образца. При рассказе от взрослого требуется выражение подлинных эмоций и чувств, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Педагог во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражение глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
При рассказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы. Педагогу, прежде чем преподнести текст детям, необходимо заранее подготовить и воспроизвести его для себя.
Чтобы ребёнок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал себя в этом большом мире, необходимо вооружить его социальными умениями. Важно, чтобы ребёнок мог управлять своим поведением, зная свои особенности, умел выбрать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе коммуникативных средств в процессе диалога с другими. Мы должны научить ребёнка умению видеть и понимать другого человека, развить способность поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умение действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого. В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Мы используем сказочную форму для формирования личности как субъекта общения, его коммуникативной компетенции.
Список использованной литературы:
- Л.В. Филиппова, Ю.В. Филиппов, И.Н. Кольцова, А.М. Фирсова «Сказка как источник творчества детей» 2001г.
- Д. Соколов «Сказка и сказкотерапия» 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты непосредственной образовательной деятельности По теме: « СКАЗКА-как источник творчества детей»
Русская народная потешка «Темнота».Цель: учить составлять сказку на основе потешки, используя готовое начало; закреплять умение объяснять значение пословиц и устойчивых фразеологизмов.Нравственный уро...
Сказка как источник творчества детей
Многие родители не раз задавались вопросом: как сделать так, чтобы их дети, едва вступив в жизнь, не оказались обделёнными не только родительским вниманием и любовью, но и добрым отношением других люд...
Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.
В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...
Проект "Театр — как источник творчества детей"
Проект направлен на развитие творческого патанцеала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности детей старшей группы через театральную деятельн...
Статья "Сказка как источник творчества детей"
"Сказка,- писал В.А. Сухомлинский,- развивает внетренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать"....
Проект «Сказка — как источник творчества детей»
Проект «Сказка — как источник творчества детей»...
Консультация для родителей «Сказка как источник творчества детей»
Несомненно, на сегодняшний день данная тема очень важная. Сказки создают словесные картины человеческой жизни, мира животных и оживляют детскую фантазию. Поступки, чувства, мысли персонажей, их взаимо...