Родительское собрание в подготовительной группе на тему: "Школьная готовность"
материал (подготовительная группа)
В данном родительском собрании речь пойдет о разных видах готовности к школе: физической, личностной, мотивационной и интеллектуальной. А также об умениях и навыках, необходимых для будущего первоклассника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_podgotovitelnoy_gruppe_shkolnaya_gotovnost.docx | 34.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в подготовительной группе на тему: «Школьная готовность»
Дорогие родители, мы очень рады видеть вас. Тема нашего родительского собрания «Школьная готовность». Выбрана она неслучайно. Приближается тот день, когда ваш ребенок впервые войдет в школьный класс. И сейчас вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Психолого-педагогическая «готовность ребенка к школе» складывается из различных видов готовности: физической, личностной, мотивационно-волевой, интеллектуальной.
С 6 до 7 лет с ребенком происходят значительные перемены – он стремительно растет, у него начинают выпадать зубы. Меняется его поведение. Дети уже готовы расширить круг общения. Главное – у них формируется внутренняя готовность быть учеником: они испытывают потребность в подчинении правилам и хотят заниматься общественно значимым делом, польза которого признается всеми взрослыми.
Физическая готовность наших детей находится на высоком уровне. В течение недели у нас проходят 2 занятия ритмики, 2 занятия физкультурой, одно из них на свежем воздухе и 1 занятие в бассейне. Всего 5 занятий в неделю. И это не случайно. Движение – главный принцип бытия, недостаток движения ведет к задержке физического и психического развития. Нельзя ограничивать моторно-двигательную активность детей. Должен соблюдаться разумный баланс интеллектуального и физического развития. При подготовке к школе важен режим дня: твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое чувство времени. В режиме дня непременно должны быть предусмотрены прогулки на свежем воздухе. Режим помогает сочетать труд и отдых, привыкать к новым условиям жизни. Согласно исследованиям врачей, работоспособность в течение дня не одинакова. Можно установить 2 пика трудоспособности. Первый пик приходится на промежуток времени с 8:00 до 11:00 утра – дети в это время будут находиться в школе. Затем происходит понижение трудоспособности. Второй пик приходится на промежуток времени между 16:00 и 18:00, а потом следует резкий спад трудоспособности. Из этих данных исследований врачей следует, что жесткий контроль за выполнением домашних заданий после 18:00 пользы не приносит и эта работа может нанести скорее вред, чем пользу.
Личностная готовность к школьному обучению предполагает принятие ребенком нового социального положения – положения школьника. То есть, с поступлением ребенка в школу у него появятся новые права и обязанности, больше требований со стороны взрослых, проявление самостоятельности и ответственности. Личностная готовность к школе предполагает наличие у ребенка «внутренней позиции школьника», которая проявляется в отношении ребенка к школе в целом, к сверстникам, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Определить личностную готовность Вашего ребенка Вы можете самостоятельно, задав ему очень простой вопрос: «Ты хочешь пойти в школу?» Если ребенок ответил положительно, то следует уточнить: «Почему ты хочешь пойти в школу?». Если ответ ребенка предполагает развитие познавательных интересов, стремление к получению новых знаний, то волноваться не о чем – внутренняя позиция школьника уже сформировалась. А вот если в ответе ребенка будет просматриваться интерес к школе только с внешней стороны (покупка нового портфеля со всем его содержимым, новой красивой формы, знакомство с новыми друзьями и т.д.), то это говорит пока о том, что принять внутреннюю позицию школьника ребенок еще не готов.
Мы задали эти вопросы детям, вот какие ответы были получены:
Катя: Да, там все посложнее. Мне нравится все такое сложное.
Вероника: Да, потому что там много всякого интересного, можно узнать много разного. Если будешь хорошо учиться получишь 5, тебя могут вызвать к доске.
Захар: Да, потому что я хочу быть умным.
Можете дома самостоятельно задать эти вопросы и проверить. Большинство детей готовы и хотят обучаться в школе.
Наличие внутренней позиции школьника говорит о том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности. Ребенок просто стремится к поступлению в школу – это для него великая почетная обязанность. Такая положительная направленность ребенка на школу – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.
Самое главное при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего сформированность желания учиться (мотивационная готовность). Но и это еще не все. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребенок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать и считать. Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать и слышать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. Многие родители ставят на первое место интеллектуальную готовность ребенка к обучению. Однако учителя считают иначе: и ставят на первое место мотивационную готовность, которая по их мнению является самой важной.
Сегодня несмотря на то, что занятие проходит в непривычное для нас время, все дети активно работали, отвечали по руке, соблюдали дисциплину, слушали ответы друг друга. При затруднении не терялись, а пытались исправить ошибку. Это говорит о развитой мотивационно-волевой готовности.
Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и успешно учились. Хорошо, если родители готовят детей к тому, что учеба – это большой труд. Но нельзя запугивать их предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. Однако, не следует впадать в другую крайность, изображая школу местом сплошных радостей и успехов. Мы ведь еще не знаем, как пойдет у ребенка учеба, как сложатся отношения со сверстниками и учителями. Для ребенка учеба – праздник, он считает себя взрослым. Пусть он почувствует, что дома его понимают, верят в его силы. Чтобы сформировать такую веру и такую готовность, мы должны хорошо знать ребенка, трезво оценивать его способности и склонности, представлять пределы его возможностей, все то, чем он одарен, что умеет и к чему склонен. Иными словами, относиться к нему как к себе; мы ведь себя ценим по тому, что можем и умеем, понимая, что мочь и уметь все невозможно.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе подразумевает определенный уровень развития мыслительных процессов. Ребенок должен уметь обобщать, сравнивать, классифицировать разные объекты, выделять существенные признаки вещей и явлений, делать выводы. Важен также уровень развития памяти.
Какие знания, умения и навыки должны быть сформированы у будущего первоклассника?
Ребенок, поступающий в 1 класс, должен знать:
- В какой стране он живет, в какой городе, на какой улице, в каком доме и какой квартире.
- Полные имена членов семьи, их профессии.
- Правила поведения в общественных местах и на улице.
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
- Уметь слышать и слушать.
- Уметь пересказывать прочитанное взрослыми, увиденное.
- Уметь четко произносить все звуки речи.
- Уметь интонационно выделять звук в словах.
- Уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце).
- Уметь владеть навыками звукового (фонетического) разбора слов (различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных).
- Уметь произносить слова по слогам.
- Уметь составлять предложения из 3-5 слов.
- Уметь использовать в речи обобщающие понятия, подбирать определение к существительному.
- Уметь составлять рассказ по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.
- Уметь составлять несколько предложений о предмете.
- Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение).
- Уметь наизусть читать любимое стихотворение.
- Знать автора прочитанного стихотворения.
- Уметь передавать содержание сказки.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:
- Знать числа от 0 до 20.
- Уметь считать до 10 и обратно.
- Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка.
- Знать знаки +, -, =
- Уметь сравнивать числа первого десятка (Мы сравниваем двузначные и однозначные).
- Уметь соотносить цифру и число предметов.
- Уметь сравнивать 2 группы предметов (по парам).
- Уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
- Знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг.
- Уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме.
- Уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «вперед», «за», «между».
- Уметь ориентироваться на листе бумаги («слева», «справа», «внизу», «вверху»).
- Уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы (по форме, размеру, цвету).
- Называть материалы, из которых изготовлены предметы.
- Сравнивать предметы по длине, высоте, ширине.
- Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большого размера.
- Понимать значение понятий «вчера», «сегодня», «завтра».
- Знать дни недели, их последовательность.
- Проводить прямые, не дрожащие линии.
- «Видеть» строку и писать в ней.
- Видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
- Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка и пр.).
- Уметь различать диких и домашних животных.
- Уметь различать по внешнему виду птиц.
- Иметь представление о сезонных признаках природы.
- Знать 1-3 комнатные растения.
- Уметь различать овощи и фрукты.
- Уметь определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.
- Иметь представление о труде людей в городе и сельской местности.
- Знать название основных профессий и уметь объяснять, чем занимаются люди этих профессий.
- Уметь раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
- Знать названия дней недели, части суток, название месяцев.
Какие занятия полезны для ребенка в период подготовки его к школе?
Развитие мелких мышц руки (работа с конструкторами разного типа; работа с ножницами и пластилином; рисование в альбомах карандашами и красками) Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, мышления).
Также дети должны уметь:
- Прямо и твердо ходить, бегать, прыгать;
- Точно ловить и кидать мяч;
- Работать с пластилином, бумагой и картоном;
- На протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы;
- Застегивать пуговицы, завязывать шнурки;
- Должны уметь рассказывать о своей семье.
Детям, которые не умеют и не знают выше перечисленное, еще рано идти в школу. А если такой ребенок попадает в школу, то он плохо усваивает программу, успеваемость его снижается, нарушается психика ребенка. Поэтому вы должны быть уверены, что ваш ребенок готов идти в школу.
Сейчас я назову «портрет» первоклассника, неготового к школе. Пусть эти моменты заставят Вас задуматься:
- чрезмерная игривость;
- недостаточная самостоятельность;
- импульсивность, бесконтрольное поведение, гиперактивность;
- неумение общаться со сверстниками;
- неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
- низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классификацию, выделить сходство, различие;
- плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
- недостаточное развитие произвольной памяти;
- задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т.п.).
Советы родителям:
- Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы.
- Не заучивайте азбуку наизусть, а так делают, к сожалению. Не читайте по пять раз одно и то же. Выучите все буквы и поищите книги с кратким текстом. Развесьте слова в комнате и научите их узнавать. Потом прочитайте книгу вместе с ребенком (две книжечки за неделю – достаточно).
- Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка. И в них есть слова, знакомые в обиходе, по непонятные по отношению к листу бумаги (это слова «за», «над», «под»).
- Формируйте у будущего школьника ряд простых и сложных привычек: здороваться или прощаться, благодарить за оказанную помощь или услугу; вежливо обращаться к другому.
- Приучайте детей к самообслуживанию: собрать портфель, завязать шнурки, надеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой, ведь в школе придется многое делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.
- Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
- С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.
Совсем скоро в жизни вашего малыша наступит очень сложный период, он станет школьником. И очень-очень многое в этот период будет зависеть от вас, вашего терпения, организованности и родительской любви. Ну, а пока у вас еще есть время, все в ваших руках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ"
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красива...
Родительское собрание в подготовительной группе на тему:«Что такое готовность к школе».
Цели: − обогащение знаний родителей о готовности к обучению в школе;− подведение итогов работы специалистов и детей за год.Задачи:− ознакомление родителей с основными характеристиками готовности ребен...
План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
Цели собрания:- повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;-...
Родительское собрание в подготовительной группе "Психологическая готовность к школьному обучению"
План-конспект родительского собрания в подготовительной группе "Психологическая готовность к школьному обучению"...
Родительское собрание в подготовительной группе на тему «Школьная готовность – это». Воспитатель 1 квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна
Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по вопросу «Школьная готовность», вовлечение родителей в процесс ...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ в подготовительной группе на тему: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ в подготовительной группе на тему: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»...
Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....