Доклад на тему "Влияние современной детской игрушки на нравственное воспитание дошкольников"
консультация
Данный материал о том как влияет современная игрушка на нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_gritsakova.docx | 138.38 КБ |
doklad_gritsakova.docx | 138.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Краснобратский детский сад»
Тема «Влияние современной детской игрушки на нравственное воспитание дошкольников».
Воспитатель Грицакова Алла Дмитриевна
1.Слайд. Позвольте представить Вашему вниманию исследовательскую работу на тему: «Влияние современной детской игрушки на нравственное воспитание дошкольников».
2.слайд. Актуальность исследования состоит в том, что в современном обществе особое внимание уделяется формированию нравственного воспитания личности, освоению моральных норм и нормативного поведения, основ гуманного поведения, умений проявлять эмпатические чувства.
Проблема нравственного воспитания дошкольников всегда представляла, значительный интерес для отечественной науки и практики. В современных концепциях дошкольного воспитания отмечается, что дошкольник испытывает потребность в установлении положительных взаимоотношений, проявлении добрых поступков, но он не всегда знает и не владеет способами нравственного поведения. Процесс нравственного воспитания дошкольников предполагает сформированный определенный уровень их нравственной воспитанности.
Существуют различные средства для достижения этой цели: использование художественной литературы, музыки, мультфильмов, примера взрослого, игры, труд и так далее. Но наиболее оптимальным для детей этого возраста средством нравственного воспитания является игра.
В процессе игровой деятельности дошкольник в доступной ему форме осваивает опыт, отражающий различные сферы человеческой жизнедеятельности, удовлетворяя, таким образом, потребность в приобщении к миру взрослых, идентификации с ним.
Игра дошкольника чаще всего немыслима без детской игрушки. Детская игрушка, воплощая в себе социальный опыт, накопленный людьми в общественно-исторической практике, является одним из значимых средств нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста.
В настоящее время рынок детских игрушек оказался заполнен большей степенью зарубежными игрушками. Отечественному производителю достался спектр дидактического игрового материала, выпускаемого им согласно разработанным программам обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях, в то время как зарубежным производителям достался практически весь рынок сюжетно-ролевых игрушек. При этом значительно видоизменился и сам внешний вид сюжетно-ролевых, технических игровых средств, стало активно развиваться направление интерактивных игрушек.
Влияние этого рынка на нравственное воспитание детей неоднозначно, противоречиво, что усложняет задачу использования игрушки в воспитании, но родители и специалисты дошкольных образовательных организаций слабо ориентируются в современном игровом материале, затрудняются в оценке его воздействия на развитие ребенка, не в полной мере осознают роль игрушки как фактора нравственного воспитания детей. В этой связи, влияние современной игрушки на нравственное воспитание дошкольников нуждается в научном осмыслении.
Значение и роль детских игрушек в воспитании дошкольников достаточно полно представлены в психолого-педагогических исследованиях В. В. Абраменковой, А. А. Анциферовой, Е. А. Аркина, Р. И. Жуковской, Н. Я. Михайленко, Д. В. Менджерицкой, В. С. Мухиной, С. Л. Новоселовой, Е. О. Смирновой, Е. А. Флериной, Д. Б. Эльконина, А. П. Усовой и др.
Таким образом, актуальность предпринятого нами исследования обусловлена наличием противоречия: между влиянием современной детской игрушки на нравственное воспитание дошкольников и недостаточно разработанным содержанием педагогической работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами современной детской игрушки.
Цель исследования: изучить уровень развития нравственной воспитанности дошкольников и разработать содержание педагогической работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами современной детской игрушки.
3.слайд. Объект исследования: нравственное воспитание дошкольников.
Предмет исследования: нравственное воспитание дошкольников средствами современной детской игрушки.
Гипотеза исследования. Нравственное воспитание дошкольников будет эффективным, если в образовательном процессе ДОО организуется игровая деятельность с использованием современной детской игрушки, направленная на формирование у детей моральных норм, нравственно-ценностных мотивов поведения, нравственных чувств и нравственных качеств.
4.слайд. Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2.Изучить уровень развития нравственной воспитанности детей дошкольного возраста.
3.Разработать и экспериментально апробировать содержание педагогической работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами современной детской игрушки.
4.Определить результативность экспериментальной работы.
Экспериментальная работа по изучению уровня развития нравственной воспитанности детей дошкольного возраста была проведена на базе МКДОУ Краснобратский детский сад общеразвивающего вида Калачеевского муниципального района Воронежской области.
5.слайд. В ней принимали участие 15 детей старшей группы и их родители, воспитатели. Работа включала в себя 3 этапа:
1. Констатирующий: изучение уровня развития нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
2. Формирующий: разработка и апробирование содержания педагогической работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста средствами современной детской игрушки.
3. Контрольный: определение результативности проведенной экспериментальной работы.
Целью констатирующего этапа эксперимента было изучение уровня развития нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
Критериями уровня развития нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста были обозначены следующие показатели:
1) знание нравственной нормы поведения;
2) оценка мотивации поступка;
3) проявление эмоциональной реакции и нравственных чувств на поступок.
6.слайд. Для реализации поставленной цели исследования использовались диагностические методики: методика «Сюжетные картинки», автор Р. Р. Калинина; методика «Закончи историю», авторы Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева; методика «Подели игрушки», автор И. Б. Дерманова, беседа с воспитателями, анализ предметно-игровой среды в группе.
7.слайд. Таким образом, по результатам проведенного диагностического обследования на констатирующем этапе исследования детей старшего дошкольного возраста, в ходе анализа данных по трем методикам, был обозначен итоговый уровень развития нравственной воспитанности детей.
Этап исследования | Уровни развития нравственной воспитанности детей | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Констатирующий этап | 26,7% | 40% | 33.3% |
Высокий уровень развития нравственной воспитанности показали лишь 26,7% детей. Они сделали правильный моральный выбор, руководствуясь нравственной нормой справедливого распределения игрушек, охотно поделились игрушками с другими детьми, проявляли доброжелательность по отношению к сверстникам.
Средний уровень развития нравственной воспитанности показали 40%детей. Дошкольники смогли сделать адекватный моральный выбор, руководствуясь нравственной нормой справедливого распределения игрушек, поделились игрушками с другими детьми, при этом оставили из общего количества игрушек, больше себе. Проявляли доброжелательность по отношению к сверстникам, но старались вернуть игрушку себе.
Низкий уровень развития нравственной воспитанности показали 33.3%детей. Эти дети не смогли сделать адекватный моральный выбор, не руководствовались в своем поведении нравственной нормой, проявляли недоброжелательность по отношению к сверстникам, ссорились с ними, проявляя негативные эмоциональные реакции.
Таким образом, анализ результатов диагностических методик показал, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень развития нравственной воспитанности.
На формирующем этапе эксперимента было разработано и апробировано содержание педагогической работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами современной детской игрушки, в форме проектной деятельности с детьми, педагогических мероприятий с родителями.
Работа с детьми осуществлялась в процессе организации сюжетно-ролевых игр, которые были включены в содержание разработанных нами проектов.
Например, рассмотрим некоторые из них.
8.слайд. Проект «Кукла Барби и Бэби Бом».
Цель проекта заключалась в повышении уровня нравственной воспитанности детей и формирование их морального опыта.
Задача проекта заключались в том, чтобы: вызвать у ребенка желание узнать об истории появления куклы; стимулировать к поиску дополнительной информации по теме; развивать активность, творчество, желание принимать участие в совместной деятельности, нравственнее качества (доброта, отзывчивость, заботливость и т.д.).
9.слайд. Рассмотрим особенности реализации проекта «Робототехника и легоконструирование в ДОО».
Целью проекта было создание современной предметно-пространственной развивающей среды для развития первоначальных конструкторских умений у дошкольников на основе LEGO-конструирования, развитие у дошкольников интереса к моделированию и конструированию, стимулирование детского технического творчества и совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, коллективе.
В ходе реализации проектов мы формировали у детей нравственный опыт взаимодействия с окружающими сверстниками и взрослыми, учили детей строить взаимоотношения друг с другом на основе доброжелательности, отзывчивости, проявлять внимание и уважение к партнеру по игре. Созданные в ходе конструирования постройки детьми были успешно обыграны в сюжетно-ролевых играх.
10.слайд. В рамках проведения формирующего этапа эксперимента была организована работа с родителями в форме консультаций: «Игрушка в жизни ребенка»; «Игра это не забава», « Какие современные игрушки необходимы для детей 5-6 лет?»
Для повышения уровня педагогической компетенции родителей, в группе был оформлен информационный стенд для родителей: «Безопасность детской игрушки»; «Несколько советов при выборе игрушек»; «Рекомендации родителям по организации игрового уголка».
Была организована выставка для детей «Моя любимая игрушка»; совместно с родителями мы сделали книжки-малышки «Моя любимая игрушка» (с рассказами детей об игрушках и их рисунками).
Цель контрольного этапа исследования состояла в изучении уровня развития нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста после проведения экспериментальной работы.
Для реализации поставленных задач на контрольном этапе исследования использовались такие же диагностические методики, как и на констатирующем этапе.
11.слайд. Проанализируем результаты.
Этап исследования | Уровни развития нравственной воспитанности детей | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Констатирующий этап | 26,7% | 40% | 33.3% |
Контрольный этап | 53,3% | 33,3% | 13,4% |
Таким образом, результаты контрольного этапа экспериментальной работы доказывают, что разработанное содержание педагогической работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами современной детской игрушки смогло обеспечить повышение уровня развития нравственной воспитанности детей дошкольного возраста.
В ходе проведенного экспериментального исследования, цель и задачи были реализованы, гипотеза нашла свое подтверждение.
12.слайд. Спасибо за внимание!
Методика «Сюжетные картинки»
автор Р. Р. Калинина
Цель: изучения отношения детей к нравственным нормам поведения.
Инструкция: Воспитатель обращается к детям: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему?»
Методика «Закончи историю»,
авторы Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева
Цель: определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе знания нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку поступкам персонажей.
Предъявление задания: В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы.
Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи". После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).
История первая
Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ответил…Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?
История вторая
Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила ....Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История третья
Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила …. Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?
История четвертая
Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил ....Что Петя? Почему он так поступил?
Проект «Кукла Барби и Бэби Бом»
Актуальность: В современном обществе особое внимание уделяется формированию нравственно-этической ориентации растущей личности. Доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания являются общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм и другие. Детство является периодом открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию. Воспитание добрых чувств у дошкольников происходит в игровой деятельности. И игрушка из реальной жизни это кукла. Для современного ребёнка кукла - это некий символический партнёр для игры, объект эмоционального общения. Разнообразие кукол велико: различаются куклы по материалу, внешнему виду, своей роли в игре и т. д. Существуют куклы традиционные и современные, из них - Беби Бом и Барби. Игрушки помогают ребёнку имитировать взрослый мир, например, кукла Барби подготавливая ребёнка к взрослым отношениям, способствует освоению роли «красавицы принцессы».
В процессе игры дети могут узнать о хороших манерах, как подобрать ткани для платьев, подходящие аксессуары, правильно комбинировать части одежды друг с другом и др.
Кукла -девушка позволит девочке создавать различные образы, например, примерить на себя роль красивой, успешной дамы, смоделировать с помощью куклы жизненные ситуации на работе, в магазине, на отдыхе и др.
Игра в Барби формирует определённый идеал, личностные качества, такие, как доброжелательность, тактичность, толерантность, умение учитывать позицию участника диалога. Формирует представление о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом. Развитие этих качеств у дошкольника обеспечит его адаптацию в мире взрослых и сверстников, благополучное вхождение в мир современной культуры.
Кроме этого девочки очень любят игру в «Дочки - матери». Наиболее интересной и популярной игрушкой для этого является кукла Беби Бом, которая может пить воду, кушать, ходить на горшок, двигать ножками и ручками, а также моргать. Для этой куклы можно купить множество аксессуаров, начиная от подгузников и заканчивая коляской и ванночкой.
Проблема: Дети стали меньше играть с куклами, так как не могут создать игровую ситуацию, придумать сюжет для игры; в беседе с воспитателем затрудняются ответить, почему так много кукол, а имя только одно, почему кукла отличается внешним видом от российских кукол.
Цель: повышение уровня нравственной воспитанности детей и формирование их морального опыта.
Задачи: вызывать желание узнать об истории появления куклы; стимулировать к поиску дополнительной информации по теме; развивать активность, творчество, желание принимать участие в совместной деятельности, нравственнее качества (доброта, отзывчивость, заботливость и т.д.).
Предполагаемый результат:
Дети узнают об истории появлении куклы, ее создателях. Смогут придумывать игровые ситуации для игры с куклами Барби и Беби Бом.
Тип проекта: краткосрочный, информационно-творческий
Участники проекта: воспитатель, воспитанники
Технология проектной деятельности.
Первый этап - постановка проблемы.
Деятельность педагога: Формулирует проблему скоро у куклы день рождения. Что знают дети об этой кукле? Откуда она? Кто придумал? Почему появилась в России? Чтобы хотели подарить дети кукле на день рождения?
Деятельность детей: Входят в проблему, заинтересовываются.
Второй этап обсуждение проблемы, принятие задач.
Деятельность педагога: Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу.
Деятельность детей: Вживаются в ситуацию, принимают задачи, планируют деятельность. Создают условия: приводят в порядок кукол, мебель, красивую одежду; в библиотеке рассматривают различные журналы, художественную литературу о куклах, принимают активное участие в игровой деятельности, с интересом играют, экспериментируют с нарядами, делятся впечатлениями во время общения.
Педагог организует сюжетно-ролевые игры с участием кукол Беби Бом и Барби, воспитывает у детей доброжелательность, умение проявлять заботу и внимание, воспитывает толерантность.
Проект « Робототехника и легоконструирование в ДОО»
Актуальность проекта заключается в следующем: востребованность развития широкого кругозора старшего дошкольника и приобретение навыков совместной деятельности в детском сообществе, формирование социального и нравственного опыта поведения.
Задачи: формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств; формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
Планируемые результаты реализации программы:
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;
- ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками;
Содержание деятельности: социально – коммуникативное развитие.
Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями, совместно обучаться в рамках одной группы. Подготовка и проведение демонстрации модели. Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами. Становление самостоятельности: распределять обязанности в своей группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи, создавать модели реальных объектов и процессов, видеть реальный результат своей работы.
Организационное обеспечение реализации программы
Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности один раз в неделю с группой детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации проекта потребуется: интерактивная доска; ноутбук; проектор; конструктор LEGO.
Педагогический проект «Из чего же, из чего же сделаны наши игрушки»
Цель: Расширение представлений о материалах, из которых сделаны игрушки; воспитание бережного отношения к игрушкам, формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми, формирование нравственных качеств.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Актуальность: Актуальность данного проекта проявляется в особом значении игрушек для детей, так как они являются одними из первых «близких друзей» для ребенка и, не считая того, непосредственными средствами социализации ребёнка.
Ожидаемый результат:
Дети бережно относятся к игрушкам, убирают игрушки на место, у них развиваются нравственные качества.
Реализация проекта:
1 этап: подготовительный: Постановка цели, подбор методической литературы, организация развивающей среды в группе, подбор художественной литературы, дидактических игр; планирование мероприятий по теме.
Формулировка проблемы «Что мы знаем об игрушках? »
2 этап: основной:
Познавательное развитие: НОД «Из чего же сделаны наши игрушки»; «Какие бывают игрушки»; экскурсия по группе «Какие игрушки живут в нашей группе».
Познавательные беседы: «Как мы играем с игрушками»; «Добрые игрушки».
Просмотр мультфильмов об игрушках: «Забытые игрушки», «Зай и Чик», «Машенькин концерт», «Розовая кукла», «Стойкий оловянный солдатик», «Щелкунчик»
Игровая деятельность: игры «Магазин игрушек»; « Детский мир игрушек»
Консультация для родителей
«Какие современные игрушки необходимы детям 5-6 лет?»
Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Выбор игрушек для ребенка очень важное и серьёзное дело. Только сам ребенок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой игрушкой.
Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора.
К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребенка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоевывают интерес и эмоции ребенка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестает быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.
Шестилетнему ребенку полезнее и интереснее не статические и конкретные игрушки он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолетов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребенке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребенка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно, приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребенке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим.
Если вы заметили, что малыш долго не берет в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребенка.
В дальнейшем ребенок сам сделает «инвентаризацию» своих игрушек. Никогда не заставляйте ребенка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья.
При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать.
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Краснобратский детский сад»
Тема «Влияние современной детской игрушки на нравственное воспитание дошкольников».
Воспитатель Грицакова Алла Дмитриевна
1.Слайд. Позвольте представить Вашему вниманию исследовательскую работу на тему: «Влияние современной детской игрушки на нравственное воспитание дошкольников».
2.слайд. Актуальность исследования состоит в том, что в современном обществе особое внимание уделяется формированию нравственного воспитания личности, освоению моральных норм и нормативного поведения, основ гуманного поведения, умений проявлять эмпатические чувства.
Проблема нравственного воспитания дошкольников всегда представляла, значительный интерес для отечественной науки и практики. В современных концепциях дошкольного воспитания отмечается, что дошкольник испытывает потребность в установлении положительных взаимоотношений, проявлении добрых поступков, но он не всегда знает и не владеет способами нравственного поведения. Процесс нравственного воспитания дошкольников предполагает сформированный определенный уровень их нравственной воспитанности.
Существуют различные средства для достижения этой цели: использование художественной литературы, музыки, мультфильмов, примера взрослого, игры, труд и так далее. Но наиболее оптимальным для детей этого возраста средством нравственного воспитания является игра.
В процессе игровой деятельности дошкольник в доступной ему форме осваивает опыт, отражающий различные сферы человеческой жизнедеятельности, удовлетворяя, таким образом, потребность в приобщении к миру взрослых, идентификации с ним.
Игра дошкольника чаще всего немыслима без детской игрушки. Детская игрушка, воплощая в себе социальный опыт, накопленный людьми в общественно-исторической практике, является одним из значимых средств нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста.
В настоящее время рынок детских игрушек оказался заполнен большей степенью зарубежными игрушками. Отечественному производителю достался спектр дидактического игрового материала, выпускаемого им согласно разработанным программам обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях, в то время как зарубежным производителям достался практически весь рынок сюжетно-ролевых игрушек. При этом значительно видоизменился и сам внешний вид сюжетно-ролевых, технических игровых средств, стало активно развиваться направление интерактивных игрушек.
Влияние этого рынка на нравственное воспитание детей неоднозначно, противоречиво, что усложняет задачу использования игрушки в воспитании, но родители и специалисты дошкольных образовательных организаций слабо ориентируются в современном игровом материале, затрудняются в оценке его воздействия на развитие ребенка, не в полной мере осознают роль игрушки как фактора нравственного воспитания детей. В этой связи, влияние современной игрушки на нравственное воспитание дошкольников нуждается в научном осмыслении.
Значение и роль детских игрушек в воспитании дошкольников достаточно полно представлены в психолого-педагогических исследованиях В. В. Абраменковой, А. А. Анциферовой, Е. А. Аркина, Р. И. Жуковской, Н. Я. Михайленко, Д. В. Менджерицкой, В. С. Мухиной, С. Л. Новоселовой, Е. О. Смирновой, Е. А. Флериной, Д. Б. Эльконина, А. П. Усовой и др.
Таким образом, актуальность предпринятого нами исследования обусловлена наличием противоречия: между влиянием современной детской игрушки на нравственное воспитание дошкольников и недостаточно разработанным содержанием педагогической работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами современной детской игрушки.
Цель исследования: изучить уровень развития нравственной воспитанности дошкольников и разработать содержание педагогической работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами современной детской игрушки.
3.слайд. Объект исследования: нравственное воспитание дошкольников.
Предмет исследования: нравственное воспитание дошкольников средствами современной детской игрушки.
Гипотеза исследования. Нравственное воспитание дошкольников будет эффективным, если в образовательном процессе ДОО организуется игровая деятельность с использованием современной детской игрушки, направленная на формирование у детей моральных норм, нравственно-ценностных мотивов поведения, нравственных чувств и нравственных качеств.
4.слайд. Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2.Изучить уровень развития нравственной воспитанности детей дошкольного возраста.
3.Разработать и экспериментально апробировать содержание педагогической работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами современной детской игрушки.
4.Определить результативность экспериментальной работы.
Экспериментальная работа по изучению уровня развития нравственной воспитанности детей дошкольного возраста была проведена на базе МКДОУ Краснобратский детский сад общеразвивающего вида Калачеевского муниципального района Воронежской области.
5.слайд. В ней принимали участие 15 детей старшей группы и их родители, воспитатели. Работа включала в себя 3 этапа:
1. Констатирующий: изучение уровня развития нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
2. Формирующий: разработка и апробирование содержания педагогической работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста средствами современной детской игрушки.
3. Контрольный: определение результативности проведенной экспериментальной работы.
Целью констатирующего этапа эксперимента было изучение уровня развития нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
Критериями уровня развития нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста были обозначены следующие показатели:
1) знание нравственной нормы поведения;
2) оценка мотивации поступка;
3) проявление эмоциональной реакции и нравственных чувств на поступок.
6.слайд. Для реализации поставленной цели исследования использовались диагностические методики: методика «Сюжетные картинки», автор Р. Р. Калинина; методика «Закончи историю», авторы Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева; методика «Подели игрушки», автор И. Б. Дерманова, беседа с воспитателями, анализ предметно-игровой среды в группе.
7.слайд. Таким образом, по результатам проведенного диагностического обследования на констатирующем этапе исследования детей старшего дошкольного возраста, в ходе анализа данных по трем методикам, был обозначен итоговый уровень развития нравственной воспитанности детей.
Этап исследования | Уровни развития нравственной воспитанности детей | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Констатирующий этап | 26,7% | 40% | 33.3% |
Высокий уровень развития нравственной воспитанности показали лишь 26,7% детей. Они сделали правильный моральный выбор, руководствуясь нравственной нормой справедливого распределения игрушек, охотно поделились игрушками с другими детьми, проявляли доброжелательность по отношению к сверстникам.
Средний уровень развития нравственной воспитанности показали 40%детей. Дошкольники смогли сделать адекватный моральный выбор, руководствуясь нравственной нормой справедливого распределения игрушек, поделились игрушками с другими детьми, при этом оставили из общего количества игрушек, больше себе. Проявляли доброжелательность по отношению к сверстникам, но старались вернуть игрушку себе.
Низкий уровень развития нравственной воспитанности показали 33.3%детей. Эти дети не смогли сделать адекватный моральный выбор, не руководствовались в своем поведении нравственной нормой, проявляли недоброжелательность по отношению к сверстникам, ссорились с ними, проявляя негативные эмоциональные реакции.
Таким образом, анализ результатов диагностических методик показал, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень развития нравственной воспитанности.
На формирующем этапе эксперимента было разработано и апробировано содержание педагогической работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами современной детской игрушки, в форме проектной деятельности с детьми, педагогических мероприятий с родителями.
Работа с детьми осуществлялась в процессе организации сюжетно-ролевых игр, которые были включены в содержание разработанных нами проектов.
Например, рассмотрим некоторые из них.
8.слайд. Проект «Кукла Барби и Бэби Бом».
Цель проекта заключалась в повышении уровня нравственной воспитанности детей и формирование их морального опыта.
Задача проекта заключались в том, чтобы: вызвать у ребенка желание узнать об истории появления куклы; стимулировать к поиску дополнительной информации по теме; развивать активность, творчество, желание принимать участие в совместной деятельности, нравственнее качества (доброта, отзывчивость, заботливость и т.д.).
9.слайд. Рассмотрим особенности реализации проекта «Робототехника и легоконструирование в ДОО».
Целью проекта было создание современной предметно-пространственной развивающей среды для развития первоначальных конструкторских умений у дошкольников на основе LEGO-конструирования, развитие у дошкольников интереса к моделированию и конструированию, стимулирование детского технического творчества и совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, коллективе.
В ходе реализации проектов мы формировали у детей нравственный опыт взаимодействия с окружающими сверстниками и взрослыми, учили детей строить взаимоотношения друг с другом на основе доброжелательности, отзывчивости, проявлять внимание и уважение к партнеру по игре. Созданные в ходе конструирования постройки детьми были успешно обыграны в сюжетно-ролевых играх.
10.слайд. В рамках проведения формирующего этапа эксперимента была организована работа с родителями в форме консультаций: «Игрушка в жизни ребенка»; «Игра это не забава», « Какие современные игрушки необходимы для детей 5-6 лет?»
Для повышения уровня педагогической компетенции родителей, в группе был оформлен информационный стенд для родителей: «Безопасность детской игрушки»; «Несколько советов при выборе игрушек»; «Рекомендации родителям по организации игрового уголка».
Была организована выставка для детей «Моя любимая игрушка»; совместно с родителями мы сделали книжки-малышки «Моя любимая игрушка» (с рассказами детей об игрушках и их рисунками).
Цель контрольного этапа исследования состояла в изучении уровня развития нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста после проведения экспериментальной работы.
Для реализации поставленных задач на контрольном этапе исследования использовались такие же диагностические методики, как и на констатирующем этапе.
11.слайд. Проанализируем результаты.
Этап исследования | Уровни развития нравственной воспитанности детей | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Констатирующий этап | 26,7% | 40% | 33.3% |
Контрольный этап | 53,3% | 33,3% | 13,4% |
Таким образом, результаты контрольного этапа экспериментальной работы доказывают, что разработанное содержание педагогической работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами современной детской игрушки смогло обеспечить повышение уровня развития нравственной воспитанности детей дошкольного возраста.
В ходе проведенного экспериментального исследования, цель и задачи были реализованы, гипотеза нашла свое подтверждение.
12.слайд. Спасибо за внимание!
Методика «Сюжетные картинки»
автор Р. Р. Калинина
Цель: изучения отношения детей к нравственным нормам поведения.
Инструкция: Воспитатель обращается к детям: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему?»
Методика «Закончи историю»,
авторы Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева
Цель: определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе знания нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку поступкам персонажей.
Предъявление задания: В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы.
Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи". После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).
История первая
Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ответил…Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?
История вторая
Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила ....Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История третья
Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила …. Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?
История четвертая
Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил ....Что Петя? Почему он так поступил?
Проект «Кукла Барби и Бэби Бом»
Актуальность: В современном обществе особое внимание уделяется формированию нравственно-этической ориентации растущей личности. Доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания являются общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм и другие. Детство является периодом открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию. Воспитание добрых чувств у дошкольников происходит в игровой деятельности. И игрушка из реальной жизни это кукла. Для современного ребёнка кукла - это некий символический партнёр для игры, объект эмоционального общения. Разнообразие кукол велико: различаются куклы по материалу, внешнему виду, своей роли в игре и т. д. Существуют куклы традиционные и современные, из них - Беби Бом и Барби. Игрушки помогают ребёнку имитировать взрослый мир, например, кукла Барби подготавливая ребёнка к взрослым отношениям, способствует освоению роли «красавицы принцессы».
В процессе игры дети могут узнать о хороших манерах, как подобрать ткани для платьев, подходящие аксессуары, правильно комбинировать части одежды друг с другом и др.
Кукла -девушка позволит девочке создавать различные образы, например, примерить на себя роль красивой, успешной дамы, смоделировать с помощью куклы жизненные ситуации на работе, в магазине, на отдыхе и др.
Игра в Барби формирует определённый идеал, личностные качества, такие, как доброжелательность, тактичность, толерантность, умение учитывать позицию участника диалога. Формирует представление о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом. Развитие этих качеств у дошкольника обеспечит его адаптацию в мире взрослых и сверстников, благополучное вхождение в мир современной культуры.
Кроме этого девочки очень любят игру в «Дочки - матери». Наиболее интересной и популярной игрушкой для этого является кукла Беби Бом, которая может пить воду, кушать, ходить на горшок, двигать ножками и ручками, а также моргать. Для этой куклы можно купить множество аксессуаров, начиная от подгузников и заканчивая коляской и ванночкой.
Проблема: Дети стали меньше играть с куклами, так как не могут создать игровую ситуацию, придумать сюжет для игры; в беседе с воспитателем затрудняются ответить, почему так много кукол, а имя только одно, почему кукла отличается внешним видом от российских кукол.
Цель: повышение уровня нравственной воспитанности детей и формирование их морального опыта.
Задачи: вызывать желание узнать об истории появления куклы; стимулировать к поиску дополнительной информации по теме; развивать активность, творчество, желание принимать участие в совместной деятельности, нравственнее качества (доброта, отзывчивость, заботливость и т.д.).
Предполагаемый результат:
Дети узнают об истории появлении куклы, ее создателях. Смогут придумывать игровые ситуации для игры с куклами Барби и Беби Бом.
Тип проекта: краткосрочный, информационно-творческий
Участники проекта: воспитатель, воспитанники
Технология проектной деятельности.
Первый этап - постановка проблемы.
Деятельность педагога: Формулирует проблему скоро у куклы день рождения. Что знают дети об этой кукле? Откуда она? Кто придумал? Почему появилась в России? Чтобы хотели подарить дети кукле на день рождения?
Деятельность детей: Входят в проблему, заинтересовываются.
Второй этап обсуждение проблемы, принятие задач.
Деятельность педагога: Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу.
Деятельность детей: Вживаются в ситуацию, принимают задачи, планируют деятельность. Создают условия: приводят в порядок кукол, мебель, красивую одежду; в библиотеке рассматривают различные журналы, художественную литературу о куклах, принимают активное участие в игровой деятельности, с интересом играют, экспериментируют с нарядами, делятся впечатлениями во время общения.
Педагог организует сюжетно-ролевые игры с участием кукол Беби Бом и Барби, воспитывает у детей доброжелательность, умение проявлять заботу и внимание, воспитывает толерантность.
Проект « Робототехника и легоконструирование в ДОО»
Актуальность проекта заключается в следующем: востребованность развития широкого кругозора старшего дошкольника и приобретение навыков совместной деятельности в детском сообществе, формирование социального и нравственного опыта поведения.
Задачи: формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств; формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
Планируемые результаты реализации программы:
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;
- ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками;
Содержание деятельности: социально – коммуникативное развитие.
Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями, совместно обучаться в рамках одной группы. Подготовка и проведение демонстрации модели. Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами. Становление самостоятельности: распределять обязанности в своей группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи, создавать модели реальных объектов и процессов, видеть реальный результат своей работы.
Организационное обеспечение реализации программы
Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности один раз в неделю с группой детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации проекта потребуется: интерактивная доска; ноутбук; проектор; конструктор LEGO.
Педагогический проект «Из чего же, из чего же сделаны наши игрушки»
Цель: Расширение представлений о материалах, из которых сделаны игрушки; воспитание бережного отношения к игрушкам, формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми, формирование нравственных качеств.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Актуальность: Актуальность данного проекта проявляется в особом значении игрушек для детей, так как они являются одними из первых «близких друзей» для ребенка и, не считая того, непосредственными средствами социализации ребёнка.
Ожидаемый результат:
Дети бережно относятся к игрушкам, убирают игрушки на место, у них развиваются нравственные качества.
Реализация проекта:
1 этап: подготовительный: Постановка цели, подбор методической литературы, организация развивающей среды в группе, подбор художественной литературы, дидактических игр; планирование мероприятий по теме.
Формулировка проблемы «Что мы знаем об игрушках? »
2 этап: основной:
Познавательное развитие: НОД «Из чего же сделаны наши игрушки»; «Какие бывают игрушки»; экскурсия по группе «Какие игрушки живут в нашей группе».
Познавательные беседы: «Как мы играем с игрушками»; «Добрые игрушки».
Просмотр мультфильмов об игрушках: «Забытые игрушки», «Зай и Чик», «Машенькин концерт», «Розовая кукла», «Стойкий оловянный солдатик», «Щелкунчик»
Игровая деятельность: игры «Магазин игрушек»; « Детский мир игрушек»
Консультация для родителей
«Какие современные игрушки необходимы детям 5-6 лет?»
Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Выбор игрушек для ребенка очень важное и серьёзное дело. Только сам ребенок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой игрушкой.
Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора.
К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребенка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоевывают интерес и эмоции ребенка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестает быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.
Шестилетнему ребенку полезнее и интереснее не статические и конкретные игрушки он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолетов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребенке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребенка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно, приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребенке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим.
Если вы заметили, что малыш долго не берет в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребенка.
В дальнейшем ребенок сам сделает «инвентаризацию» своих игрушек. Никогда не заставляйте ребенка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья.
При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проблема внедрения в практику правового воспитания старших дошкольников в современных условиях
В докладе раскрывается актуальность данной проблемы,организационно-педагогическая деятельность по правовому воспитанию старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении в современных услови...
Доклад на тему: "Современный взгляд на формирование речемыслительной деятельности дошкольника"
" Современный взгляд на формирование речемыслительной деятельности дошкольника"...
Формирование равноправных взаимоотношений детей и взрослых как основа развития современного детского сада. Развитие сотрудничества дошкольников со сверстниками, педагогами, родителями в процессе совместной деятельности.
Формирование равноправных взаимоотношений детей и взрослых как основа развития современного детского сада. Развитие сотрудничества дошкольников со сверстниками, педагогами, родителями в процессе...
Доклад на педсовете «Современные технологии для развития речи дошкольников».
В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей для развития связной речи....
Доклад на тему: «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС»
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованнос...
Консультация для родителей. "Погремушка. От древнего детского оберега до современной детской игрушки".
Детская погремушка -- гениальное изобретение человечества! Знакомимся с историей возникновения погремушки и ее использовании у разных народов мира....
Доклад на тему "Влияние современной детской игрушки на нравственное воспитание дошкольников"
Данный материал о влиянии современной игрушки на нравственное воспитание детей дошкольного возраста....