"Приемы формирования пространственных представлений у дошкольников"
статья

Алимбекова Мария Викторовна

Приёмы формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

     Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovo_prostranstvennye_predstavleniya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинирующей направленности №7 «Антошка»

РЕКОМЕДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Приёмы формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста

                                                             

Подготовила  воспитатель:   Алимбекова М.В.

Приёмы формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

     Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи (Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик – Блакитная; А. А. Люблинская; Т.А. Мусейибова, Ф.Н. Шемякин и др.) установили, что их не сформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Развивающая среда, предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие и интеграцию различных видов детской деятельности:

• в специально-организованной деятельности (динамические упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения с использованием игровых моментов, специальные игры и т.д.);

• вне занятий (игра, прогулка, режимные моменты: умывание, закаливающие процедуры, одевание, зарядка и др.);

• в других видах деятельности (конструирование, аппликация, изобразительная деятельность, физкультурные и музыкальные занятия);

• в совместной с родителями деятельности.

       Такая среда позволит сформировать и закрепить умение практически дифференцировать пространственные отношения в различных ситуациях и обобщать результаты дифференцировки с помощью соответствующих терминологий. Особенно важно стимулировать перенос ребенком знаний из специально организованной дидактической среды в жизненную обстановку.

Занятия по математике

 Работа направленна на   последовательность числового ряда на примере первого десятка (1 2 3 4 5 6 7 8 9):

- назвать первое число справа, слева. Какое из них больше? Определить, в каком направлении возрастают числа в ряду;

- прочитайте ряд в обратном порядке (справа налево). Определить, как изменяется величина чисел в этом направлении (уменьшается);

- показать число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назвать соседей числа 4 справа, сравнить их по величине;

- показать соседа слева;

- показать соседа справа;

- вернуть число на место (1 3 2 и т.д.).

Игра: « Что изменилось?»

Цель: развитие зрительно восприятия предметов в горизонтальной плоскости.

Методика проведения. Детей просят внимательно рассмотреть ряд геометрических фигур и назвать их, после этого закрыть глаза. Фигуры меняются местами. Дети должны определить какие фигуры поменялись местами.

Игра: «Сколько игрушек вокруг?»

Цель: развитие зрительного восприятия предметов в окружающем пространстве.

Методика проведения. Детей просят сказать что расположено справа, слева, спереди, сзади от них.

Игра:  «Кто стоит впереди, кто сзади?»

Цель: уточнение понятий «спереди», «сзади».

Методика проведения. Дети стоят в колонне. Их просят назвать тех, кто стоит спереди, и тех, кто стоит сзади них. Пересчитать стоящих спереди и сзади.

Игра «Пройди к избушке лесника»

Цель: обучение ориентировке на листе бумаги по речевой инструкции.

Методика проведения. Детям раздаются листы бумаги в клетку, на которых нарисована избушка с одной стороны, и поставлена красная точка с другой. Дети, выполняя инструкцию воспитателя рисуют дорожку к избушке по клеткам.

                                                           Конструирование

Игра: «Гаражи для своей машины»

Цель: воспроизведение изображенного на бумаге образца из кубиков.

                     

Методика проведения.  При работе детей просят комментировать свои действия. Куда он поставит кубик, куда брусок, куда воротца и т.д. отрабатываются конструкции «справа от», «слева от», «на», «перед - за».

«Домик»

Цель: конструирование по модели.

Методика проведения.  Детям предлагают заполнить контурное изображение домика имеющимися плоскостными фигурами. Действия комментируются.

Физкультминутки  (проводятся воспитателем на занятиях)

«Аист»

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

— Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)

— Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова — правою ногою,

Снова — левою ногою.

После — правою ногою,

После — левою ногою.

И тогда придешь домой.

«Будем прыгать и скакать!»

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

«Для начала мы с тобой»

Для начала мы с тобой

Повращаем головой. (Вращение головой в стороны.)

Поднимаем руки вверх,

Плавно опускаем вниз.

Снова тянем их наверх.

Ну, дружочек, не ленись! (Дети поднимают прямые руки над головой, потом опускают их вниз и отводят назад, потом снова вверх, потом снова вниз и т. д.)

«Оглянись»

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Игры с использованием схем

Упражнение:

«Найди спрятанную игрушку по схеме».

Цель:  Закреплять умение соотносить схемы с реальным пространством, отмечать на схеме места расположения предметов в реальном пространстве и словесно обозначать его.

Ребёнку предлагают найти в комнате заданную игрушку, а затем отметить на схеме и ответить на вопрос, где эта игрушка была найдена.

Игра: «Где спрятан клад?»

Цель: Развивать пространственно - ориентировочные реакции.

Оборудование. Можно использовать всевозможные «преграды»: стулья, пуфики, кубики и т.д. Карта с планом пути. Сюрприз.

На участке, в комнате взрослый расставляет препятствия: «реки», «горы», «овраги» и т.д. Инструкция: - Вот перед нами карта, на ней крестиком обозначен клад и есть описание, как его найти. На нашем пути будут встречаться всевозможные препятствия, которые нужно будет преодолевать. И если точно следовать схеме и правильно выполнять задания, обязательно найдём клад. Какой – узнаем, когда его найдём».

Примерное описание «карты»: встаньте в указанное на карте место – старт. Сделайте три шага вперёд и сверните вправо, обойдите «гору» с левой стороны. Повернитесь направо и «переплывите» реку. Идите вперед четыре шага. Затем повернитесь налево и сделайте один шаг. Вперёд сделайте два шага … и т.п. Игра заканчивается после того, как найден ребенком клад-сюрприз.

Список используемой литературы

Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2007.

Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007.

А.А. Столяр ”Формирование элементарных математических представлений у дошкольников” /Москва “Просвещение” 2000.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается специфика формирования пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: основные подходы, этапы, методы и приёмы работы....

Формирование пространственных представлений у дошкольников

 Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно...

Формирование пространственного представления у дошкольников

Краткое описание опыта по формированию у дошкольников пространственного представления с помощью геометрических фигур...

Методы и приемы формирования математических представлений у дошкольников.

В статье подробно описываются как правильно подобрать методы для формирования математических представлений у дошкольников, характерные особенности методов и их суть....

Методы и приемы формирования математических представлений у дошкольников

В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые.При выборе метода учитыва...

План работы по самообразованию «Использование нейропсихологических приемов развития пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ 5-6 лет (старшая группа)

План работы по самообразованию «Использование нейропсихологических приемов развития пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ 5-6 лет (старшая группа)...