Настольные игры в развитии речи дошкольников
консультация

Абужарова Валентина Вячеславовна
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Через игру они лучше познают окружающий мир, также благодаря этому виду деятельности у ребенка развиваются творческие умения. Как отметил А.М. Горький: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Через игру они лучше познают окружающий мир, также благодаря этому виду деятельности у ребенка развиваются творческие умения. Как отметил А.М. Горький: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Если правильно организовать игру, то на речь можно повлиять следующим образом:

Закрепить словарный запас;

Развивать связную речь;

Сформировать грамматический строй и т.п.

Существуют различные классификации игр, но в любой из них можно встретить дидактические игры, которые включают в себя настольные, способствующие развитию речи. Отметим, что настольные игры являются средством всестороннего развития детей. Речь ребенка необходимо развивать в тандеме с его общим развитием.

Содержание таких игр достаточно обширно и разнообразно. Они включают в себя: мозаику, пазлы, пирамидки, вкладыши, шнуровочки, лото, домино и другое.

Благодаря настольным играм можно познакомить детей с предметами и их частями, признаками, действиями, животными и их особенностями жизни, с профессиями взрослых, с явлениями природы, научить дошкольников правилам поведения в разных ситуациях, которые могут произойти в жизни.

Настольные игры способствуют развитию интеллекта и творчества дошкольников, учат детей общаться со сверстниками и взрослыми. Рассмотрим некоторые настольные игры по возрастным группам.

Ранний возраст.

Пирамидки и игры-шнуровки

Цель: совершенствование разных действий с предметами (нанизывать, снимать, шнуровать, накладывать), обогащение сенсорного опыта детей, развитие речи [1].

Матрешки

Цель: учить различать предметы по размеру, называть «большой», «маленький».

Цветовое лото

Цель: закреплять цвета, развивать мелкую моторику, речь [3].

Кто в домике живет? Кто нас позвал? И т.п.

Цель: развитие слухового внимания, расширять словарный запас, различать и называть животных, активизировать умение вступать в диалог, отвечать предложениями [4].

         Младший дошкольный возраст.

Моя семья

Цель: учить детей называть членов семьи, понимать роль взрослых и детей в семье; развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас [5].

Один-много

Цель: научить образовывать существительные множественного числа [5].

Придумай и расскажи

Цель: продолжить формировать диалогическую речь.

Найди по описанию

Цель: способствовать формированию навыка описания предмета с помощью сравнений.

Средний дошкольный возраст

А для чего это?

Цель: активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов из которых они изготовлены, употреблять в речи глаголы [1, стр. 95].

Где чьи детки?

Цель: продолжить учить образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии).

С какого дерева листок?

Цель: рассмотреть и назвать сходство и отличие деревьев и листьев, развитие речи, мышления.

Найди такой же цветок

Цель: упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке, воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь.

Старший дошкольный возраст

Развивающее лото

Цель: расширение кругозора, развитие связной речи, внимания, памяти, мелкой моторики.

Откуда хлеб на столе

Цель: научить ребенка рассуждать логически, развивать связную речь, расширять словарный запас и кругозор.

А какое оно?

Цель: совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: прилагательные с существительными.

Найди звук

Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине, в конце).

         Подготовительная к школе группа

Соберем вещи

Цель: продолжить учить дифференцировать звуки [с]-[ш].

Шиворот-навыворот

Цель: подбор противоположных понятий.

Стоит отметить, что если постоянно использовать настольные игры, то заметно улучшится грамматический строй речи дошкольников, пополнится словарный запас, развивается связная речь, сформируется правильное звукопроизношение, дети научатся правильно выражать свои мысли.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

настольная игра по развитию речи

Дидактическая игра "Прыгает,плывет, лежит, весит"...

Настольная игра для развития речи старших дошкольников "Сочини сказку"

ПРАВИЛА ИГРЫ «СОЧИНИ СКАЗКУ» Число участников игры не ограничено. В игре нет победителя. Задача участников — сообща сочинить сказку. 1. Стартовый прямоугольник тот, на кото...

Настольно печатная игра по развитию речи дошкольников "Кто что делает"

Цель игры: формировать умение детей правильно использовать в речи глаголы  третьего лица, в единственном числе, настоящего времени....

«Мы играем - речь развиваем!» игры на развитие речи дошкольников 5-6 лет

Речь играет особую и исключительную роль в жизни человека. Она является главным средством общения людей, словесным выражением наших мыслей.Существуют различные игры, упражнения на развитие правильной,...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе. «Развитие речи детей в подготовительной к школе группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».

Родительское собрание«Развитие речи детей в подготовительной к школе  группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».Думаю, никто не станет возражать против того факта, что ...