Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста
консультация
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Что такое самостоятельность?
Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.
Задачи, которые стоят перед взрослыми:
- Сформировать новые умения, знания, навыки и закрепить уже имеющиеся.
-Воспитывать уважение к труду
- Умение своими силами достигать результаты, развивать чувство удовлетворения от проделанной работы, уверенность в том, что если постараться, то много можно сделать самому.
Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности? «Я сам», -говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки, кормить его.
Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не справиться выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает всё быстрее и лучше.
Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли им пользу? Разумеется, такие действия взрослых членов семьи, причиняют большой вред. Ребенка лишают возможности действовать самостоятельно, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребенка. Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребенка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал более ловким, умелым, в умении одеваться, раздеваться и т.п.
Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для полотенца, верхней одежды, выделить и индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), выделить отдельную мебель для хранения игрушек и т.д.В квартире все должно быть приспособлено для удобства детей. Без создания этих условий ребенку трудно быть самостоятельным.
Самообслуживание- это труд, направленный на удовлетворение своих потребностей. Трудовое воспитание начинается с самообслуживания.
Виды самообслуживания:
Умывание.
Одевание.
Прием пищи и поведения за столом.
Игры и уход за игрушками.
Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям (надеть или снять кофту, завязать шарф, намылить руки, правильно держать ложку и т.д.), взрослые наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь.
Умывание
Рассмотрим алгоритм умывания:
- Закатать рукава
- Открыть кран.
- Намочить руки
- Взять мыло.
- Намылить руки
- Смыть мыло
- Закрыть кран
- Взять полотенце
- Вытереть руки
Чтобы ребенок самостоятельно выполнял все эти действия, в семье должны быть созданы необходимые условия : приспособить к росту ребенка вешалку для полотенца, выделить и индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета .
Одевание - это важный процесс в воспитании. Ребенок учится трудиться, аккуратности, опрятности, узнает названия предметов одежды, развивается моторика рук, закрепляется название частей тела, цвета, учится соотносить одежду с изменениями погоды.
Одежда и обувь должны быть удобными, эстетичными и практичными:
- снимать и надевать одежду должно быть удобно ребенку и воспитателю;
- желательна обувь не на шнурках, а на липучке;
- не перчатки, а варежки;
- одежда и нижнее белье ребенка ежедневно должны быть чистыми и опрятными;
- в шкафчике ребенка всегда должна быть сменная одежда и нижнее белье;
одежда должна соответствовать размеру ребенка.
Учить детей не только снимать одежду в определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её.
Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия. Например, чтобы пятка сразу оказалась на месте, колготки надеваю с носка, предварительно собрав их в «гармошку»; чтобы правильно надеть платье, свитер, сначала нужно определить, где у них перед (на одежде детей младшего возраста должны обязательно быть отличительные признаки: застежка, метка, вышивка).
Прием пищи и поведение за столом
Прием пищи - сложный процесс, в котором должно сложиться четкое взаимодействие руки, глаз, рта. Ребёнок должен пользоваться как минимум ложкой (к концу 4-го года жизни вилкой), правильно держать её в руках. Справиться с ложкой – нужное умение, можно сказать – жизненно важное.
Важно обращать внимание на правильную посадку ребенка за столом.
Желательно, чтобы прием пищи проходил на уровне высокого сервиса: на стол ставят хлебницу (малыш должен учиться брать хлеб самостоятельно), бумажные салфетки в салфетницах ( ребенок будет сам вытирать лицо), красивую посуду. Все это привлекает внимание ребенка и повышает аппетит.
Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и своим примером, направляющим внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.
Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка, пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно держать ложку.
Надо приучать детей:
- перед едой тщательно мыть руки;
- жевать пищу с закрытым ртом;
- есть только за столом;
- правильно пользоваться ложкой, вилкой,
- вставая из-за стола, проверить своё место, достаточно ли оно чисто, при необходимости самостоятельно убрать его;
- окончив еду, поблагодарить тех, кто её приготовил, сервировал стол.
Во второй младшей группе со второго полугодия вводятся отдельные трудовые поручения по столовой. Привлекаются дети, которые сами проявляют желание, роль воспитателя поддержать и поощрить желание каждого ребенка, похвалить его перед всей группой, создать ситуацию, когда каждый ребенок в группе пожелает оказаться на месте дежурного. дети привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения: правильно поставить, на середину столов – тарелочки с хлебом, салфетницы, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить ложки. Закрепляем навыки раскладывания приборов: «Ложки нужно брать за ручку, по одной, класть с правой стороны от тарелки». Обязанности дежурных выполняют все воспитанники. В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое дело до конца, выполнять работу качественно.
Игры и уход за игрушками
В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закреплять знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.
Навыки самообслуживания воспитываются не для удобства взрослых. В них заложен глубокий нравственный смысл, т.к. они развивают у малыша способность к волевому усилию, которое в будущем является необходимым условием трудового воспитания.
Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию. Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.
Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно приобретая умения и навыки, проявляет заботу о своих близких. Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.
При этом мы всегда придерживаемся правила: все, что ребенок может сделать сам, надо требовать от него.
Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей - длительный процесс, требующий от родителей знаний и большого терпения.
Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, больше опирайтесь на поощрение и похвалу.
Применяйте положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться.
За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию?
За старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.
Похвала не должны быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной.
В младшем дошкольном возрасте дети обладают подражательностью. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности. Дети школьного возраста также должны быть примером для младших братьев и сестер.
Труд должен приносить ребенку радость.
Важно, чтобы ребенок с раннего детства усвоил, что работать трудно, но почетно.
Что дети должны уметь :
-Мыть руки ,засучив рукава
-Мыть лицо
- Правильно пользоваться мылом
- Не мочить одежду
-Вытираться полотенцем, вешать его на место
-Одеваться и раздеваться в определенной последовательности ( одежду снимать, одевать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, пуговицы расстегнуть, застегнуть, учиться завязывать шнурки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста.»
Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни.Самостоятельность должна воспитывается с раннего возраста.Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность,...
"Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста"
Беседа с родителями....
Памятка для родителей "Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста"
Эта памятка содержит материал, который поможет родителям воспитать самостоятельность у своих малышей. Рекомеую педагогам использовать на родительском собрании....
Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста.
Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста....
Консультация для родителей на тему: «Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста»
Самостоятельность должна воспитывается с раннего возраста.Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из...
Консультация для родителей " Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста"
Консультация для родителей...
Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста.
Воспитание ребенка — это очень многогранный процесс. Ведь все, что хотелось бы привить любимому чаду, надо не навязывать, а действительно воспитывать. Одна из таких граней воспитания — это...