Особенности подготовки к школе детей с ТНР.
консультация (подготовительная группа)
школьная готовность и школьная зрелость детей с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vazhnye_aspekty_shkolnoy_zrelosti.docx | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема готовности к школьному обучению становится актуальной для выпускных групп детского сада. Бывает так, что ребенок при поступлении в школу умеет считать, читать и писать, однако к школе может не готов. Зачастую обращая общее внимание на интеллектуальную готовность, родители забывают про другие очень важные аспекты школьной зрелости.
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать, быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться!
Итак, выделяют четыре аспекта готовности к школе:
- Физическая зрелость – физическое здоровье. Для оценки физического здоровья перед школой дети проходят медицинский осмотр. Если у ребенка есть значимые проблемы со здоровьем, то может быть выбрана специальная форма обучения или специальное учебное заведение.
- Интеллектуальная готовность включает в себя знания, умения, навыки. Такие как, например, умение сравнивать и обобщать, воспроизводить образец, развитие моторики, в том числе мелкой, концентрации внимания. Это не только умение читать и писать, это умение ответить на вопрос, задать вопрос, пересказать текст, умение рассуждать и мыслить логически.
- Социальная готовность – это потребность ребенка в общении со сверстниками, умение подчинять свое поведение правилам, умение выполнять роль ученика, понимать и принимать авторитет учителя.
- Психологическая готовность – это прежде всего мотивы. Это желание ребенка идти в школу, потому ему хочется занять определенную позицию в обществе, приблизиться к миру взрослых, а не потому что у него красивый ранец, интересные ручки и новые краски. У ребенка должна быть познавательная потребность, которую он может удовлетворить дома.
Готов или нет?
Привожу пример тестовой беседы на психосоциальную готовность к школе, разработанную С.А.Банковым.
Ребенок должен ответить на следующие вопросы:
- Назови свои фамилию, имя, отчество.
- Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
- Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
- У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
- Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
- Сейчас утро или вечер (день или утро)?
- Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
- Что бывает раньше – обед или ужин?
- Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
- Кем работает твой папа, твоя мама?
- Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)
- Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
- Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
- Почему снег бывает зимой, а не летом?
- Что делает почтальон, врач, учитель?
- Зачем в школе нужна парта, звонок?
- Ты хочешь пойти в школу?
- Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
- Каких животных ты знаешь?
- Каких птиц ты знаешь?
- Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
- Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
- Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Оценка ответов на тест готовности к школе
За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “ Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.
К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:
- №5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.
- №8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.
- № 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.
- № 22 – за правильный ответ - 2 балла.
- № 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.
Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым, 20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.
Однако это специальный тест, который обычно проводится специалистом.
Если вы хотите самостоятельно оценить направления, которые необходимо подтянуть, вам стоит честно ответить на вопросы да/нет:
- Может ли ребенок самостоятельно заниматься каким-либо делом в течение 25-30 минут?
- Говорит ли ребенок, что хочет идти в школу потому что узнает там много нового и найдет новых друзей?
- Может ли ребенок сам составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 связных предложений.
- Знает ли ребенок наизусть несколько стихотворений?
- Верно ли, что ребенок ведет себя непринужденно в присутствии незнакомых взрослых, не стесняется?
- Умеет ли ребенок изменять существительное по числам?
- Умеет ли читать по слогам?
- Считает ли до 20 и обратно?
- Решает ли примеры на сложение и вычитание в пределах 10?
- Любит ли лепить, раскрашивать?
- Умеет ли пользоваться клеем и ножницами?
- Может ли обобщать понятия? Стол, стул, диван, кресло
- Может ли сравнить два предмета? Ручку и карандаш? Дерево и кустарник?
- Знает ли название и последовательность времен года, месяцев и дней недели?
- Может ли точно повторить предложение из 6 слов? Например, перелетные стаями улетают на юг.
- Может ли точно выполнить словесную инструкцию?
Если вы ответили да на 15-16 вопросов, то ребенок готов к школе.
Если вы ответили да на 9-13 вопросов, то необходимо подтянуть ребенка, направления подскажут вопросы, на которые вы ответили нет.
Если вы ответили да на 8 и менее вопросов, то ребенок к школе не готов, необходимо почитать специальную литературу или обратиться к специалисту.
Подготовка к школе в группе компенсирующей направленности имеет некоторые особенности. Все дети, посещающие логопедические группы, имеют проблемы со здоровьем. Прежде всего они связаны с неврологическими нарушениями. Причины этих нарушений спрятаны очень глубоко в повреждениях центральной нервной системы, которые произошли на раннем этапе внутриутробного развития, во время родов и в первые годы жизни ребёнка. Это в основном травмы гипоксического характера, приведшие к повреждению нейронов головного и спинного мозга. Кроме того ,необходимо учитывать гендерность этих повреждений. Мальчиков в логопедических группах обычно больше, чем девочек. По данным медицинских исследований у мальчиков более слабая нервная система.
Нередко родители детей, посещающих логопедические группы, сами когда-то занимались с логопедом. А некоторые из них имеют речевые нарушения, будучи взрослыми людьми.
Именно поэтому при подготовке к школьному обучению необходим комплексный психолого-медико-педагогический подход.
Тщательное медицинское обследование играет очень важную роль, так как во время начатое лечение является залогом успеха.
Обязательно пройти тестирование у психолога, чтобы выявить недостатки коммуникативной и познавательной сферы. Если это необходимо, то заниматься с психологом.
Задача педагогов в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи обеспечить комплексную и эффективную коррекции всех компонентов речи. Устранить проблемы звукопроизношения, наладить правильное воспроизведение звуковой и слоговой структуры слова. Исправить ошибки лексико-грамматического строя речи, развить связную речь. Важным этапом в подготовке дошкольника является обучение грамоте и формирование фонематических функций. Умение различать на слух и воспроизводить все звуки родного языка. Дать навыки звукового анализа и синтеза слов и предложений. Обучить начальным навыкам чтения и печатания слов, совершенствовать графические навыки. Всё это необходимо для профилактики дисграфии и дислексии, с которыми ребёнок может столкнуться на уроках чтения и письма.
Учитель-логопед делает правильный прогноз адаптации ребёнка к школьному обучению, формулирует коррекционно-развивающие задачи.
Обязательно использование в работе здоровьесберегающих технологий : дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, логопедического массажа и логоритмических упражнений
Наряду с этим, пелагоги взаимодействует с семьями воспитанников, обучая и курируя родителей. Помогает овладеть всем методам и приёмам логопедического воздействия в домашних условиях.
Учитель-логопед обеспечивает координацию работы воспитателей группы и специалистов ДОУ: музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
Учитель-логопед консультируется с врачом ДОУ и направляет детей к специалистам медикам, если это необходимо.
Поддерживает доброжелательную психологически комфортную атмосферу в коллективе детей.
Грамотный поход учителя-логопеда к коррекции речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи - залог успешного обучения ребёнка в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование по программе "Подготовка к школе детей с ЗПР" под ред. С.Г.Шевченко
Комплексно-тематическое планирование по программе "Подготовка к школе детей С ЗПР" под редакцией С.Г.Шевченко в группе компенсирующей направленности детей 6-7 года жизни....
Светлана Гавриловна Шевченко Подготовка к школе детей с задержкой психического развития Книга 1
Пособие разработано по заказу Министерства образования РФ.В первой книге раскрываются вопросы организации коррекционно-развиваюшего воспитания и обучения старших дошкольников с ЗПР, представлены...
Конспекты по ознакомлению с окружающим и развитию речи у детей с ЗПР 6-7 лет . (К программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г.)
Задания способствуют восполнению словаря, грамматического строяи связной речи ребенка....
Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
Рекомендации для педагогов ДОУ...
Консультация для родителей "Особенности подготовки к школе детей с ЗПР"
В отечественной коррекционной педагогике понятие "задержка психического развития" является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельно...
Подготовка к школе детей с ЗПР. Первые шаги к школе
laquo;Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. С чего начать?»У дошкольников с задержкой психического развития показатели психических процессов, таких как внимание, мышление,...
- Мне нравится (1)