Особенности речевого развитии детей 3-4 года
консультация

Файзулхакова Венера Родавильевна

Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном обучении важную роль играет развитие речи у детей 3-4 лет, которое отличается характерными особенностями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_rechevogo_razvitii_detey_3-4_goda.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения

Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном обучении важную роль играет развитие речи у детей 3-4 лет, которое отличается характерными особенностями. Есть определённые нормы данного показателя, на которые должны ориентироваться родители. Если они выясняют, что есть отклонения и риск отставания от сверстников, необходимо догонять упущенное. Есть множество методик, которые позволят это сделать. Итак, чем же отличается речь 3-4 крохи?

Характерные особенности

Логопеды выделяют характерные особенности развития речи детей 3-4 лет, которые являются нормой для большинства из них. Родители должны о них знать, чтобы вовремя заметить, наблюдаются ли они у их чада. К ним относятся:

  • в 4 года — около 2 000 слов в активном лексиконе, норма речевого развития детей 3 лет — 1 500 слов;
  • попытки говорить чётко, правильно, даже красиво, подражая взрослым, но получается чаще всего коряво и смешно;
  • речевое развитие ребёнка 3 лет отличается ещё невнятностью, но при этом заметно, как набирает стремительно обороты и совершенствуется;
  • внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него словам, пытаясь их воспроизводить;
  • создание собственных словоформ;
  • попытки сочинять стихи и рифмовать слова;
  • с удовольствием произносит вслед за взрослым слоги;
  • и всё-таки речевое развитие детей 3-4 лет остаётся слабым: они не могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, неточно употребляют падежные окончания и предлоги;
  • нередки проблемы с произношением и фонетикой, так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит ещё недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как сонорные (р, л), свистящие, шипящие (с, ш);
  • путают звуки;
  • переставляют слоги в словах.

Недочёты из данного списка — особенности речевого развития детей 3-4 лет, которые не требуют коррекции. Что же в идеале считается нормой для данного показателя?

Нормы

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего чада в будущем. Вот что должен уметь делать малыш в данном возрасте:

  • проговаривать собственные имя, отчество и фамилию;
  • называть имена близких родственников и друзей;
  • воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;
  • говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;
  • распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка);
  • находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;
  • называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;
  • точно повторять услышанное;
  • пересказывать мультфильм, сказку;
  • в процессе речи разговаривать громко и тихо.

Специалисты называют именно такие нормы развития речи детей 3-4 лет, по которым очень просто проверить навыки и умения своего крохи. Нет ничего страшного, если он немного коряво построит предложение или неправильно назовёт признак и действие предмета. Это очень несущественные, незначительные ошибки, легко исправляемые посредством регулярных занятий. Существуют гораздо более серьёзные отклонения в речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.

Игры для развития речи малышей с 3-х до 5-ти лет

«Кто кем (чем) будет?» 
Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные. 
Кто кем будет: 
- яйцо — может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.) 
- цыпленок — петухом; 
- мальчик — мужчиной; 
- теленок — коровой или быком — бумага — книгой 
- снег -водой 
- вода — льдом 
- семечко — цветком 
- мука — блинчиками 
и т.д. 

«Кто кем был?» 
- лошадь — жеребенком 
- цветок — семенем 
и т.д 

«Птица — не птица» 
Веселая игра на внимание и знание птиц. 
Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал — топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: «А муха — это кто?» 

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Мухи и стрижи… 
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Аисты, вороны, 
Галки, макароны., 
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
лебеди, куницы, 
Галки и стрижи, 
Чайки и моржи 
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Чибисы, чижи, 
Сойки и ужи. 
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Чайки, пеликаны, 
Майки и орланы. 
Голуби, синицы, 
Цапли, соловьи, 
Окуни и воробьи. 
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Утки, гуси, совы, 
Ласточки, коровы. 
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Палки и стрижи, 
Бабочки, чижи, 
Аисты, кукушки, 
даже совы-сплюшки, 
лебеди и утки - 
и спасибо шутке! 

«Шаги» 
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем. 
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и «Старт!» 
Другие темы: «Все круглое», «все горячее», «все мокрое». «Ласковые слова для мамы». «Слова утешения» и т.д. Вариант:Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово. 

«Внимание! Розыск!» 
В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко. 
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. 
В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду. 

Игра с картинами. 
Эта игра развивает внимание, сообразительность, приучает детей связно выражать свои мысли. Знакомит с классификацией предметов по разным признакам. 
Для этой игры вам понадобятся картины или книжные иллюстрации. Пейзажи здесь не подойдут. Лучше использовать жанровую живопись и крупные иллюстрации к детским книгам. 
Смысл игры: Один из игроков загадывает какую-нибудь деталь изображения. Другой игрок, задавая наводящие вопросы, должен угадать, что было загадано. 
С детьми 3-4 лет загадывайте предметы целиком (зайчик, мяч, облако…) 
С детьми старше 5 лет усложните задание — ухо зайца, пуговица на платье, яблоко на столе. 
Примеры вопросов, которые должны использовать дети 3-4 лет: 

Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто «Наша Таня». Загадана лягушка в речке. 
- Это находится вверху картины? Внизу? 
- Это живое или неживое? 
- Какого цвета? 
Вопросы, которые должны использовать дети 5-7 лет. 

Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто «Наша Таня». Загадан камыш у речки. 
- Это относится к природе? 
- Это относится к живой (неживой) природе? 
- Это твёрдое? 
- Это растение? 
- Высокое? 
- Дерево? 
- Трава? 

Для того, чтобы дети научились грамотно задавать вопросы, дайте им возможность самим загадать какой-нибудь предмет, а вы отгадывайте, задавая как можно больше вопросов. Так вы покажете, как нужно составлять вопросы. 

«Жили-были…» 
Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди. 
Смысл игры объяснять долго — я просто приведу примеры. 
Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее — со «степенью трудности» определитесь сами. 
Взрослый задает вопрос «Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?» — «Он стал петушком». 
«Жила-была тучка, что с ней потом стало?» — «Из нее дождик пролился» 
«Жил-был ручеек, что с ним стало?» — «Зимой замерз», «Засох в жару». 
«Жило-было семечко, что с ним потом стало?» — «Из него цветок вырос» 
«Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?» — «Из него сделали кирпич (вазу…). 

«Третий лишний» 
В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях. 
Детям 3-5 лет условия более простые. 
Например:Взрослый говорит три слова — сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона — птицы, а лиса — нет. Следовательно, лиса здесь лишняя. 
Еще примеры для младших дошкольников: 
- молоко, сок, хлеб — все три слова означают съедобное. Но молоко и сок — пьют, а хлеб кушают. 
- машина, лошадь, трамвай; 
- шапка, платок, сапоги; 
- роза, береза, ёлка. 
Для детей 5-7 лет задания усложняются: 
- дождь, снег, река; 
- врач, турист, шофер; 
- тень, солнце, планета; 
- мороз, вьюга, январь; 
- камень, глина, стекло; 
- дверь, ковер, окно; 
- море, река, бассейн. 

«Два круга» 
Дети строятся в два круга — внешний (большой) и внутренний (3—4 человека). 
Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем… сладкое». 
Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается («…с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое» и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "особенности речевого развития детей 5-го года жизни"

цель данной консультации познакомить родителей с особнностями звуковым и грамматическим строем речи в среднем дошколном возрасте....

Речевое развитие детей3-4 лет

Речевое развитие детей 3-4 лет. Памятка для родителей....

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...