Консультация "Формирование интереса к чтению"
консультация (младшая группа)
Консультация "Формирование интереса к чтению"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yurchenko_e.v._formirovanie_interesa_k_chteniyu.docx | 480.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Формирование интереса к чтению
в дошкольном возрасте»
Воспитатель МБДОУ д/с №60:
Юрченко Е.В.
«Читающие дети − успешные ученики»
Детскому возрасту, также как и всякому другому возрасту, присущи свои радости и горести, приобретения и потери, а также своя работа.
Взрослые не всегда осознают значимость этой работы. Для входящего в жизнь маленького человека она начинается с самого трудного – с познания. Ребёнок постоянно находится в процессе познания. Через непосредственно ощущаемое, видимое, слышимое у него формируется отношение к окружающей действительности, её осмысление. Познание ребенка начинается с первой сказки, с первой песенки, которую он услышит, с первой книжки, которую он посмотрит. Ценностью особого рода в познании окружающего мира является чтение. В процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.
Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней.
Дошкольный возраст – время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой работы воспитателей ДОУ и родителей. Маленькому человеку самостоятельно не осилить тех материальных и духовных ценностей, которые заложены в детской книге. Известный российский ученый Д.С. Лихачев отмечал: «Каждому педагогу необходимо тщательно продумывать собственные действия, которые могут формировать интерес к книге, сюда входит и просветительская работа с родителями, и организация фронтальной, индивидуальной, групповой, парной работы с книгой. Чтение должно быть интересным и не принужденным».
Что читать? Когда читать? Как читать?
Эти вопросы далеко не простые. Выбор произведений и книг, соответствующих целям чтения и возрасту ребёнка – большая наука, великое искусство. Тут требуются знания не только целей чтения, но и умение читать. Казалось бы, что тут особенного! Бери сказки, стихи и читай все подряд. Однако, это не так. Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и др.
При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции. Оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Разработано несколько критериев:
1. Идейная направленность детской книги. В книге должна быть
четко выражена позиция автора.
2. Высокое художественное мастерство, литературная ценность.
3. Доступность литературного произведения, соответствие
возрастным и психологическим особенностям детей.
4. Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции.
5. Конкретные педагогические задачи.
С чтения в семье, в детском саду начинается приобщение к книге. С первых, усвоенных в дошкольном возрасте правил чтения вслух, закладываются основы отношения к книге, формируется понимание её роли и значения, воспитывается привязанность к книге.
Именно с этих первых чтений книга становится спутником человека на всю жизнь. Чтение одной книги вызывает потребность в чтении другой. Пройдут годы, нынешний малыш станет взрослым читателем, выработает в себе настоящую читательскую культуру и навсегда сохранит память о первых детсадовских и семейных чтениях, о волнениях и переживаниях, связанных с первыми книжками.
Чтобы ребенок захотел обращаться к книге, надо формировать мотивацию читательской деятельности. Этому способствует смена целей обращения к книгам в зависимости от возраста. Очень важно заинтересовать детей чтением, правильно организовать, чтобы дети ожидали время чтения, с радостью собирались. Большое значение имеют ритм чтения, интонация, чёткое произношение слов. Необходимо, чтобы взрослый не только произносил слова, а показал, как они журчат, плещутся, когда речь идёт о речке или ручейке. Чтобы слова излучали запахи и волнения, чтобы при словах «громко крикнул» дети услышали сам крик.
Семейное чтение − традиция прекрасная. В русских семьях было принято читать друг другу книги вслух - стихи, прозу, художественные произведения, обмениваться мнением о прочитанном. Старшие члены семьи обращали внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детские и юношеские годы, и часто эти любимые книги хранили в домашних библиотеках. Домашние библиотеки собирали всей семьёй, обсуждая необходимость каждого нового приобретения.
Ученые давно выяснили, как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это − регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Однако у людей, читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут.
Современная наука нашла доказательства пользы от чтения книг, и она не меньше, чем польза от занятий спортом. Профессор Джон Стейн разъясняет: «Чтение является своеобразной зарядкой для мозга. Понимание сюжета читаемого, погружает в мир воображения. Читатель переживает те же моменты, что и герои книг, получает заряд позитива и одновременно развивает мускулатуру мозга».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как развивать у детей интерес к чтению"
Знакомство с книжкой нужно начинать с самого раннего возраста ребёнка....
Советы для читающих родителей, или как развивать у детей интерес к чтению.
Данный материал послужит подсказкой для родителей и воспитателей при ознакомлении детей с художественной литературой....
Как пробудить у ребенка интерес к чтению?
Рекомендации и практические приемы по воспитанию у дошкольников интереса к чтению...
Формирование у дошкольников интереса к чтению
Процесс формирования интереса к чтению имеет свои особенности в каждой возрастной группе...
Как развить у детей интерес к чтению
консультация для родителей...
Как воспитать в ребенке интерес к чтению
Рекомендации для родителей, как выбрать для ребенка самые первые книги и привить к ним интерес....
Как привить у ребенка любовь к чтению. Как развивать интерес к чтению.
Любовь к чтению учит ребенка самостоятельно мыслить, увеличивает его словарный запас и развивает эрудицию. Большинство родителей понимает, что это необходимо, но не все знают, как развить у...