Консультация для родителей "На кухне играем - речь развиваем"
консультация (средняя, старшая группа)
В консультации подобраны игры, в которые родители могут играть с детьми на кухне, не отрываясь от домашних дел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_na_kuhne_igraem-rech_razvivaem.docx | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«На кухне играем – речь развиваем»
В.А.Сухомлинский говорил: «Именно в игре ребенок обучается легко и с интересом. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Работа и домашние хлопоты отнимают много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, мы проводим на кухне. Можно использовать это время для общения с ребенком и развития его речи.
Казалось бы, кухня не очень подходящее место для игр с ребенком, и усталой маме хочется быстрее закончить все дела и присесть на диван у телевизора. Но если объединить игру и приготовление ужина, то может получиться увлекательное событие, которое доставит радость от общения с любимым чадом, а ребенок получит новые знания и навыки, и в сознании его укрепиться мысль, что его любят и ценят.
Для начала можно поиграть в игры на развитие дыхания.
«Буря в стакане».
Для организации игры понадобится стакан, вода и трубочка для коктейля. В стакан с водой вставить трубочку для коктейля. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит, еще усиливаем выдох - вода бурлит.
«Что пахнет?»
Для игры «Что пахнет?» нужны фрукты и овощи.
Нарезать фрукты, овощи кусочками. Разложить в блюдца. Завяжем глаза и начинаем играть. Сделать глубокий вдох носом, на выдохе сказать: « Ах, как пахнет лимон (апельсин, чеснок и т.п.)!»
Игры на обогащение словаря ребенка.
Расширяем словарный запас и учим словообразованию.
«Разные слова»
В игре можно использовать любые предметы.
Цель: развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.
«Давай, назовем какой апельсин?»
Холодный или теплый, грязный или чистый, мытый или не мытый, целый, тяжелый.
Таким же образом подбираем слова к другим предметам.
Ребёнок: Круглый, оранжевый, вкусный, ароматный, кисло-сладкий, цитрусовый, большой.
«Какой предмет?»
Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов, обозначающих предмет.
Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт и т.д.
Красное — платье, яблоко, знамя и т.д.
«Охота на слова»
Цель: Дать понятие об овощах, способствовать развитию внимательности и наблюдательности, развивать быстроту переключаемости, активизировать словарь.
Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Картошка, укроп, свекла и т.д.) на слова можно «охотиться», которые достаем из винегрета, кухонного шкафа, плиты и на кухне вообще. Кто больше знает названий посуды, мебели, бытовой техники, продуктов и т.д.
«Угощаю»
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.
Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите.
Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова.
Игры на развитие грамматического строя:
«Помощники»
Назови одним словом прибор, с помощью которого:
варят кофе, режут овощи, чистят картофель, моют посуду, выжимают сок, убирают в квартире.
Ребёнок: Кофеварка, овощерезка, картофелечистка, посудомоечная машина, соковыжималка, пылесос.
«Большой – маленький»
Цель: Учим использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Булка - булочка, апельсин - апельсинчик, кастрюля - кастрюлька и т.д.
«Великаны»
Нож - ножище, помидор – помидорище, батон - батонище.
«Один и много»
Например:
Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол – столы и т.д.
«Раскладываем и пересчитываем»
Цель: Закреплять навыки счёта, упражнять в сравнении количество предметов. Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное количество предметов.
«Чего не стало?»
Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов от 4 до7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах.
«Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный холодильник, красное полотенце, красный стол, красное окно, красная рука и прочи
Игры на развитие связной речи
«Кухонные сказки».
Можно придумывать сказки или истории про различные предметы, например: про старую кастрюлю (банан, картофелину, кухонные часы и т.п.).
Если ребёнку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы.
Ребёнок рассказывает сказочную историю.
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук
«Загадочные шарики» В воздушные шарики насыпьте разные крупы, можно сделать по два шарика с одинаковым наполнителем. Играем. «Определи на ощупь», «Найди пару».
Макароны – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок и нанизывайте их. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить.
Играем с крышечками. Полезно для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, кастрюльки разного размера. Снимите с них крышечки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышечку.
Ежик. Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик. Полезно и для мелкой моторики и для развития фантазии малыша. Однако будьте внимательны: маленьким деткам лучше не давать острые зубочистки или делать под присмотром взрослых.
Игры с водой. Поставьте перед ребенком две тарелочки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет.
Игры с магнитами. Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д.
Играем с кастрюлями.
Дайте ребенку кастрюли, разные по цвету, размеру. Можно построить из них башню. Изучаем понятия – большой, средний, маленький. Спрячьте в одну из них какой-либо предмет (например, ложку или игрушку). Дайте малышу крышки от них, пусть попробует подобрать подходящую к каждой кастрюле. Насыпьте любую крупу в кастрюлю, например, горох. Пусть малыш перебирает крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе.
Увлекательными могут быть игры с соленым тестом.
Рецепт приготовления теста: 2 стакана муки,1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить), 2 ст. ложки растительного масла – всё смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Вылепите буквы, украсьте их по вашему желанию, подсушите и играйте с настроением:
«Угадай букву» (с закрытыми глазами или в «чудесном мешочке»)
«Отберите согласные буквы, гласные», «Составь слог, слово».
Играем с крупами. Все детки любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Для игры можно использовать тарелки разных цветов. Насыпьте фасоль в них, считайте – в какой больше всего, в какой меньше всего. Посадите разных животных возле каждой тарелки, подберите их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, т.к. она тоже зеленая и любит этот цвет и т.д. Для ребят постарше смешайте несколько круп – поиграйте в «золушку» – отберите одну крупу от другой. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из крупы, определить, что ему попалось в руки.
Можно насыпать муку или манку на поднос и проявить фантазию рисовать по ней пальчиками: «Допиши букву», «Напиши букву», «Разные дорожки» и т.п.
«Конструктор» Если ваш ребенок очень любит строить, подарите ему пару упаковок губок для мытья посуды (они бывают разных цветов и размеров) – и у вашего ребенка будет возможность возводить поролоновые башни и дома с помощью оригинального, легкого и экономичного конструктора.
«Умелые ножницы» Дайте малышу в руки ножницы небольшого размера – и он сможет настричь вам в салат зелень, вырезать из пакетов из-под сока, коробок из-под конфет понравившиеся ему картинки (какие-то из этих картинок пригодятся, чтобы наклеить их в логопедическую тетрадь!).
Игры на развитие фонематического слуха. Подготовка к звуковому анализу слов.
Развиваем слуховое внимание, слуховые дифференциации.
Развитие слухового восприятия обеспечивается устойчивыми ориентировочно-поисковыми слуховыми реакциями, способностью к сличению и дифференциации контрастных неречевых, музыкальных звуков и шумов, гласных, соотнесение с предметными образами.
«Слушаем звуки»
Послушай и запомни звуки: размешать сахар в чашке, хлопнуть крышкой по кастрюле, прошуршать пакетиками со специями, погреметь горохом или манкой в стеклянной банке и т.д. Предъявляет сначала два звука, потом три и т.д. до 7-8 звуков.
Ребенок отгадывает, закрыв глаза или отвернувшись, что может издавать эти звуки.
«Звучащие баночки»
Для этой игры понадобятся пластмассовые баночки или сшитые небольшие мешочки, разная крупа или мелкие предметы: ракушки, камешки.
Насыпать в баночки разные крупы. Потрясти баночку, отгадать, что там звучит.
Определить одинаковые наполнители, составить пары.
Ребенок выполняет действия, называет крупы.
Включить запись звуков кухни. Детям нравятся современные гаджеты. Использование интернета в телефоне доставит много радости и большим и маленьким.
«Покупки»
Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии, которых есть звук «Р». Если ребёнок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы: Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры или баклажаны?
Ребёнок отвечает на вопросы.
«Необычный ужин»
Попробуем приготовить необычный ужин. В названии блюд должен быть звук «С». Что можно приготовить? Не путайте твёрдые и мягкие согласные звуки! И если ребёнок скажет «селёдка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твёрдого и мягкого звука. По тому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.
Ребёнок: Салат, сырники, морс, суп.
Успехов Вам и Вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"
Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"...
Консультация для родителей. "Пальчиками играем-речь развиваем".
Консультация для родителей."Пальчиками играем-речь развиваем". Примеры пальчиковых игр....
Консультация для родителей"Пальчиками играем - речь развиваем"
Исследования ученых показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Поэтому для предупреждения нарушений речи и кор...
08.05.2019 Консультация для родителей «Пальчиками играем – речь развиваем»
Хочу остановиться на важности развития пальчиков, так как именно в раннем возрасте это важно, актуально и необходимо. Известны такие выражения: «Рука развивает мозг» или «Играем паль...
В игры на кухне играем, речь развиваем, здоровье укрепляем.
Оптимизация отношений партнерства и сотрудничества между учителем логопедом и родителями детей , имеющих нарушения речи - это цель данного проекта...
Мастер-класс для родителей второй младшей группы «На кухне играем, речь развиваем»
Цель данного мероприятия является формирование родительской компетентности в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста....
Буклет по теме На кухне играем, речь развиваем
Буклет по теме На кухне играем, речь развиваем...