Кризисы разных возрастов
консультация

Омарова Ферида Зейнудиновна

Кризисы развития детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsult._krizisy.doc21.28 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Кризисы в развитии ребенка»

Кризисы развития- сравнительно короткие (от нескольких месяцев до года или двух лет) периоды в жизни человека, в течение которых он очень сильно меняется, становится совсем другим, встает на новую жизненную ступень.

Кризисы случаются не только в детстве. Личность человека развивается в течение всей жизни. При этом периоды меняются от сравнительно длительных и стабильных на более короткие и критические. Критические периоды отделяют стабильные друг от друга и являются переходами между ними.

Резкость протекания кризисa не является однозначно отрицательным показателем хода развития. Наоборот, нередко ярко проявляющееся стремление ребенка утвердиться в новом возрастном качестве говорит о том, что в его познавательной и эмоциональной сферах сложились все возрастные новообразования, нужные для дальнейшего развития. И наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, являться свидетельством того, что в развитии не произошло соответствующих возрасту качественных изменений.

Нежелательными являются не сами проявления кризисов, а те проблемы, которые возникают в этой связи у родителей и педагогов, если они не в состоянии их разрешить.

Сложность заключается в том, что стабильные периоды у детей по сравнению со взрослыми очень коротки. У взрослых межкризисные периоды (их можно определить обиходными словами «молодость», «зрелость», «старость») измеряются десятками лет. За малую часть такого времени кризисное состояние, каким бы острым оно ни было, обычно успевает стабилизироваться. Проблемы, возникшие в кризисе, как правило разрешаются. Совсем не так у детей. В сравнительно короткое время (от рождения до поступления в школу) ребенок переживает четыре кризиса и три стабильных периода. Это: кризис новорожденности, младенчество, кризис одного года, раннее детство, кризис трех лет, дошкольное детство, кризис семи лет.

Стабильные периоды у детей длятся от нескольких месяцев (младенчество) до 3-4 лет (дошкольный возраст). И следствие такой быстрой смены периодов развития в детстве – это то, что возникшие в одном из кризисов сложности не успевают стабилизироваться к началу следующего.

В результате одни проблемы наслаиваются на другие, ломая как ход последующих кризисов, так и стабильные периоды.

Младенчество кончается кризисом одного года, который у одних детей наступает раньше, у других – позже. Это связано с унаследованными от родителей и, уже успевшими сложиться, индивидуальными особенностями и темпом развития, а также с условиями жизни.

Кризис одного года отделяет младенчество от раннего детства. Чем отличается ребенок раннего детства от малыша? Двумя существенными признаками: он самостоятельно передвигается и разговаривает.

Что главное на этой ступени?

  • Малыш стал требовательней и капризней.
  • Он действует только с теми предметами, которые видит и чувствует в настоящее время.
  • Его речь отвечает этой же особенности. В нее ребенок включает жесты - выразительные и указующие, междометия и, всю ситуацию общения в целом («автономная речь»).
  • Малыш учиться множеству конкретных действий с предметами (закрывает и открывает ящички и коробки, загружает их и разгружает …).
  • Малыш уже умеет пользоваться простейшими бытовыми предметами- ложкой, расческой, носовым платком.
  • Он освоил многие игрушки (катает машину, кормит и качает куклу, складывает кубики в простую башню).

Кризис трех лет имеет следующие симптомы (по Выготскому Л.С.):

  • Негативизм: ребенок отказывается делать то, что мы его просим, не потому что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом.
  • Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал.
  • Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, а не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3 лет.
  • Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. В этом случае проявляется тенденция к самостоятельности.

Следующие симптомы Л.С.Выготский относит к симптомам вторичного значения:

  • Протест-бунт проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер. Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями.
  • Обесценивание. В этом случае обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор не было принято произносить в доме. В его речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное, негативное.
  • Деспотизм чаще проявляется в семье с единственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания.

Кризис семи лет возникает на основе возникновения личного    

сознания.

Симптомы:

  • Потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка.
  • Манерничание: ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта).
  • Симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показать.

Возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь не безразлична для внешней, она на нее влияет.

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Здесь тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кризис дошкольного возраста.".

Кризис дошкольного возраста представлен в виде презентации.Кризис - это закономерный этап в жизни каждого человека, переход на качественно новый уровень развития. Кризис возникает там, где появляются ...

Консультация для родителей "Кризис семилетнего возраста"

В данной консультации указываются признаки проявления кризиса, приемы его разрешения и тактика для родителей....

Кризис трехлетнего возраста.Что делать родителям?

Третий год жизни малыша – один из самых трудных периодов во взаимоотношениях детей и родителей. В это время ребенок начинает «отделяться» от мамы с папой, проявлять первые признаки своеволия, ко...

«Использование игрового дидактического пособия «Паровозик из Ромашково» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста разных возрастов»

Цель: повышение компетентности младшего дошкольного возраста посредством авторского дидактического пособия « Паровозик из Ромашково»....

Педсовет "Формирование привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста". Выступление: "Представление о ЗОЖ у детей разных возрастов". (17.02.2022)

Детский сад — это то место, где ребёнок дошкольного возраста проводит бо́льшую часть своего времени. Именно поэтому в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) по...