Оздоровительные голосовые песенки - игры для дошколят
консультация
Для чего нужны современному человеку художественные способности? Быть может, это удел людей одаренных от природы - художников, поэтов, артистов, музыкантов? Психологи утверждают, что в современном стремительно меняющемся мире человек, не обладающий способностью творчески мыслить, просто обречен жить в ситуации душевного дискомфорта.
Музыкальные складушки через игру и художественную деятельность тренируют творческие способности ребенка, а значит, его активность, самостоятельность, оригинальность в создании продукта творчества, свободу и привлекательность в общении. Способности к творческому мышлению формируются в процессе художественной деятельности и являются движущей силой развития личности.
Детские оздоровительные интонационно-фонетические голосовые игры для развития показателей певческого голосообразования (звуковысотного слуха и голоса), чувства ритма и спонтанного музицирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozdorovitelnye_golosovye_pesenki_s_kartinkami.doc | 729.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оздоровительные голосовые песенки-игры для детей
Все мы хотим видеть наших детей полноценными творческими людьми, счастливыми и успешными, рождающими уникальные идеи и оригинальные способы решения проблем. Как этого достичь?
С раннего детства у ребенка необходимо развивать такое необходимое качество личности, как креативность - способность к творческому конструктивному нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта.
Музыкальные складушки развивают ребенка целостно: тренируют память и интуицию; развивают логическое и образное мышление; учат создавать творческий продукт - образ в игре; использование симметричных движений обеспечивает гармоничное развитие полушарий мозга, что гарантирует развитие координации движений в пространстве, а в будущем - хороший почерк и беглость в чтении. Однако главная цель складушек - развитие художественных способностей.
Для чего нужны современному человеку художественные способности? Быть может, это удел людей одаренных от природы - художников, поэтов, артистов, музыкантов? Психологи утверждают, что в современном стремительно меняющемся мире человек, не обладающий способностью творчески мыслить, просто обречен жить в ситуации душевного дискомфорта.
Музыкальные складушки через игру и художественную деятельность тренируют творческие способности ребенка, а значит, его активность, самостоятельность, оригинальность в создании продукта творчества, свободу и привлекательность в общении. Способности к творческому мышлению формируются в процессе художественной деятельности и являются движущей силой развития личности.
Детские оздоровительные интонационно-фонетические голосовые игры для развития показателей певческого голосообразования (звуковысотного слуха и голоса), чувства ритма и спонтанного музицирования
Все предложенные стихотворения-игры являются интонационно-фонетическими упражнениями, в основе которых лежит фонопедический метод В.В. Емельянова, применение которого обеспечивает развитие психоневрологической сферы ребенка, а также выполняет общеоздоровительную и профилактическую функции.
В песенках-играх используются особые звуки, которые называются сигналами доречевой коммуникации. Они даны человеку изначально от природы и от рождения, основаны на принципе саморегуляции организма и поэтому физиологически целесообразны. Эти "мудрые" и веселые игры в звуки развивают и восстанавливают голос и дыхание, формируют опыт общения со звуками разного диапазона, развивают механизмы голосообразования, фонематический слух, устраняют отсутствие координации между слухом и голосом.
Детские голосовые игры готовят голосовой аппарат ребенка к грамотному интонационно-выразительному произношению в обыденной жизни и являются базовыми тренинговыми операциями художественного типа, обеспечивающими основу для развития показателей певческого голосообразования и сценической речи, творческого воображения и свободы самовыражения.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СКЛАДУШКИ ПРО ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ
Здесь вы будете давать детям первые представления о регистрах. Средний регистр прочитывается обычным мягким голосом, женским или мужским, но ближе к фальцету. Цыпленка нужно изобразить высоким тонким голосом, а тигренка и бычка - низким, грудным. Пусть дети попытаются изобразить звуками, как рычит тигр и мычит бычок.
Хочешь научиться пению?
Ты, дружок, имей терпенье -
Вместе с нами голоси:
"До, ре, ми, фа, соль, ля, си".
Станешь краше и сильнее,
Здоровее, веселее!
Все в мире звуки хороши,
Ты к ним прислушаться спеши!
В музыке лишь три регистра
Есть: высокий, средний, низкий.
Мой природный голосок,
Он не низок, не высок.
Я им песенки пою
Или просто говорю.
У цыпленка голос тонок,
Высоко поет цыпленок.
И тигренок не молчит -
Низким голосом рычит:
"Рррр".
А бычок мычит упрямо -
Просит молока у мамы,
Толстым голосом поет
Терпеливо маму ждет:
"Мууууу"!
Высоко щебечут птицы.
Светит солнце высоко.
Будем песни петь учиться
Быстро, весело, легко.
А игрушки нам помогут:
Будем с ними голосить -
Наши песенки учить.
"Песенка пони"
"Песенка пони" относится к разряду артикуляционной гимнастики для развития мышц лицевой мускулатуры и ротовой полости. Ваша задача - научить ребенка щелкать языком, при этом щелканье должно быть различным и равномерно меняться. Первый щелчок произносится языком и растянутыми в улыбку губами, верхние и нижние зубы при этом открыты. На второй щелчок - зубы спрятаны за собранными и вытянутыми в трубочку губами.
Если у вашего ребенка что-то не получается - не отчаивайтесь! Помните о том, что вы не обучаете, а играете с ним, а ваш ребенок - это самонастраивающийся организм: у него все получится, когда придет время.
Позвольте ему делать спонтанные движения под эту песенку. Этого достаточно для развития чувства ритма как самого важного компонента музыкального слуха.
Мой пони веселый бежит по дорожке -
Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок.
И резво бегут его быстрые ножки -
Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок.
Мы смело на пони поедем верхом -
Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок.
Игрушечный город объедем кругом -
Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок.
Ритмично и мерно копытца стучат -
Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок.
И песенкой ритма ребят веселят -
Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок.
И песенка та раздается кругом -
Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок.
А мы ей пощелкаем все язычком -
Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок.
"Песенка кота"
Звук "Рррр" является очень мощным языковым вибрантом, который включает в работу не только мышцы лицевой мускулатуры, ротовой полости и гортани, но и мышцы живота и диафрагму. Таким образом, через звук "Р" мы можем сделать вибрационный массаж всех внутренних органов. Очень важно пронаблюдать, где этот звук живет внутри нас, и стараться ощутить его в самом низу живота.
Как же научиться произносить этот трудный для детей звук? Начните с губного вибранта "БР". Обычно все дети легко вибрируют губами. А затем в губную вибрацию нужно подключить кончик языка, подтянуть его к губам. При этом голова чуть-чуть наклонена вперед, щеки и губы распущены. В это же время мышцы живота максимально напряжены и активны. Между прочим, если набрать побольше воздуха и как можно дольше и громче повибрировать губами или звуком "БР", то можно легко снять икоту!
Кот на солнышке лежит:
"Мррр".
Где же песенка звучит?
"Мррр".
Свою песенку урчит:
"Мррр".
Вот загадка - кот молчит!?
"Мррр".
Ты погладь меня, дружок:
"Мррр".
Где же спрятался звучок?
"Мррр".
Мой пушистый животок:
"Мррр".
Ты послушай, животок:
"Мррр".
"Песня крокодила"
Косыми крестиками "ххх" обозначен звук, который не имеет фиксированной высоты. Он представляет собой шумовой, низкий, шуршащий-скрипучий-рокочущий звук (в немецкой терминологии - "штро-бас").
Представьте себе обиженного крокодила: рот слегка приоткрыт, мышцы лица расслаблены, язык мягкий, плоский лежит на нижней губе, нижняя челюсть опущена. В момент звучания голосовые складки максимально расслаблены. Штро-бас очень полезен, потому что снимает голосовую усталость и его вибрации благотворно действуют на всю гортань в целом. После игры в крокодила вы заметите, что ваш голос стал намного чище и легче. Обратите внимание на мелодику стиха, где нужно голосом выразить интонации обиды, досады и уныния. Сыграйте роль несчастного крокодила - включите мимику и спонтанные движения.
А в реке, где много ила, "ххх",
Слышно песню крокодила "ххх".
Вот проблема! Вот напасти! "ххх" -
Все боятся страшной пасти! "ххх"
Нет у бедного друзей, "ххх".
Ищет их он много дней, "ххх".
Крокодил лишь слезы льет, "ххх",
Хриплым голосом поет "ххх"!
"Колыбельная"
В "Колыбельную" играем тоненьким ласковым голосом. Желательно переходить на гласную "А" из среднего в высокий регистр, исполнять ее более протяжно, убаюкивающе.
Кукла Катя спать пошла.
Я спою ей: "А-а-ааааа".
Кукла Катя, засыпай:
"Баю-ба-ай, баю-бай".
"Ночная песенка филина"
А теперь будем играть в филина, который поет свою песню в темном лесу и пугает его жителей.
Песенка исполняется как можно более низким и таинственным звуком. Все гласные произносятся очень большим ртом. У филина интонации пугающие, а у зверей трусливые. Главное, чтобы на звуки "У" голос у филина звучал в низком регистре, а на "ууух" плавно поднимался снизу вверх, напоминая вой. У зверей же интонация изменяется на испуганную, хотя в звуковысотном отношении она остается прежней. Очень важно при этом энергично произносить звук "Х", так как именно на нем включается в работу диафрагма. Подумайте, с какой интонацией можно было бы исполнить последнюю строчку? Ведь филин не умеет петь иначе. У него просто такая песенка.
Важную роль в этой игре занимают движения. Руки - это крылья филина. Он взмахивает ими от самого плеча, "пугает" зверей! Следите, если у ребенка руки-"крылья" вверху, то и звук должен быть высоким, если внизу - низкий. Это способствует развитию координации движений и развитию звуковысотного слуха.
Ухал. Охал. Ахал филин:
"У-ууух! У-ууух!"
Эхо слышалось в лесу:
"У-ууух! У-ууух!"
Звери в страхе разбежались.
"У-ууух! У-ууух!"
Песни Фили испугались.
"У-ууух! У-ууух!"
"Матрешка"
Игра в "Матрешку" имеет те же задачи, что и "Песенка филина". Движения - "пружинка" (легкие приседания), хлопки и прыжки. На звуки "Ух" машем платочком вверх и голос взлетает высоко, на звуки "ах" голос вместе с платочком опускается вниз.
Ты, матрешка, попляши.
"Ух-ах, ух-ах".
Нам платочком помаши.
"Ух-ах, ух-ах".
Мы похлопаем в ладошки.
"Ух-ах, ух-ах".
И попрыгаем немножко.
"Ух-ах, ух-ах".
"Песенка слоника"
Игра в слоника построена на сонорном звуке "Н". Однако здесь целесообразнее использовать заднеязычный носовой сонант "н - носовое" (гнусавое), как во французском языке. Этот звук производит мощную вибрацию в полости носа и гайморовых пазухах. Представим, что вместо носа у нас длинный хобот и мы на звук "Н" машем им вправо и влево. Положите пальчики на нос, и вы услышите, как вас лечит "гнусавый голосок".
Слоник песенки любил:
"Ннн - ннн, ннн-ннн".
Слоник хоботом трубил:
"Ннн - ннн, ннн-ннн".
Песня в хоботе нашлась:
"Ннн - ннн, ннн-ннн", -
Нам по голосу пришлась:
"Ннн - ннн, ннн-ннн".
Мой гнусавый голосок,
"Ннн - ннн, ннн-ннн",
Мне почистит хоботок,
"Ннн - ннн, ннн-ннн".
"Песенка про смех"
"Песенка про смех" является пульсирующим упражнением, при выполнении которого активно включается в работу мускулатура нижней части туловища, что способствует активизации работы диафрагмы. С одной стороны, происходит активный массаж внутренних органов, с другой - снимается нагрузка с сердечной мышцы.
Начало песенки произносится в среднем регистре, мишки гогочут в низком, а мартышки "верещат" очень высоко. Звук "Г" нужно произносить с придыханием, как украинское мягкое "Г". Пусть ваш ребенок "проверяет" смешинку и держится за живот, и делает это как можно более весело! Следите за артикуляцией, не забывайте, как рот открывает бегемот.
Все игрушки любят смех.
"Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха".
Это хаханьки для всех.
"Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха".
Им смешинка в рот попала
"Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха"
И в животике застряла.
"Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха".
Мишки весело хохочут
"Го-го-го-го-го-го-го",
Толстым голосом грохочут
"Го-го-го-го-го-го-го".
А мартышки верещат
"Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха",
Тонким голосом пищат
"Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха".
СТРАНИЧКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки,
Сестренки и братишки, девчонки и мальчишки,
Воспитатели и тети и все те, с кем вы живете!
Вы складушки изучайте, малышам их напевайте.
Вместе с ними, как хотите, голосите, голосите!
Это звуки непростые,
Очень древние, живые.
В нас живут они с рожденья
Для здоровья и для пенья!
Чувство ритма развивают,
Силой голос наливают.
Никакой теперь медведь
Не "наступит на ухо":
Будут дети чисто петь -
Все получат навыки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка авторские песенки - игры
Эти песенки в увлекательной форме помогают развивать навыки и умения правильного и выразительного пения. А так же способствуют развитию музыкально-ритмических движений....
Песенки-игры для эмоционального и интеллектуального развития
Ежедневные весёлые занятия с малышом способствуют эмоциональному, интеллектуальному и физическому развитию, ускоряют процесс накопления пассивного словаря и предопределяют раннее овладение речью...
Рекомендации для родителей. «Оздоровительные голосовые песенки-игры для детей. Музыкальные складушки про весёлые игрушки»
Представлены материалы для родителей в игровой увлекательной форме развивать голосовой аппарат ребёнка-дошкольника....
Оздоровительные голосовые песенки
Детские оздоровительные интонационно-фонетические голосовые игры для развития показателей певческого голосообразования (звуковысотного слуха и голоса), чувства ритма и спонтанного музицирования. Все п...
Оздоровительные голосовые песенки-игры для детей
Семинар-практикум для педагогов, раскрывающий главную идею, что "Пение - это путь к здоровью!"...