Консультация для родителей «ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ»
консультация (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_paltsy_pomogayut_govorit.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ»
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных
действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
Вот почему специалистам и родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики. Например, в 2,5 года неправильно требовать от ребенка быстрого застегивания кнопок и молний или подробного рисунка человека. Но в 4,5 года большинство детей уже справляются с завязыванием бантика, шнурованием ботинок и способны нарисовать человека из семи частей тела. В 2,5 года малыш строит дом из 5 кубиков, а через полгода уже может поставить 10 кубиков один на другой. Тогда же он начинает разрезать ножницами веревку, бумагу, но аккуратное вырезание становится доступно только через год.
Для занятий по формированию сложнокоординированных движений руки необходимы следующие условия:
- Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, которые будут получаться и доставлять удовольствие.
- Выполнение упражнений должно быть регулярным.
- Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
- Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До 3 лет это время около 5 минут, затем можно увеличить длительность упражнений, включать игры в другие развивающие занятия.
- Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения
заданий.
- Очень важно участие в занятии и ободряющее поведение взрослого.
- Ребенку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять ее рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.
- Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:
- развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребенка. В 4-4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики);
- восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребенок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т.п. при помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребенка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;
- формирование простейших навыков самообслуживания (от1 года до 4 лет). В этом возрасте ребенка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДТЕЛЕЙ
1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребенка.
2. В комплекс упражнений старайтесь включить задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учетом уровня физического развития малыша.
5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребенок начинает делать их самостоятельно.
6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксируйте нужное положение пальцев и т.п.
7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребенком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.
9. Поощряйте творческую активность ребенка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
«Рыбак»
Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусинки и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выложить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.
«Дорожка»
Сделайте на столе дорожку шириной 3-5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать ее манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.
«Волшебная ложечка»
Поставьте на подносе две чашки: слева – чашку с крупой, а справа – пустую. Двигая рукой ребенка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней.
Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.
«Сладкий час»
Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.
«Салют»
Ребенок берет небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.
«Сделай комочек»
Дайте ребенку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.
«Подзорная труба»
Ребенок берет лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в нее окружающие предметы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Пальцы помогают говорить» (к проекту)
консультация для родителей...
Консультация для родителей "Пальцы помогают говорить"
Речь и моторика взаимосвязаны.Какие игры можно предложить детям для развития мелкой моторики рук....
Консультация для родителей "Пальцы помогают говорить"
Консультация для родителей "Пальцы помогают говорить"...
Консультация для родителей "Пальцы помогают говорить"
Консультация для родителей "Пальцы помогают говорить"...
Консультация для родителей "Пальцы помогают говорить" (вторая младшая группа).
Консультация для родителей по развитию мелкой моторики во второй младшей группе....
Консультация для родителей "Пальцы помогают говорить"
Данная консультация поможет родителям развивать речь ребенка....
Консультация для родителей «Пальцы помогают говорить!»
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактил...