Советы родителям по подготовке ребёнка к школе
консультация (подготовительная группа)

Надежда Ростиславовна Гончарук

Хочется, чтобы родители обратили внимание на советы,  к поступлению ребёнка  в школу. О том, что не нужно  заставлять  тому, чего хотят родители. Сначала, обязательно выслушать ребёнка, выслушать его мнение, и тогда уже строить дальнейшие планы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательно учреждение «Детский сад комбинированного вида № 20»

Памятка для родителей

на тему:

«Что должен знать и уметь будущий первоклассник?»

Воспитатель: Гончарук Н.Р.

Курск – 2021 год


Цель: информирование родителей в вопросах подготовки ребенка к школе.
Задачи:
• помочь родителям в правильной организации работы по подготовке ребенка к обучению в школе;
• повышать педагогическую культуру родителей;
• вызвать заинтересованность родителей к вопросу подготовки ребенка к школе.

Поступление в школу – это очень волнительный процесс как для самого ребенка, так и для его родителей. Важно понимать, что это первый шаг во взрослую жизнь, потому что ребенок оказывается в новом для себя социуме, поэтому он должен понимать и принимать правила этого общества, чтобы дальнейшее обучение происходило без дополнительных проблем. Давайте разберемся – что же такое готовность к школе и каковы её виды и критерии?

Раньше готовность ребенка к школе оценивалась по определенному объему его знаний. Сейчас же педагоги и психологи расценивают знания не как цель, а как средство развития ребенка. Ребенок должен уметь пользоваться этим знанием, самостоятельно его добывать и анализировать.

Говоря о видах готовности к школе, можно выделить следующие:

  • психологическую готовность,
  • интеллектуальную готовность,
  • социальную готовность,
  • физическую готовность.

В связи с этим каждому родителю хочется знать, как подготовить ребенка к поступлению в первый класс. Как понять, готов ли он морально к этому? Как ему помочь, если в школе он столкнется (а это наверняка произойдет) с первыми в его жизни школьными трудностями? Это очень важные вопросы, поэтому рассмотрим максимально подробно, как можно подготовить своего ребенка, чтобы его пребывание в школе было для него комфортным.

Что нужно уметь к первому классу

Существует определенный перечень простых навыков, которыми ребенок уже должен владеть перед поступлением в школу. Вот их перечень:

  • Умение самостоятельно обслуживать себя. Ребенок должен уметь раздеваться, одеваться, держать свои личные вещи в порядке. Очень важна личная гигиена, т.е. ребенок должен быть приучен к утренней и вечерней чистке зубов, в течение дня он должен следить за своей опрятностью, т.е. поправлять одежду и волосы при необходимости.
  • Ребенок должен свободно рассказывать о себе, чем он увлекается, а также рассказывать о членах своей семьи.
  • Умение дружелюбно вести себя с другими детьми, при этом он должен понимать, что правила поведения со сверстниками и со взрослыми отличаются. Он должен знать, как именно обращаться к учителям, как здороваться и прощаться. Обязательно знание элементарных правил этикета, т.е. ребенок должен говорить «спасибо» и «пожалуйста».
  • Он должен быть знаком с русскими народными сказками, знать имена великих русских поэтов и писателей.

  • Умение пересказывать услышанный или прочитанный текст, составлять рассказ по картинке.
  • Достаточная усидчивость, чтобы ребенок мог высидеть 30-40 минут, при этом внимательно слушая учителя.
  • Знание цветов и оттенков.
  • Умение различать одушевленные и неодушевленные предметы.
  • Умение находить лишнее (масло, сыр, колбаса, пластилин – что лишнее?).
  • Ребенок должен соотносить предметы по определенным обобщающим категориям. К примеру, чашка, кружка, вилка – это посуда и т.д.
  • Знать части человеческого тела и уметь их нарисовать.
  • Ребенок должен вести себя со сверстниками на равных, отстаивая свою точку зрения. При этом он не должен вести себя агрессивно по отношению к ним.
  • Он должен адекватно реагировать на то, что с ним кто-то не согласен.
  • Быть достаточно физически подготовленным для обучения в школе.

Подразумевается, что ребенок уже освоил все навыки и умения перед поступлением в первый класс. Безусловно, большую роль в этом в процессе играют детские сады и родители, которые должны заложить определенную базу, в рамках которой будет происходить дальнейшее обучение.

Необходимые знания и навыки будущего первоклассника

Знания по математике:

  • счёт от нуля до десяти в прямом и обратном порядке;
  • сложение и вычитание в пределах десяти;
  • основные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб;
  • умение сравнивать предметы по величине;
  • копирование образца, например, продолжать узор;
  • понимание количества: «один — много»;
  • базовые пространственные представления: вверх, вниз, вправо, влево, между, за, перед;
  • иметь базовые пространственные представления (вправо/влево, вверх/вниз);
  •  в домашней обстановке можно попросить ребёнка положить правую руку на левое ухо, а левую руку – на правое колено и т.д. Гуляя вместе по городу, можно предложить ребенку описать то, что находится справа от него, слева от мамы, позади магазина и т.д.;
  • уметь копировать с образца (действовать по образцу);
  • можно нарисовать в клетчатой тетради узор и попросить ребёнка его продолжить;
  • уметь классифицировать, обобщать, исключать лишнее;
  • можно предложить ребёнку назвать одним словом: «яблоко, груша, апельсин, слива»; попросить малыша исключить лишнее: «платье, пальто, сапоги, брюки». В обоих случаях следует попросить объяснить свой ответ.

Знания по азбуке и письму:

  • знать и уметь писать печатные все буквы русского алфавита;
  • читать простой текст, отвечать на вопросы по содержанию;
  • отличать буквы от звуков,  хотя бы понимать разницу между гласными и согласными, твёрдые от мягких;
  • определение количество звуков, букв в слове;
  • найти нужную букву в начале, середине и конце слова;
  • подбирал слова на заданную букву;
  • определять ударную гласную, ударный слог;
  • делить слово на слоги, определять количество слогов;
  • образование прилагательных от существительных (например, стекло — стеклянный).

Знания по окружающему миру: 

  • иметь представления о природных и погодных явлениях;
  • дни недели, части суток (различать утро, обед и вечер) а также знать названия месяцев, дней недели, времен года,  часов в дне;
  • знать названия самых распространённых растений (отличать деревья от кустарников), отличать  фрукты от овощей и ягод, животных (отличать домашних от диких животных), называть детёнышей, насекомых (классифицировать по группам: ползающие, прыгающие, летающие);
  • уметь различать зверей, птиц и рыб.

Знания о себе и семье:

  • фамилии, имена, отчества своё и родителей, кем работают, домашний адрес и телефон (одного из родителей);
  • страна, город, улица, дом и квартира проживания; 
  • свои возраст и дата рождения.

Следует отметить, что, несмотря на доминирующее положение компьютера в современном мире, огромное значение для интеллектуального развития ребёнка имеет чтение. Общение малыша с настоящей, а не электронной книгой играет значимую роль в формировании его внутреннего мира.
Практические советы родителям.
- Следует постепенно приучать будущего первоклассника к самостоятельности: просить помочь накрыть на стол, убрать в комнате, застелить постель и т.д. В данный период очень важно соблюдать режим дня, чтобы Ваш малыш привыкал ложиться спать и вставать в определённое время (это значительно снизит вероятность возникновения трудностей в адаптации).
- Также очень важно, чтобы ребёнок имел базовые знания о правилах дорожного движения.
- Готовя ребенка к школе, старайтесь прибегнуть к помощи профессионалов. Помните, что познавательная сфера вашего ребенка нуждается в профессиональном развитии.
- Главное в подготовке ребенка к школе — создать мотивацию и радостное ожидание. Помните, что с приходом в школу ребенок меняет социальную площадку.
- Если вы дома хотите заниматься с ребенком, используйте методическую литературу. Помните, что педагогика — это наука.
- Озаботьтесь заранее формированием навыков самостоятельности у своего ребенка. Помните, что в школе без них вашему малышу будет очень трудно.
- Не старайтесь сдерживать эмоции своего ребенка при их проявлении. Помните, что у
младшего школьника эмоциональная сфера развита более чем волевая и интеллектуальная.
- Если ребенку нравится заниматься художественным творчеством, поддержите его. Помните, что эстетическое развитие вашего ребенка во многом определит развитие его личности в целом.
- Постоянно читайте с ребенком и мотивируйте его на самостоятельное чтение. Помните, что владение техникой чтения позволит вашему ребенку овладеть и другими учебными навыками.
- Занимайтесь с ребенком подготовкой к школе в игре. Помните, что для дошкольника игра — ведущий вид деятельности.
- Не пускайте на самотек просмотр вашим ребенком телевизионных программ. Дозируйте такие просмотры, как по времени, так и по содержанию. Старайтесь обсуждать с ним увиденное. Помните, что телевизор способен внедряться в сознание вашего ребенка и изменять его.
- Если ваш ребенок не уверен в себе, значит, где-то в детстве вы упустили момент. Постарайтесь переломить ситуацию.

Советы родителям

В то время, когда детей не учили писать и читать до школы, они воспринимали школу и поступление в 1 класс как нечто особенное и волнительное для них событие. Дети буквальным образом ощущали смену своего статуса – с дошкольника на школьника. Это был настоящий прогресс в развитии их личности, потому что именно в школе они начинали обучаться чтению, письму и другим школьным навыкам.

Еще каких-то 40-50 лет трудно было представить ребенка, который не хотел идти в школу. Сейчас же таких детей становится все больше. В чем же может быть причина? Дело не в пресловутой разнице поколений, которой так привыкли апеллировать многие люди, не знакомые со всей спецификой. Дело в том, что граница между детским садом и школой, дошкольным и школьным возрастом, постепенно размылась. Получается, что писать и читать их уже научили в детском саду, поэтому дети задаются резонным вопросом – а чем же мы будем заниматься в школе? Они понимают, что в первом классе они будут заниматься примерно тем же, чем они занимались в детском саду. Соответственно, у современных детей элементарно пропадает мотивация к учебе еще до поступления в школу.

В таком случае родителям помогут рекомендации, как правильно подготовить ребенка к школе и сохранить в нем мотивацию к учебной деятельности. В первую очередь, нужно создать четкий переход между поступлением в первый класс и тем, что было до этого. Не нужно излишне перегружать ребенка чередой домашних заданий по изучению математике, чтению и другим навыкам – в школе его всему научат если, повторимся, в нем сохранится мотивация к обучению. Важно сконцентрировать его внимание не только на обязанностях, которые он должен будет выполнять, но и на каких-то приятных вещах, которые ждут его в школе.

Не нужно «бежать впереди паровоза» и постигать с ребенком программу первого класса заранее. Поверьте, это не даст ему особо никаких преимуществ перед одноклассниками, потому что на длинной дистанции школьного обучения дети примерно выровняются по уровню знаний к 3-5 классу. Напротив, важно сохранять в ребенке чувство новизны, чтобы он воспринимал тетрадки, пенал и свой первый школьный портфель как приятные для него аксессуары, которых у него до этого не было.

СОВЕТЫ:

  • Если у ребёнка есть особенности. Которые могут повлиять на результаты проведения диагностики. Расскажите учителю о них, но так, чтобы ребёнок не слышал (например, ребёнок заикается, в семье нет отца и т.п.).
  • Перед собеседованием объясните ребёнку,  что его ждёт, но ни в коем случае не пугайте, очень важно создать положительный настрой, рассказать,  что ребёнок придёт в школу, в которой скоро будет учиться. Его будущая учительница ждёт встречи с ним и хочет поближе  узнать его, поэтому она побеседует с ним и попросит выполнить задания.
  • Накануне проведения собеседования о школе постарайтесь не перегружать ребёнка, дайте ему возможность отдохнуть, хорошо поспать, не экзаменуйте его и не старайтесь всё повторить.
  • Если ребёнок чем-то расстроен, успокойте. Обнимите его за руку, и скажите, что будете  рядом. Ребёнок должен быть в хорошем  настроении, не голодным в удобной для него одежде.
  • Позвольте ребёнку, если ему захочется, взять с собой любимую игрушку.  Так ему будет спокойнее, он будет уверенней себя чувствовать.
  • Во время проведения диагностической работы не отвечайте за ребёнка, не требуйте от  него  ответа,  не подсказывайте. Лучше  всего оставить его один на один с учителем, после того как ребёнок привыкнет к обстановке. Скажите ему, что будете ждать его в коридоре.
  • После проведения диагностики старайтесь не расспрашивать ребёнка, ведь для него это важное событие и он может устать. Он может сам, поделиться своими впечатлениями с Вами, когда сам захочет.
  • Постарайтесь похвалить ребёнка,  чтобы поддержать его положительный настрой в отношении будущей школы и учительницы.

Есть несколько дополнительных рекомендаций, как лучше подготовить ребенка к школе:

  • Будьте заинтересованы в своем ребенке, помогайте ему достигать положительного результата.
  • Не забывайте его хвалить, даже если его фактически успехи не так видны. Ребенок должен понимать, что вы оцениваете его деятельность.
  • Стремитесь к тому, чтобы ребенок выполнял все задания самостоятельно. Но если у него что-то не получается, то не нужно критиковать его. Не забывайте о таких фразах, как «Я знаю, что у тебя все получится», «Я верю в твои способности» и т.д. Так вы повышаете его уверенность в своих силах.
  • Всегда давайте ему высказаться и не перебивайте. Не подавляйте его познавательную активность и инициативу.
  • Всегда отвечайте на все его вопросы, потому что детская любознательность помогает ребенку получить максимально большой объем информации об окружающем мире, которая пригодится ему в дальнейшем обучении.
  • Все ваши требования и запреты должны быть обоснованы. Недостаточно просто сказать: «Нельзя» или «Так надо» - важно донести до ребенка точную причину вашего отказа или требования.
  • Никогда не сравнивайте его и его успехи с другими детьми или вашими родственниками. Помните, что ребенок только учится учиться, поэтому он не может сразу демонстрировать феноменальные успехи.

Самый главный совет, который может дать любой психолог – принимайте своего ребенка таким, какой он есть, т.е. со всеми его достоинствами и недостатками. Это вечная проблема завышенных ожиданий родителей, которые часто в лице своих детей хотят воплотить то, чего они сами не смогли достичь в своей жизни.

Помните, что ваш ребенок – это не поле для реализации ваших собственных амбиций. Это полноценная личность, которой могут нравится совершенно не те занятия, которые нравились вам в детстве. Цените индивидуальность ребенка и то время, которое вы проводите вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям по подготовке детей к школе.

Подготовка к школе - процесс многоплановый.Следует отметить , что начинать заниматься с детьми следует  с  младшего дошкольного возраста, и не тодько на специальных занятиях, но и в самостоя...

Консультация "Советы родителям в подготовке детей к школе "

Советы родителям в подготовке детей к школе....

Методические рекомендации для родителей "О подготовке ребёнка к школе"

Особенности подготовки к письму леворукого ребёнка. Упражнения для выработки красивого почерка. Рекомендации по обучению грамоте и чтению. Упражнения для развития мелкой моторики....

Практические советы родителям для подготовки ребенка к школе.

Советы родителям, как подготовить ребенка к школе....

Советы родителям по подготовке ребёнка к обучению грамоте

Овладение грамотой доступно 6-7 летнему ребёнку благодаря достаточному уровню его общего и речевого развития....

Советы родителям по подготовке детей к школе..

Рекомендации родителям как готовить ребенка к школе. Рассказ о моторике, как развить мелкую моторику руки, о чтении и развитие речи, о памяти , о письме, о математике, об окружающем мире и физической ...