Консультация «РАЗВИВАЕМ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ»
консультация
Консультация для размещения в музыкальный уголок группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubitelyami_i_znatokami.docx | 57.26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК
ДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»
Консультация
«РАЗВИВАЕМ
МУЗЫКАЛЬНОЕ
ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ»
Автор составитель:
музыкальный руководитель
Золотухина Татьяна Николаевна
Саяногорск, 2020 г.
«Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, вы увидите жизнь в новых тонах и красках»
Дмитрий Шостакович
Теория развития творческих способностей дошкольников и влияние музыки на этот процесс исследовалась многими учеными.
Педагоги и психологи сходятся во мнении, что: музыкально - творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным в разных сферах: сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, художественной, музыкальной сфере, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.
Воспитание творческих задатков у современного дошкольника – это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний ребенок сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества.
Ведущими задачами по развитию детского музыкального творчества, являются:
- развитие музыкальных и творческих способностей детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;
- формирование начал музыкальной культуры, способствующей формированию общей духовной культуры;
- развитие музыкально-художественной деятельности детей;
- приобщение их к музыкальному искусству;
- развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение потребности в самовыражении.
Музыкально-творческие способности ребенка проявляются в разных видах музыкальной деятельности:
• Слушание или восприятие музыки.
• Пение.
• Музыкально-ритмические движения.
• Игра на детских музыкальных инструментах.
Слушание или восприятие музыки
Слушание музыки – активный творческий процесс, так как воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа, чувствовать настроение, осмысливать.
Для детей младшего возраста нужно выбирать доступный музыкальный материал («Курочки и петушок» Тиличеевой, «Слон» К. Сен-Санс, Григ «Птичка», и другие). При повторном прослушивании музыки, можно предложить детям полетать «как птички», походить «как слоны» и т. д. Необходимо побуждать детей самостоятельно воспроизводить заданный образ.
У детей старшего возраста спектр возможностей увеличивается.
Прием «оркестровка». Дети прослушивают музыкальное произведение, выбирают инструменты, соответствующие, по их мнению, характеру звучания музыки. При повторном слушании дети импровизируют на выбранных инструментах в характере музыки.
Прием «цвет - настроение». После прослушивания произведения, детям предлагается выбрать карточку, подходящую по цвету к настроению музыкального произведения. Можно предложить детям нарисовать то, что они услышали в музыке. Произведения для восприятии выбираются более сложные (С. Прокофьев «Дождь и радуга», П. И. Чайковский «Баба Яга» и др.)
Пение
Пение - любимый вид музыкальной деятельности дошкольников.
Для детей младшего дошкольного возраста можно предлагать задания, направленные на «звукоподражания» в разном темпе, ритме и настроении.
Создавать игровые ситуации, в ходе которых педагог предлагает ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слова «баю-бай», или показать, как кукла танцует, находя соответствующие подпевания.
Для проявления песенного творчества важным является накопление слухового опыта и развитие музыкально - слуховых представлений. Разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:
- Импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов. Произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело и пр., и с различной силой звука).
- Импровизация музыкальных вопросов и ответов. Педагог пропевает «вопрос», а ребенок импровизирует «музыкальный ответ». Тексты вопросов и ответов могут предлагаться.
- Сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.
Сюда же можно отнести и разнообразные музыкально-дидактические игры. Например, дидактическая игра «Времена года в цвете и звуке». Четыре времени года - это прямоугольники разного цвета. Ребенку предлагают исполнить песню, соответствующую времени года, которую он выберет. При этом можно себе аккомпанировать на музыкальном инструменте.
Музыкально-ритмические движения
Данный вид музыкальной деятельности занимает важное место в развитии музыкального творчества детей. Это объясняется «двигательной природой» детского воображения и доступностью движения под музыку для детей даже самого раннего возраста. Кроме того, именно в музыкальном движении у детей возникают наиболее яркие эмоциональные реакции: радость, удовольствие, что являются важнейшим условием формирования творчества вообще и музыкального творчества в особенности.
Музыкально-ритмические движения это:
- Музыкально-ритмические упражнения
- Танцы, пляски, хороводы
- Игры
- Танцевальные импровизации, этюды - фантазии
Музыкально-ритмические упражнения – это процесс осваивания детьми танцевальных движений. Рассмотрим простейшее движение – хлопки. Педагог прохлопывает ритм, дети повторяют. Затем выбранный ребенок придумывает свой ритм, прохлопывает, дети стараются повторить. Для большей понятности можно использовать карточки с одинаковым рисунком, но разные по размеру, разложенные в определенной последовательности. Большая картинка – долгий хлопок, маленькая – короткий. Дети похлопывают, педагог предлагает одному из детей выложить свою ритмическую последовательность.
Следующий вид музыкально - ритмических движений – танцы, пляски, хороводы. Детям младшего возраста можно предложить поплясать как медведи, зайчики, лисички, птички, снежинки и т. д. Для ребят постарше задание усложняется, например, передать движениями настроение музыки в танце (радость, печаль, восторг, злость и прочее).
Детская танцевальная фантазия это – двигательная импровизация под любую музыку. Свободные движения под музыку содействуют мышечному расслаблению, эмоциональному раскрепощению, доставляют детям истинное удовольствие. Чтобы подвести детей к данному виду деятельности, необходима постепенная, поэтапная работа, которая включает в себя:
- этюды;
- двигательную импровизацию с предметами;
- двигательную импровизацию с речевым сопровождением
- свободную импровизацию.
Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки). К сюжетным относятся такие игры как «Солнышко и дождик», «Птички и кошка» и т. д. Дети младшего возраста стараются передать в движении односложные образы – птички, мышки, зайчики и т. д. Ребятам постарше предлагается передать в движении взаимосвязь нескольких персонажей.
Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения (погремушка).
Например, для ребят младшего возраста можно рассказать и озвучить «Сказку про лягушонка Квак»:
Лягушонок Квак пошёл гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяет по пластинке металлофона 1 раз).
Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло ещё несколько капель (ударяет несколько раз).
В начале капельки капали редко (редкие удары), а затем дождик разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары).
Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко”.
После такого прочтения сказки ребенку предлагается исполнить свою мелодию дождя.
Можно предложить ребятам исполнить на металлофоне песенку петушка («Ку-ка-ре-ку»), прохлопать в бубен ритм своего имени.
Таким образом, дети могут, опираясь на приобретенный опыт, по-своему выражая музыкальные впечатления, развить музыкальное творчество
Игра на детских музыкальных инструментах
Музыкальной творческой деятельности необходимо использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям младшего возраста. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие.
Но не все дети одинаково талантливы. Нужно найти индивидуальный подход к каждому ребенку, и выявить его способности в разных видах деятельности и помочь реализовать их.
Результат развития музыкально-творческих способностей дошкольников можно увидеть на различных праздниках, а также в повседневной жизни ребёнка (на занятиях, в играх, на прогулках, в семейной обстановке дома). Ведь творчество располагает детей к свободе и открытиям, приключениям и оригинальному выражению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....
- Мне нравится (2)