Информация для родителей
консультация
Практический материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
1 «УЛЫБКА – ТРУБОЧКА»
Губы поочередно растягиваются в широкую улыбку и круглые вытягиваются вперёд трубочкой
2. «ЛОПАТОЧКА»
Рот открыт ,широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Считать до 10,повторить упражнение 3-4раза.
3. «ЧАШЕЧКА»
Рот широко открыт.Передний и боковые края широкого языка подняты , но не касаются зубов.
4. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу, затем нижнюю.
5. «ФОКУС»
Рот приоткрыть , язык «чашечкой»выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.
6. «ЧАСИКИ»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.
7. «КАЧЕЛИ»
Рот открыт. Поднимать язык к верхней губе, затем к нижней.
8. «ЛОШАДКА»
Присосать язык к небу, щелкнуть языком .Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
9. «БАРАБАНЩИКИ»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние зубы., многократно и отчетливо произнося «Д-Д-Д»
10. «ИНДЮК»
Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: бл-бл-бл(как индюк болбочет)
Выполнять гимнастику каждый день, в выходные 2-3 раза
Предварительный просмотр:
ВАЖНО ЗНАТЬ!
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Чтобы ребенок правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять своими органами речи (нижняя челюсть, мягкое нёбо, губы, щеки и язык). Поэтому, начиная с 2 летнего возраста, полезно проводить артикуляционную гимнастику.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Правила проведения артикуляционной гимнастики.
1 Артикуляционная гимнастика проводиться ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:
- Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.
- Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
- Артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
- Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз.
Если речь ребенка после 3 -4 лет невнятная, он заменяет или путает звуки в слогах, можно говорит о неразвитости фонематического слуха. И педагогам, и родителям нужно срочно заняться развитием речи малыша, чтобы ликвидировать нарушения. Может быть, речь идет о физической патологии: снижении слуха у ребенка. В этом случае требуется помощь врачей. А может быть, ребенку требуется иная помощь: регулярные Упражнения для развития фонематического слуха.
- «Выдели слово»
Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять но коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.
- «Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например: пол, пух, помидор), и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах, или с какого звука начинаются все эти слова?
- «Звуковые песенки»
Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ — дети кричат в лесу, ИА — так кричит ослик, УА — так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! (И т. п.) Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем — второй.
- «Назови лишнее слово»
Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных.
Гора, гора, нора, гора. Голос, колос, голос, голос. Коса, коса, коза, коса. Утенок, утенок, котенок, утенок.
- «Какой звук начинает слово?»
Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, осы, утка, эхо, иней, лучше — с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч, малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет мяч вам.
- «Что за звук спрятался в середине слова?»
Игра, похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т.д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но буква пишется совсем другая. Малышу разница в понятиях «звук» и «буква» еще неизвестна.
- « Что за звук в конце слова?»
Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т.д. Ударение опять падает на искомый звук.
Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т.д.
- «Договори словечко»
Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:
Портфель я выронил из рук — такой большой на ветке... (жук).
Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась... (шишка).
Как-то вечером две мышки унесли у Пети... (книжки).
Не полезет Влад на ель: у него в руках... (портфель).
То назад, то вперед может плыть... (пароход).
- «Цепочка»
От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом — мак — кот — топор — рука.
Игры для развития фонематического слуха рекомендуется для детей после трех лет. Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда помимо развития фонематического слуха вы поможете малышу и в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.
Для того чтобы развить фонематический слух у ребенка, придется потрудиться. Чем раньше вы начнете заниматься, тем больше шансов, что в школе у ребенка не будет проблем.
Предварительный просмотр:
Если малыш заикается.
Памятка для закрепления речевого дыхания
1. Прежде чем заговорить, сделайте вдох.
2. Говорить можно только на выдохе.
3. Вдох всегда короткий, а выдох – плавный и длительный. Выдох необходимо «экономить».
4. Дышать нужно «животом», грудная клетка при этом неподвижна, плечи неподвижны и не поднимаются.
5. На одном выдохе нужно произносить не более трех-четырех слов.
6. Слова в предложении нельзя разрывать на слоги, произносить их следует слитно. Делать вдох следует в смысловых паузах.
7. Во время произнесения речи необходимо следить за тем, чтобы в мышцах голосового аппарата, шеи, лица не было напряжения.
При коррекции заикания необходимо запастись терпением. Улучшение речи происходит медленно и имеет скачкообразный характер. Иногда для коррекции заикания требует больше усилий и времени, нежели ожидал пациент, что ведет к отчаянию, он бросает тренировки и еще больше замыкается в себе. Однако опыт показывает, что правильные и регулярные занятия помогают справиться с заиканием, каким бы сильным оно ни было.
Предварительный просмотр:
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ЗАГОВОРИТЬ?
1. Начнем с вас: даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами!
2.Встреча взглядов. Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается. Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
3.Говорите четко. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
4.То же, но по-разному. Повторяйте по многу раз одно и то же слово, да и фразу: но в этом случае – меняя порядок слов. Это позволяет ребенку легче услышать и понять: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь новое слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды. Двадцать советов логопеда
5.Но: не переусердствуйте. Не употребляйте слишком длинных фраз. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
6.Очень важно: хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает новую информацию в десять раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.
7.Все чувства – в союзе с речью. Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть – изучать различными способами. Если вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз – коротко, четко, выразительно.
8.В основе речи – стремление к общению. Как бы несовершенно ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще еще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный (несловесный) диалог, «приветствуя и одобряя» любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализацию). Поддерживайте его стремление общаться! Двадцать советов логопеда
9.Стремление к разнообразию. Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов с другими согласными: дя-дя-дя, ма-ма-ма, ба-ба-ба, бя-бя-бя; с другими гласными: ба-бо-бу-би-бе. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел повторять их.
10.Уважайте его попытки говорить. В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или вместе с вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания – поэтому ему необходимо слышать себя.
11. Учите в игре Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички «ау-ау»). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобиться звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.
12.Не предупреждайте его желания. Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В этом случае у малыша нет необходимости произносить что-либо – достаточно только посмотреть, протянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя жест – это тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне.
13.Расширяйте словарь малыша. Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его – это пассивный словарь; говорит – это активный. Активный может быть еще совсем мал. Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках в книжках и, конечно, имена родственников и всех близких людей. Научите ребенка показывать, «где ручки, где ножки» (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол?», «Где киса?» и т.д.
14.Развивайте фонематический слух. Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса – крыша, нос – нож, уточка – удочка и т.д.).
15.Не пренебрегайте звукоподражанием. Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа «бух», «ням-ням», «дай», «ав-ав» и другие короткие слова, состоящие из одного или двух одинаковых слогов. Эти слова
основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны вашему ребенку.
16.Читайте, читайте, читайте… Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; а предметы дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и воспроизвести его.
17.Пальцы помогают речи. Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев руки. Она, эта моторика, тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, «пальчиковый театр», игры с мелкими предметами – все это поможет речи; а в будущем – письму.
18.Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны. Если ваш малыш неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово – правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за вами, когда придет время. Он учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с вашим. Но не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении – это может вызвать обратную реакцию.
19.Только вы! Помните: только вы и ваша вера в его силы и способности могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для родителей по использованию речевых игр в игровой деятельности дошкольника дома.
«НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ».
Цель. Учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку найти себе пару. Для этого один из детей говорит слово, а другой отзывается похожим словом, например: петрушка – пеструшка. Дети, составившие пару, отходят в сторону и придумывают слова, близкие по звучанию (машина – шина, носок – песок), но отвечать должен тот ребёнок, который подбирал рифму.
«ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?»
Цель. Учить детей группировать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.
Ход игры. Взрослый спрашивает ребенка: «Можно ли так сказать? Как ты понимаешь это выражение?» Ребенок объясняет словосочетания.
Свежий ветер – прохладный.
Свежая рыба – недавно выловленная, не испортившаяся.
Свежая рубашка – чистая, выстиранная, выглаженная.
Свежая газета – новая, только что купленная.
Свежая краска – невысохшая.
Свежая голова – отдохнувшая.
«ИЩИ».
Цель. Упражнять детей в употреблении прилагательных, согласованных с существительными.
Ход игры. Ребенок должен в течение 10 – 15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного цвета (или одинаковой формы, или из одного материала). По сигналу взрослого ребёнок начинает перечислять предметы, другие дети дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовёт большее количество предметов.
«ПРИДУМАЙ САМ».
Цель. Обучать детей правильному составлению предложений с заданным количеством слов.
Ход игры. Даны опорные слова: осень, листопад, снег, снежинки. Нужно составить предложение из 3, 4, 5 слов. Ребёнок, первым составивший предложение, получает фишку.
«ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?»
Цель. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Ход игры. Взрослый говорит: «Я сейчас буду рассказывать тебе истории. В моём рассказе ты должен заметить то, чего не бывает. Если заметил, хлопни в ладоши.
Вечером, когда я спешила в детский сад, я встретила маму, которая вела ребёнка в школу.
Ночью ярко светило солнце и горели звёзды.
На берёзе поспели яблоки».
Ребенок находит противоречия в предложениях.
«КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ?»
Цель. Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.
Ход игры. Взрослый называет какое-нибудь слово, а ребенок подбирает как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая. И т.д.
«КТО БОЛЬШЕ ВСПОМНИТ».
Цель. Расширять словарный запас детей.
Ход игры. Взрослый просит посмотреть на картинки и рассказать, что делают предметы: метель (метёт, вьюжит, пуржит); дождь (льёт, моросит, накрапывает, капает, начинается); ворона (летает, каркает, сидит, ест).
«ПРИДУМАЙ ДРУГОЕ СЛОВО».
Цель. Расширять словарный запас детей.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку составить словосочетания по примеру: бутылка из-под молока – молочная бутылка.
Кисель из клюквы - …(клюквенный кисель).
Суп из овощей - …(овощной суп).
Пюре из картофеля - …(картофельное пюре). И т.д.
«О ЧЁМ Я СКАЗАЛА?»
Цель. Учить детей различать в слове несколько значений, сравнивать их, находить общее и различное.
Ход игры. Взрослый говорит, что есть слова, которые мы употребляем часто, и много разных предметов называем одним и тем же словом: головка (куклы, лука, чеснока, голова человека); иголка (у шприца, у ели, у сосны, швейная, у ёжика); нос (у человека, у чайника, у самолёта); ножка; ручка; крыло и т.д. Ребенок приводит примеры слов.
«НАОБОРОТ».
Цель. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Ход игры. Взрослый (или ребёнок) называет слово, дети подбирают к нему слово с противоположным значением (далёкий – близкий, высокий – низкий).
«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО».
Цель. Учить детей подбирать однокоренные слова.
Ход игры. Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен добавить слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю…(снег).
С неба все скользят пушинки –
Серебристые…(снежинки).
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее…(снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ...(снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился…(снеговик).
Рядом снежная фигурка
Эта девочка…(снегурка).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил…(снег).
(И.Лопухина)
- Какие слова ты подобрал? На какое слово они все похожи?
«СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ».
Цель. Учить подбирать синонимы.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку называть слова, близкие по значению (напрмер, стужа – мороз).
«СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ».
Цель. Развивать фразовую речь.
Ход игры. Взрослый предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.) Ребенок отвечает полным предложением.
«ГДЕ Я БЫЛ?»
Цель. Учить детей образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевлённых существительных.
Ход игры. Взрослый говорит: «Отгадай, где я был(а)? Я видел(а) медуз, морских коньков, акул. Где же я был(а)? (На море).
- А теперь ты загадай мне загадки о том, где ты был. Расскажите, кого вы видели. Главное в этой игре – не отгадывание, а составление загадки.
«НАДО СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ».
Цель. Учить детей подбирать слова, близкие по смыслу.
Ход игры. Воспитатель говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно о нём сказать? Я придумала слово «печальный». Давайте также попробуем заменить слова в других предложениях». Дождь идёт (льёт). Воздух чистый (свежий).
«ЧТО НЕВЕРНО?»
Цель. Развивать слуховое внимание и речь; приучать обнаруживать смысловые несоответствия; подбирать нужные слова с учётом содержания текста.
Ход игры. Детям дважды читают стихотворение и предлагают найти несоответствие.
Это верно или нет, что, как сажа, чёрен снег,
Сахар – горек, уголь – бел, ну а трус, как заяц, смел?
Что летать умеет рак, а медведь плясать мастак,
Что растут на вербе груши, что киты живут на суше,
Что с зари и до зари сосны валят косари?
Ну а белки любят шишки, а лентяи любят труд,
А девчонки и мальчишки в рот пирожных не берут?
Если дети назовут не все ошибки, то воспитатель читает стихотворение ещё раз.
«КТО НАЙДЁТ КОРОТКОЕ СЛОВО?»
Цель. Учить делить слова на слоги.
Ход игры. Воспитатель говорит детям, что узнать длину слова можно по шагам (или хлопкам). Он произносит слово «шишка» и одновременно шагает. Педагог говорит, что получился только один шаг, так это короткое слово. Дети выстраиваются вдоль линии, и по одному начинают произносить слова и делать шаги. Кто неверно разделит слово на слоги, выходит из игры.
«О ЧЁМ ЕЩЁ ТАК ГОВОРЯТ?»
Цель. Закреплять и уточнять значение многозначных слов.
Ход игры. Скажите, пожалуйста, о чём ещё можно так сказать:
Идёт дождь: идёт… (снег, зима, собака, дым, человек).
Играет … (музыка, девочка).
Горький … (перец, лекарство).
«НАЗОВИ НАСЕКОМОЕ С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».
Цель. Развивать фонематический звук, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель просит детей вспомнить названия насекомых, в которых есть звуки (а), (к). Кто больше назовёт слов, тот и выиграл. Например: бабочка, комар, стрекоза и т.д.
«КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖИТ».
Цель. Закреплять употребление в речи обобщающих слов.
Ход игры. Воспитатель называет обобщающие слова, а дети – видовое понятие, например, «Насекомое – это…». Дети: «Муха, комар,…».
«СТУК ДА СТУК, НАЙДИ СЛОВО, МИЛЫЙ ДРУГ».
Цель. Учить детей делить слова на слоги (части).
Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре с бубном в руках. Воспитатель ударяет в бубен 2 раза, дети должны назвать насекомых, имеющих в названии 2 слога (му-ха, ко-мар); затем ударяет 3 раза – трёхсложные слова (стре-ко-за, му-ра-вей, ба-боч-ка и т.д.)
Предварительный просмотр:
Особенности речевых и коммуникативных нарушений у детей с РАС (расстройствами аутистического спектра):
- Как правило, дети начинают говорить позже, чем их сверстники.
- Ребёнок не использует речь для общения, он не обращается к взрослому с просьбами, не зовёт маму.
- Дети часто проявляют раннюю самостоятельность: если им, что-нибудь нужно, они идут и берут сами, или используют руку взрослого как инструмент.
- Содержание речи отличается сочетанием примитивных форм (лепет, звуковые комплексы) со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны детям более старшего возраста и взрослым.
- Возможно отсутствие речи.
- Ребенок повторяет слова и фразы, сказанные другим человеком, часто отставленные, т. е воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;
- Использует большое количество слов - штампов и фраз - штампов, фонографичность («попугайность») речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи.
- Ребенок не вступает в диалоги, но монологическая речь бывает развита хорошо.
- У него поздно появляются в речи личные местоимения (особенно «я»), малыш говорит о себе в третьем лице.
- Нарушение смысла слов (замещение, расширение или чрезмерное - до буквальности -сужение толкований значений слов), неологизмы;
- Нарушения грамматического строя речи.
- Могут присутствовать нарушения темпа, ритма и интонации.
Особенности речевыхи коммуникативных нарушений у детей с нарушением ОДА (опорно-двигательного аппарата):
Наблюдаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно – познавательной потребности в общении. Несовершенство фонетических (звуковых), лексических и грамматических средств языка. Недостаточно сформирована связная речь.
- Дети малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками.
- Невнимательны.
- Не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание.
- В общении часто участвуют по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь.
- Некоторые дети могут последовательно и достаточно точно строить предложения, рассказы и пересказы, но используют в основном простые предложения и помощь.
Особенности речевыхи коммуникативных нарушений у детей с ЗПР (задержкой психического развития):
- У ребенка с ЗПР замедленный темп речевого развития, скудный словарный запас.
- Отмечается неумение грамматически правильно и последовательно оформлять свои высказывания (не знает что и как сказать)
- Можно услышать неточности употребления слов.
- Часто, но не обязательно, нарушено звукопроизношение.
- Ребенку очень трудно построить монологическое высказывание.
- Он неумеет грамотно и доступно формулировать вопрос.
- Неумеет строить краткий или развернутый ответ.
- Присутствует отставание в овладении диалогической речью.
- Фонематический слух нарушен практически у каждого ребенка с ЗПР, причина в нарушении межанализаторных связей.
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей пяти-шести лет
5—6 лет — наиболее спокойный возраст. Дети уже всё понимают и практически всё умеют, у них сформировались какие-то моральные устои. Слушать речь ребят старшей группы намного приятнее, чем средней, так как звукопроизношение чище.
Что же должен уметь ребёнок в этом возрасте? Кроме того, что словарь его увеличивается на 1000—1500 слов, значительно расширяется и кругозор. Познавательная активность в этом возрасте очень высокая. Дети интересуются явлениями окружающей жизни, поэтому задают очень много вопросов, причём конкретных и сложных. И требуют полной, порой энциклопедической информации. Если в среднем возрасте ребёнок, задавая вопрос, может о нём забыть, то сейчас уже не забудет. Если сию минуту услышать ответ не может, то через полчаса он обязательно должен об этом знать.
Дети начинают хорошо устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и предметами. Например, играя в «Четвёртый лишний», выделяют уже не второстепенные, а главные признаки и объясняют свой выбор. Например, кошка, собака, волк, корова. Кто лишний? Не задумываясь, отвечают: волк, потому что это дикое животное, а остальные — домашние.
Если раньше в речи детей были только антонимы (храбрый — трусливый и т.д.), то теперь появляются синонимы (храбрый — смелый и т.д.).
В грамматическом слое уже имеются относительные прилагательные (допустим, из чего сделан предмет: деревянный, стеклянный,
оловянный и т.д.). И появляются притяжательные, в первую очередь связанные с местоимениями. Чьи вещи? Мои, её, его, их (а не ихние), Олины,
бабушкины, собачьи, кошачьи и т.д.
В 5—6 лет ребята уже должны знать и правильно употреблять глаголы.
Но, как правило, глагольная лексика у детей «выпадает». Глаголы объединяются и заменяются другими словами. Например, употребляют глагол «ходит» по отношению не только к человеку, но и к животным, птицам и даже насекомым. А ведь правильное употребление всех форм глаголов говорит об уровне развития малыша.
Очень сложно ребёнку назвать профессии и определить, кто что делает. Если мастер что-то чинит, а швея шьёт, говорит: работает. Многие дети не могут ответить, кем работает мама и папа. Малыш уже должен знать простые профессии: шофёр, учитель, воспитатель, почтальон, машинист, дворник, медсестра, пилот или лётчик, врач или доктор.
Фонематический слух
В 5—6 лет ребята должны знать форму множественного числа существительных, правильно употреблять существительные в родительном падеже (таких ошибок, как «мячёв», уже не должно быть). Начинаем изучать мужской и, самый сложный для ребёнка, средний род.
В возрасте старшей группы дети должны пробовать образовывать однокоренные слова, но пока самые простые, употребляемые в обиходе и которые малыш хорошо знает. Например: рыба — рыбак — рыбный, зима — зимушка — зимовье — зимний.
Формируется умение использовать несклоняемые существительные: кофе, тюль, пальто или некоторые фамилии. Мы называем их упрямые слова, то есть те, которые используются только в этой форме и больше никак.
В 5—6 лет ребёнок должен уметь хорошо слышать речь, прислушиваясь ко всему. Например, на вопрос: «Какого цвета?»— должен ответить: «Жёлтого». «Каким цветом?» — «Жёлтым». Но, как правило, разницы между родительным и творительным падежом дети не слышат. Ошибки нужно обязательно исправлять, потому что из устной речи они перейдут в письменную. У моего сына, например, в сочинениях нет ни одной орфографической ошибки, зато несогласований (грамматических ошибок) огромное количество. Существительные пишет в одном падеже, а прилагательные, которые к ним прилагаются,— в другом.
Ребята уже должны знать простые предлоги и начинают употреблять сложные: из-за, из-под и др. Часто дети говорят: «достала игрушку из спины», (вместо из-за спины). Но стоит только несколько раз объяснить — начинают понимать и употреблять правильно.
В речи детей появляются не просто распространённые предложения, а сложные и сложноподчинённые. Ребята понимают причинно-следственные связи и используют их в речи. Например, говорят: «На улице темно, потому что наступила ночь» или «Я надену рукавички, которые мне бабушка связала». Речь становится доказательной, в ней появляются сложные союзные слова, и ребёнок уже понимает, как правильно их употреблять. А если иногда и допускает ошибки — обязательно исправляйте их.
Звукопроизношение
Умение различать звуки на слух и слышать порядок слогов в словах к этому возрасту должно быть абсолютно правильным. Ну разве что в сложных и длинных словах, таких, как регулировщик, могут быть ошибки. Но их нужно обязательно исправлять.
Все звуки должны произноситься правильно. Если у кого-то есть проблемы со звукопроизношением, советую делать дома артикуляционную гимнастику. Многим детям этого бывает достаточно. Часто нужный звук потом легко ставится на первом же занятии с логопедом.
Но основная проблема в том, что в старшей группе ребёнок ещё не может за собой следить, поэтому, если звук появился, но правильно произносится не всегда, взрослые должны поправлять. Если за ребёнком следить, то через 2 месяца звук в речи будет точно.
Однако некоторые родители считают, что если чадо какой-то звук умеет правильно произносить в одном слове, то со временем и в остальных будет говорить, поэтому не поправляют.
А в результате неправильное произношение закрепляется и исправить его позже бывает очень трудно. Другие уверены, что неправильное звукопроизношение — наследственное и ничего тут не поделаешь. Это ошибочное мнение. Просто ребёнок говорит то, что слышит. Если в доме все или кто-то говорит неправильно, то чадо невольно повторяет ошибку.
Связная речь
Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Ребёнок может уже поддерживать непринуждённую беседу, правильно задавать вопросы и отвечать на вопросы собеседника. Развивается умение связно и последовательно пересказывать литературный текст.
Но если в средней группе пересказывали короткие произведения, то в старшей более длинные. Причём пересказывать ребята должны теми же фразами и предложениями, что в тексте, хотя они могут быть детям и не совсем ещё понятны. Необходимо только объяснить, что слово или фраза означают. Так расширяется кругозор, растёт словарный запас и появляется умение запоминать незнакомые слова. А в подготовительной группе мы уже учимся составлять рассказ. Часто бывает, что эта работа не доведена до конца и детям, не умеющим пересказывать, очень сложно в 1-м классе. Например, в учебнике «Родная речь» почти после каждого литературного произведения есть задание: пересказать текст. Даже если ребёнок ещё не умеет читать. Прочитать должен взрослый.
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей, дети которых занимались с логопедом
Ваш ребенок занимался с учителем-логопедом. Его многому научили, показали, как правильно выполнять задания, заполнили пробелы в знаниях.
Совершенно неправильно считать, что теперь вся полученная ребенком информация навсегда останется у него в памяти. Для достижения устойчивого эффекта необходимо регулярно повторять все упражнения, которым научил вас учитель- логопед. Некоторые из них перечислены далее. Лучше всего использовать при выполнении заданий слова с теми звуками, которые были поставлены ребенку во время логопедических занятий.
Развитие слухового восприятия:
- Повторение цепочек слогов.
- «Поймай слово» - хлопнуть в ладоши, когда услышит слово с заданным звуком.
- Определить место звука в слове: начало, середина или конец.
- Назвать поочередно каждый звук в слове.
- «Зашифровать слово» - нарисовать столько кружков, сколько звуков в заданном слове.
- «Последний звук – первый звук»: составлять цепочку слов, в которой каждое последующее слово начинается на последний звук предыдущего (мак – кот – тапочки…)
- Назвать как можно больше слов, начинающихся (заканчивающихся) на заданный звук.
Развитие лексико-грамматического строя:
- Счет предметов от 1 до 10 (один помидор, два помидора… десять помидоров)
- «Один-много» - взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок – во множественном.
- «Назови предмет ласково» - подбирать слова с уменьшительно-ласкательными значениями.
- Подбор как можно большего количества слов к заданным: прилагательных к предметам, глаголов к предметам, предметов к глаголам и т.д. (что может быть красное? - яблоко, мячик, карандаш…)
- Составление предложений, в том числе с предлогами (по картинке, на заданную тему, с данным словом и т.д.).
- Беседа по прослушанным рассказам и сказкам, во время которой будет разбираться не только основное содержание сюжета, но и скрытый смысл. Необходимо чаще использовать вопросы типа: «почему?», «зачем?», «каким образом?» и т.п.
- Закрепление навыка использования обобщающих слов (как назвать одним словом…).
- Используйте также все упражнения, с которыми вас познакомил специалист в течение занятий.
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком русского языка как средства общения. Перечислим их.
1.Сформированность звукопроизношения. К поступлению в школу ребенок должен владеть правильным произношением всех звуков русского языка.
2. Сформированность фонематических процессов.
- умение различать звуки по признакам: звонкость-глухость, твердость-мягкость, свистящие-шипящие и т.д.;
- умение различать слова, отличающиеся одним звуком;
- умение определять количество, последовательность и место слов в предложении;
- умение определять количество слогов в слове.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи:
- умение выделять первый гласный (ударный) и согласный звук в слове;
- умение выделять последний гласный и согласный звук в слове;
- умение определять место звука, а также количество и последовательность звуков в словах.
4. Соответствующий возрасту словарный запас.
Ребенок должен уметь:
- классифицировать и обобщать предметы по группам (времена года, овощи, фрукты, насекомые, птицы, ягоды, грибы, одежда, обувь и т.д.).
5. Сформированность грамматического строя речи:
- умение пользоваться развернутой фразовой речью (правильно строить простые предложения, распространять предложения второстепенными и однородными членами);
- умение работать с предложением (самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам);
- умение самостоятельно составить рассказ-описание;
- умение пользоваться различными способами словвоизменения и словообразования (образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе, согласовывать имена существительные с именами прилагательными, правильно употреблять относительные и притяжательные прилагательные, употреблять предлоги и т.д.).
Наличие у детей старшего дошкольного возраста, а также первоклассников даже незначительных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Поэтому очень важно, вовремя обратить внимание на различные недостатки устной речи своего ребенка, проконсультироваться у специалиста и начать логопедическую работу с ребенком.
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у дошкольников с нарушениями речи
О.Ф Воднева, учитель -логопед МДОУ№307
О .А Габбасова, воспитатель речевой группы МДОУ№307
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Успешность обучения детей зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения -все эти учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Так же немаловажным фактором служит и время, которое "делает" заказ на всесторонне развитые личности с полноценной грамотной речью. Поэтому проблема развития связной речи на сегодняшний день является актуальной. Размышляя над этим, мы пришли к выводу, что помочь могут театрализованные игры. Так как театрализованные игры являются одним из важнейших средств формирования связной, выразительной речи у детей.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание. Поэтому мы обратились к театрализованной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка-логопата. Мы хотели создать атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить фантазию, попытаться максимально реализовать возможности каждого ребенка. Мы не делаем из детей артистов, это не самоцель, а повод, чтобы заниматься, научиться лучше говорить, двигаться, общаться. Постановка - это итог работы, праздник.
Цель использования театрализованной деятельности на логопедических занятиях - создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов. Основные задачи:
- пополнять и активизировать словарь детей;
- расширять словарный запас обозначающий названия предметов, действий признаков;
- закреплять правильное произношение всех звуков, отработать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи;
- учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок;
- совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи ;
- воспитывать культуру речевого общения.
Основные правила работы над играми-инсценировками и требования которые предъявляются к детям в речевой деятельности :
Правила:
- учитывать возрастные особенности детей в выборе инсценировки;
- предоставить всем детям возможность попробывать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных;
- не перегружать детей;
- не навязывать своего мнения;
- не позволять одним детям вмешиваться в действия другого;
- учитывать речевой диагноз;
Требования:
- осмысленность, т.е полное понимание того, о чем они говорят;
- полнота передачи, т.е отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
- последовательность;
- широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов;
- правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
- культура изложения;
- интонационная выразительность речи;
- правильная, спокойная поза во время высказывания;
- достаточная громкость;
- отчетливость произношения.
Практический материал для проведения театрализованных игр распределяли так, что каждая тема проходила определенные этапы работы - от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользуясь движениями, мимикой, жестами.
Театрально-игровая деятельность- это не только игра, но и перевоплощение ребенка в сказочного персонажа данного сюжета. А использование еще и сказочного сюжета - это заинтересованность ребенка, концентрация внимания и ненавязчивое осуществление поставленных коррекционных задач логопедом. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль заставляет ребенка изъясняться четко, ясно, понятно. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Огромную роль в театрализованной деятельности, безусловно, выполняет воспитатель. Необходимо, чтобы педагог не только выразительно читал и рассказывал, умел слышать и слушать, но мог во время исправлять речевые ошибки детей. Для большей заинтересованности детей воспитатель занимается сочинением авторских сказок, предлагаем одну из них.
Сказка "Колобок"
Цель: Показать результаты работы родителям группы и педагогам ДОУ по развитию связной речи у дошкольников через театрализованную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию, пониманию состояния персонажа сказки и умению выражать свои эмоции;
- Учить детей использовать навыки связной речи в театрализованной деятельности;
- Побуждать интерес к театрально-игровой деятельности, создавать необходимые условия для ее проведения;
- Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения, используя мимику и пантомиму;
- Пополнять и активизировать словарь детей
Развивающие:
- Развивать интерес и желание играть роль в сказке, выступать перед взрослыми и сверстниками;
- Развивать воображение, сценическое внимание;
- Развивать умение чувствовать и понимать другого;
- Развивать интонационную выразительность голоса, четкую дикцию.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность действий и суждений;
- Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- Способствовать сплочению коллектива, дружеских взаимоотношений.
Нравственный урок:
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Действующие лица:
Колобок Дед
Бабка Петух
Лиса Медведь
Волк Заяц
Петушок: Здравствуйте, мои друзья,
Вы узнали? Кто же я?
Да, я Петя - петушок,
Золотой гребешок,
В гости сам я к вам пришел,
И друзей с собой привел.
Ведущий: А зачем же ты пришел
И друзей с собой привел?
Петушок: А мы в гости к вам пришли
Свою сказку принесли.
И непросто вам расскажем,
Сказку мы свою покажем.
Раз, два, три, сказочку смотри!
Сказка "Колобок"
Ведущий (один или трое детей)
Бабка с дедкою вдвоем
Жили в домике своем.
И сказать о них нам нужно:
Жили вместе они дружно.
На лавочке они сидят,
Меж собою говорят.
Дед толкает бабку в бок:
Дед: Испеки мне колобок!
Бабка: Я давно бы испекла,
Только кончилась мука.
Дед: По сусекам поскреби,
Может быть, найдешь муки.
Ведущий: Бабка веничек взяла
И сама в амбар пошла.
Там немного помела
И мучицы наскребла.
Замесила тесто впрок,
Так и вышел Колобок!
Бабка: Глянь, дедуля, Колобок!
У него румяный бок!
Дед: Положи-ка на окошко,
Пусть остынет хоть немножко.
Ведущий: Положили на оконце,
Чтоб подальше был от солнца,
Там, где дует ветерок,-
Охладить румяный бок.
Колобок лежал немного
И решил: "Пора в дорогу"
Колобок: Ай да бабка, ай да дед,
Съесть меня решили? Нет!
Здесь остаться не могу,
Лучше в лес я убегу.
Ведущий: Убежать он был готов,
Прыгнуть вниз и был таков.
Во дворе увидел Петю,
Лучше нет его на свете.
Петя: Ты куда же, Колобок?
Колобок румяный бок?
Ку-ка-ре-ку! Не пущу!
К бабке с дедом ворочу!
Колобок: Не кричи-ка, Петушок,
Послушай песенку, дружок!
Ведущий: По тропинке покатился
И в лесу вдруг очутился.
А на встречу, ой-ой-ой,
Идет Заинька - косой.
Заяц: Ты, конечно, не капуста,
Ну а пахнешь очень вкусно.
У меня живот пустой:
Съем тебя сейчас, друг мой!
Колобок: Не спеши, успеешь скушать.
Хочешь песенку послушать?
Заяц: Ну, конечно, спой, дружок,
Мой веселый Колобок!
(Колобок катится вдоль ширмы, а заяц бежит вслед за ним, но его не догоняет. Звучит музыкальный куплет "Колобок катится").
Ведущий: Укатился Колобок,
Замелькал румяный блок.
Зайка вслед за ним помчался,
Но, увы, ни с чем остался.
А на встречу, ой-ой-ой,
Серый волк идет тропой.
Волк: Здравствуй, здравствуй, Колобок,
Съесть тебя хочу, дружок!
Колобок: Не спеши, успеешь скушать.
Хочешь песенку послушать?
Волк: Ладно, пой! Да только быстро,
Не люблю я вас, артистов!
(Исполняется музыкальный куплет "Песенка Колобка". Затем музыкальный куплет "Колобок катится").
Ведущий: Укатился колобок,
Замелькал румяный бок.
Волк скорей за ним погнался,
Но, увы, ни с чем остался.
А навстречу, ой-ой-ой,
К нему Медведь идет большой.
Медведь (оглядывает) У него румяный бок!
Да ведь это Колобок!
Вот малинка, вот медок,
Съем тебя я, мой дружок!
Колобок: Не спеши, успеешь скушать.
Хочешь песенку послушать?
Медведь: Так и быть, скорее пой,
Шутки плохи ведь со мной!
(исполняется песенка Колобка. Затем он катится)
Ведущий: Укатился Колобок,
Замелькал румяный бок.
И медведь вслед побежал,
Но, куда там, не догнал!
А навстречу, ой-ой-ой
Шла лиса тропой лесной.
Лиса: Это кто передо мной
На тропиночке лесной?
У него румяный бок!
Да ведь это Колобок!
Ну, попался ты, дружок,
Съем тебя я, Колобок!
Колобок: Не спеши, успеешь скушать.
Хочешь песенку послушать?
Лиса: Ну конечно, друг мой спой,
Все равно ты будешь мой!
( Исполняется "песенка Колобка", но последние слова в ней такие: "Пусть ты рыжая краса, но не съешь меня, Лиса!".
Ведущий: Укатился колобок,
Замелькал румяный бок.
А лиса вслед побежала,
Но куда там, не догнала.
(под елкой лежит колобок - ежик).
Ведущий: Что же наши дедка с бабкой?
Как дела? Все ль в порядке?
(дед и бабка собираются в лес)
Дед: Бабка, в лес с тобой пойдем,
Колобка в лесу найдем.
Ведущий: Дед и бабка в лес пошли
И под елью, погляди, колобка они нашли!
Только глазки слеповаты,
Дедка с бабкой староваты.
Дед: Глянь, старуха, - колобок,
Колобок - румяный бок.
Бабка: Правда, старый, колобок (наклоняется)
Ой! Что -то колется дружок!
Колобок-ежик(поет) Колобок, я колобок,
У меня колючий бок.
По сусеку не метен,
На сметане не мешён.
Я под кустиком рос,
Весь колючками оброс.
Я на ощупь не хорош,
Меня руками не возьмешь!
Бабка: Нет, ошиблись мы с тобой,
Колобок не наш - чужой
( дед с бабкой уходят).
Ведущий: А колобок - колючий бок
Спит свернувшийся в клубок.
На полянку вышли, ой,
Заяц, волк, медведь с лисой!!!
Волк, медведь, Ах, опять он на пути,
заяц, лиса Ему от нас уж не уйти.
Вместе мы его съедим
Слушать песню не хотим!
(наклоняются, отпрыгивают)
Колобок ( поет)
Колобок-ежик: Что друзья мои, беда
Укололись вы не зря.
Ведь иголки у меня,
не из теста - точно я!
(выходит Колобок)
Колобок: Ведь ошиблись вы, друзья,
Колобок-то вот он я!
Вам даю совет простой
Думать надо головой.
На чужой каравай
Рот ты свой не разевай!
Лучше пляску начинайте,
Танец дружный исполняйте.
(общий танец).
В процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать проявления у них способности и одаренности, а развивать их, применяя различные методы индивидуального воздействия, и в этом нам помогает организованная театрализованная деятельность дошкольников. Через сказку ребенок учится преодолевать барьеры в общении, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу любви, добра и справедливости. А самое главное, работа по театрализованной деятельности поможет преодолеть у детей общие недоразвитие речи и сделает связную речь богаче, правильнее, выразительнее, насыщеннее и эмоциональнее.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – тот, который имеет физические и (или) психические недостатки, препятствующие освоению образовательных программ. Данная категория включает в себя детей с разными нарушениями развития.
К детям с ОВЗ относятся дети с нарушением: слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие); зрения (слабовидящие, слепые); речи (разные степени) (ТНР); интеллекта; задержкой психоречевого развития (ЗПР); опорно-двигательного аппарата (ОДА); эмоционально-волевой сферы (РАС). Отдельная категория - дети, имеющие множественные нарушения (сочетание двух или трех нарушений). В число детей с ОВЗ входят и дети – инвалиды.
Общие проблемы у детей с ОВЗ: Ограниченные представления об окружающем мире. Многие дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной впечатлительностью. (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом. сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. При обучении такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение.
Процесс обучения детей с ОВЗ Это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и ребенка, в ходе которого решаются задачи образования, здоровьесбережения , воспитания и общего развития.
Инклюзивный подход: Обеспечивает доступ к социальным правам на равных условиях с другими детьми; Максимизирует участие всех детей в жизни детского сообщества и взаимодействия; Соблюдает интересы каждого ребенка; Способствует созданию условий для сопровождения детей с ОВЗ и доступной среды в широком понимании: медико – психолого – педагогический комплекс мероприятий.
«..Они пришли в этот мир, значит они нужны..» доцент кафедры педагогики АГУ Татьяна Симонова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Информация от родителей и для родителей"
Выступление на педагогическом совете....
Информация для родителей :"Родителям о детской игре"
наглядгая информация для родителей :"Родителям о детской игре"...
Информация для родителей. "Заповедь для родителей".
Люби своего ребенка!...
Информация для родителей. Тема: "Идеальные родители"
Тема: «Идеальные родители»«Вам не нужно быть идеальными родителями, достаточно быть просто хорошими.» Доннальд ВинникоттРодители – это именно те л...
Организация консультативного сопровождения родителей и педагогов. Информация для родителей.
Организация консультативного сопровождения родителей и педагогов учителем-логопедом.Папка -раскладушка для родителей "Артикуляционная гимнастика"Любите своего ребёнка."Азбучные истины&q...
Информация для родителей "Родителям будущих первоклассников"
Родителям будущих первоклассников советы в уголок информации...
Информация для родителей. Полезные ссылки с информацией о финансовой Грамотности
Азбука бережливости для дошкольников / авт. – сост. И.ПРословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с. 2) Аксенова Н.И., Левин Ц.М., Луговой Е.А., Павленко Л.А.. «Пои...