Фитбол-мячи, упражняемся, играем.
консультация
Чем полезен фитбол-мяч для детей.Упражнения по возрастам. Подвижные игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fitbol-myachi_uprazhnyaemsya_igraem.docx | 479.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Чем полезен фитбол для детей?
Многим родителям известно, насколько полезными и интересными являются упражнения на детском фитболе. Эти занятия считаются полезными и доступными для всех без исключения, так как у фитбола для детишек нет никаких противопоказаний. Благодаря этим занятиям у детей формируются жизненно важные двигательные навыки, развивается гибкость, прыгучесть и аэробная выносливость. Занятия лучше проводить под веселую музыку. Используя мяч с рожками, можно прыгать и скакать.
Занятия фитболом развивают многие мышцы, гибкость и выносливость. Эти упражнения принесут детям радость и удовольствие, превратив гимнастику в игры. Купив ребенку фитбол с рожками, мы дадим ему возможность совершать прыжки и скачки по квартире, что способствует разработке группы мышц, и тренировке вестибулярного аппарата. Занятия фитболом для детей способствуют увеличению их двигательной активности, накачиванию мышц ног и рук.
Преимущества, которые дает фитбол для детей:
- Улучшается кровоснабжение позвоночника, внутренних органов и суставов, устраняется венозный застой.
- Развиваются двигательные качества.
- Ребенок изучает основные двигательные действия.
- Развивается и совершенствуется координация движений и равновесие.
- Улучшается коммуникативная и эмоционально-волевая сфера.
- Развивается мелкая моторика и речь.
- Стимулируется развитие такой системы, как анализаторская, а также проприорцепивной чувствительности.
- Укрепляется мышечный корсет, создается навык правильной осанки.
- Улучшается функционирование дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
- Нормализуется работа нервной системы, стимулируется нервно-психическое развитие.
- Организм адаптируется к физическим нагрузкам.
- Простота в использовании и возможность самостоятельных занятий.
Когда можно начинать заниматься на фитболом с детьми?
Занятия на фитболе можно начинать буквально через неделю после появления малыша на свет. Благодаря таким занятиям с ребенком легче распрямляются ножки. Малыш лучше начинает держать головку, тренируется вестибулярный аппарат, и происходит профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Каждый день малыш сможет осваивать новые упражнения, а в полгода ребенок уже сможет упираться своими ручками на фитбол, что станет подспорьем при возможных падениях.
Занятия на фитболе для детей можно проводить от 10 до 15 минут каждый день. После завершения занятий лучше всего малышу дать поплавать в ванне. Начинает занятия на фитболе обычно легкий массаж в течение 10-15 минут, прибавим к этому от 10 до 15 минут плавания. Получится всего от 30 до 40 минут ежедневных занятий. Это несравнимо с той пользой, которую получают дети при упражнениях на фитболе.
Фитбол для детей очень быстро сказывается на их организмах. Результаты позитивно скажутся практически сразу. У малыша появится активность, силенки, он больше не будет бояться менять положения своего тела, аппетит и сон ребенка явно улучшатся, на фоне положительного эмоционального заряда.
Сам фитбол должен быть размером 75 см в диаметре. Такой размер наиболее удобен для ребенка и может быть использован и другими членами семьи. Мамам малыша он может пригодится для восстановления фигуры после родов, использование фитола позволит так же разгрузить позвоночник и укрепить мышцы спины. Выбирайте известные фирмы изготовители, так как качество фитбола зависит от резины, из которой он изготовлен. В идеале мяч должен выдерживать 200-300 кг, тогда фитбол считается устойчивым. Фитбол должен быть без пупырышков и ножек («рожек»).
Для занятия ребенок должен быть здоров и находится в хорошем настроении. Вы можете использовать так же любую ритмическую музыку. Ежедневные регулярные занятия будут приносить малышу радость. Продолжительность занятия для ребенка 1-1,5 лет составляет 15-20 минут. Вы можете выполнять элементы гимнастики на фитболе постепенно в течение дня по мере желания крохи.
Подготовка к выполнению упражнений на фитболе.
Займите удобное для себя положение, сидя или стоя перед мячом, и аккуратно положите ребенка животом вниз на середину фитбола. Дайте ему привыкнуть к новой обстановке, покачайте его на мяче. Обратите внимание на реакцию ребёнка: если он капризничает, то лучше повторить попытку позже. Занятия на фитболе должны приносить в первую очередь удовольствие. Увеличивайте нагрузку постепенно. Это значит, что покачивания и вращения должны начинаться медленно, постепенно увеличивая темп.
Упражнения для малыша на фитболе:
- положите ребенка животом вниз на мяч, при этом придерживайте ребенка за спинку и совершайте покачивающие движения вперед-назад и из стороны в сторону;
- как и в предыдущем упражнении, совершайте покачивающиеся движения, только теперь ребёнок лежит на спинке;
- ребёнок лежит на фитболе животом вниз, а мама придерживает ножки ребёнка, при этом надавливает на спинку и попу ребенка, совершая пружинистые движения;
- положите ребенка животом вниз и проследите, чтобы ребенок уперся ручками в мячик. Далее, придерживая ребенка за голеностопные суставы, тихонечко приподнимите ножки ребенка и покачайте мячик;
- положите на пол игрушки так, чтобы малыш, лежа на фитболе, при покачивании мячом смог схватить игрушки;
- из положения, лежа на спине, приподнимайте ребенка в сидячее положение, придерживая его за предплечья.
Представленные упражнения являются самыми легкими и подходят для любого возраста. Однако вы сами можете выступить в роли опытного инструктора и придумать свои упражнения, которые, бесспорно понравятся ребёнку. Главное – чтобы все ваши действия нравились малышу. А для этого нужна самая малость – немного усилий, забота и, конечно же, мамина любовь.
Упражнения для малышей старше года.
Упражнение №1.
Начинаем занятие с прыжков на мяче. Для этого вы фиксируете мяч между своих ног или между ногами и опорой (стенкой, кроватью). Ребенок может быть как спиной от вас, так и спиной к вам. Держим ребенка за корпус, показываем как пружинит мяч и приподнимаем ребенка немного вверх, совершая прыжки. Сначала это просто прыжки вверх-вниз, около 10-20 прыжков. Затем начинаем поворачивать малыша при прыжках вправо и влево. Обязательно сопровождайте занятие чтением потешек и стишков, таким образом, вы развиваете у малыша и чувство ритма. Например: «На молоденькой лошадке прыг-скок, прыг-скок, а на старенькой на кляче в ямку - бух».
Упражнение №2
Далее сажаем малыша на ягодицы. Мяч продолжаем удерживать в неподвижном состоянии. Ритмично пружиним мяч, малыша при этом придерживаем за бедра. Ваша задача только придерживать ребенка, он должен сам удерживаться на мяче включая в работу мелкие мышцы спины и пресса. К тому же это отличное упражнение на развитие равновесия.
После серии прыжков (10-20) начинаем покачивать мяч вправо- влево (2-3 раза), затем вверх-вниз (2-3 раза). После чего начинаем двигать мяч по кругу по часовой стрелке, затем против часовой (так же по 2-3 раза в каждую сторону). Покачивания должны быть небольшой амплитуды, особенно сначала, постепенно по мере тренировки малыша амплитуду движений можно увеличивать.
Упражнение №3
Мы с сыном называем это движение «Бум-бум». Малыш сидит на мяче. Вы фиксируете мяч в неподвижном положении. Прямыми ножками ребенка барабаньте по мячу. Сначала выполняйте движение за него, потом малыш будет выполнять его сам. Все движения сопровождайте характерными звуками или стишками.
Упражнение №4
Малыша помещаем на живот. Придерживаем ребенка за боковые поверхности туловища. Сначала выполняем пружинящие движения (около 10-20). Затем начинаем покачивать малыша вправо-влево (3-4 раза), вперед-назад (3-4 раза). Начинаем с небольшой амплитуды движений, постепенно ее увеличиваем. Малышу занятие должно приносить удовольствие. Если какое-то упражнение ему не нравится, то отложите его на потом.
Выполняем круговые движения малыша на фитболе по часовой стрелке (2-3 раза) и против часовой стрелки (2-3 раза).
Упражнение №5
«Дотянись». Для данного упражнения можно положить несколько игрушек на пол, чтобы ребенку было интересно тянуться к ним. Покачиваем малыша вперед-назад, стараемся, чтобы ручками кроха коснулся пола, обратно движение совершаем пока ножки малыша не коснуться пола. Старайтесь, чтобы ребенок оторвал обе руки от поверхности мяча. Выполнять 2-3 раза.
Упражнение №6
«Самолетик». В том упражнении ребенок находится животом на фитболе, вы вкладываете в его ладошки свои большие пальцы и разводите руки ребенка в стороны, корпус тела, выдвигая вперед. Малыш должен прогнуть спинку и удерживать равновесие тела. Задержитесь в таком положении несколько секунд. Выполнять 1-2 раза.
Упражнение №7
Кроху укладываем на спинку. Сначала выполняем пружинящие покачивания (10-20), затем движения вправо-влево (2-3 раза), вперед-назад (2-3 раза), вращения по часовой стрелке и против часовой стрелке (по 2-3 раза). Придерживаем малыша за туловище в области таза или в области верхней части бедер. Малыш должен помогать удерживать свое тело, напрягая мышцы спины и пресса. Можно так же разложить несколько игрушек на полу, чтобы ребенку было интересно до них дотянуться. Лучше всего для этой цели подходят небольшие мячики.
Упражнение №8
Малыш находится на спине. Берем его за ручки в области запястий (ножки впереди от нас). Откатываем мяч от себя, вытягивая малыша за руки, и затем притягиваем к себе, сажая при этом ребенка. Выполнять 8-10 раз.
Упражнение №9
Упражнение лучше делать, когда малыш уже освоился на фитболе, и чувствует себя совершенно уверенно. Ребенок находится на спине. Сначала совершайте качательные движения вперед-назад. Затем возьмите малыша за область лодыжек и опускайте головкой вниз (лучше, если на полу будет лежать игрушка, чтобы привлекать внимание крохи). Выполнять 4-5 раз.
Упражнение №10
«Виражи». Удерживаем ребенка за левую ручку и левую ножку. Правым боков совершаем прокаты на фитболе вправо-влево и вперед-назад (по 3-4 движения). Затем меняем положение.
Упражнение №11
«Похлопаем мячик». Можно посадить малыша, придерживая его за область бедер. Открытой ладошкой пусть кроха хлопает по мячу (10-20 раз). Затем ребенка можно приподнять на руках перед мячом, пусть он дотянется до него и снова похлопает из этого положения.
Чтобы техника выполнения упражнений была правильная, обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Помните, что ваше хорошее настроение и настроение малыша - это главное. Регулярные занятия укрепят физическое состояние вашего ребенка. Вы можете сами придумывать новые упражнения и еще больше разнообразить занятие.
используют фитболы различного диаметра, в зависимости от роста и возраста занимающихся.
Упражнения для детей от 3-х лет.
Размеры фитбол-мяча для детей 3—5 лет диаметр 45 см, от 6—10 лет — 55 см.
Мяч подобран правильно, если при посадке на нем угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°.
Для занятий с профилактической и лечебной целью, а также для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть менее упругим.
Этапы освоения детьми упражнений с использованием фитболов
1-й этап.
Задачи этапа и их реализация.
1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.
Рекомендуемые упражнения:
— различные прокатывания фитбола по полу, по скамейке, между ориентирами “змейкой”, вокруг ориентиров;
— отбивание фитбола двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы;
— передача фитбола друг другу, броски фитбола;
— игры с фитболом: “Догони мяч”, “Попади мячом в цель”, “Вышибалы”, “Докати мяч” (варианты: толкай ладонями; толкай развернутой ступней).
2. Обучить правильной посадке на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
— сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);
— сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса.
Например:
а) повороты головы вправо-влево;
б) поочередное поднимание рук вперед-вверх и в сторону;
в) поднимание и опускание плеч;
г) скольжение руками по поверхности фитбола;
д) сгибание руки к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны;
е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.
3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).
Рекомендуемые упражнения:
— Сидя в полуприседе на носках лицом к фитболу, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая.
Выполняем из положения стоя лицом к мячу: 1—2 присели, проверили положение; 3—4 встали, руки в стороны. По сигналу все разбежались врассыпную и бегают между фитболами, по другому сигналу подбежали к своим фитболам и присели.
Это положение можно принимать парами у одного фитбола лицом друг к другу.
И. п. — упор стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе;
присесть на пятки, фитбол прижать к коленям;
вернуться в исходное положение.
И. п. — лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки. Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Это упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально.
И. п. — лежа на спине на полу, ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола. Можно выполнять одновременно парами, располагаясь зеркально.
И. п. — лежа на спине на полу, ступни ног на фитболе. Делать маленькие шаги по поверхности фитбола вперед-назад.
Переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться в исходное положение.
И. п. — лежа на спине на полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. Можно выполнить поочередно вдвоем. То же в положении сидя.
И. п. — лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем.
И. п. — лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот.
Стоя на коленях на полу лицом к фитболу, разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол. Это упражнение лучше начинать с фитбола, диаметр которого на один размер меньше необходимого для занимающихся детей.
Лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе. Напрягая мышцы ног, прижать фитбол к ягодицам.
Организационно-методические указания к занятиям на фитболах
Структура занятий на этом этапе включает в себя традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, комплексы ритмической гимнастики, 5—6 упражнений с фитболом, игровые упражнения в виде эстафет, упражнения на растягивание и расслабление мышц без фитбола.
Занимающиеся дети с фитболами должны находиться на расстоянии 1—1,5 м друг от друга и от различных выступающих предметов в зале.
Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.
2-й этап.
Задачи этапа и их реализация:
1. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
самостоятельно покачиваться на фитболес опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок и позвоночник фитбол как бы проходит “стержнем”, выравнивающим корпус спины;
в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны, вверх, вперед, вниз; выполнять прямыми руками круговое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах. Подобные движения должны вызывать самопроизвольное покачивание на фитболе. Необходимо следить за постоянным сохранением контакта с поверхностью фитбола.
Сидя на фитболе,выполнить следующие упражнения:
ходьбу на месте, не отрывая носков;
ходьбу, высоко поднимая колени;
из положения ступни вместе, раздвинуть пятки в стороны и вернуться в исходное положение;
приставной шаг в сторону:
из положения сидя ноги врозь перейти в положение ноги скрестно.
2. Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации).
Рекомендуемые упражнения:
поочередно выставлять ноги на пятку, вперед, в сторону, руки на фитболе;
поочередно выставлять ноги вперед, в сторону, на носок;
то же упражнение с различными положениями рук: одна вперед, другая вверх; одна за голову, другая в сторону.
3. Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
наклониться вперед, ноги врозь;
наклониться вперед к выставленной ноге, вперед с различными положениями рук;
наклониться в стороны поочередно, сидя на фитболе: ноги стоят на полу, руки на поясе, руки за головой, руки в стороны;
наклониться поочередно в разные стороны к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук;
сохранить правильную осанку и удержать равновесие в разных положениях: руки в стороны, одна нога вперед; поднять руки вверх; согнуть в локтях; выполнить круговые движения руками;
сидя на фитболе, в медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами, вернуться в исходное положение.
И. п. — лежа на фитболе, руки в упоре на полу. Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея, спина должны быть на прямой линии.
И. п. — лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в “стартовом” положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед (“крылышки”). Голову не поднимать.
И. п. — лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в “стартовом” положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи — над кистями.
В том же исходном положении поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях.
И. п. — лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх.
И. п. — лежа на спине на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой.
Выполнить два предыдущих упражнения из исходного положения — руки за голову.
4. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу, облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться;
сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками, расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево-вправо.
Организационно-методические указания.
При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола!
Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе. Можно использовать музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями.
3-й этап.
Задачи этапа и их реализация:
1. Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.
Рекомендуемые упражнения:
стоя в упоре на одном колене, боком к мячу, другая нога выпрямлена и опирается на мяч ступней, выполнять медленные пружинистые покачивания;
то же упражнение выполнять, сгибая руки;
стоя на одном колене, спиной к фитболу, другое колено -на мяче, руки на полу. Выполнить несколько пружинистых движений назад;
лежа спиной на фитболе, руки в стороны, угол между голенью и бедром 90°, точка контакта с мячом — на средней линии лопаток;
сидя боком к фитболу на полу, дальняя от фитбола нога согнута и упирается ступней о пол, ближняя к фитболу рука лежит на поверхности мяча, разгибая опорную ногу, “накатиться” на фитбол, удерживая равновесие;
И. п. — то же, при “накате” на фитбол дальнюю руку поднять вверх;
И. п. — то же, выполнять одновременно од-ноименной рукой и ногой.
4-й этап.
Задача этапа и ее реализация:
1. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.
Рекомендуемые упражнения:
И. п. — в упоре лежа на животе на фитболе. Сгибая ноги, прокатить фитбол к груди.
И. п. — то же, но опора на фитбол одной ногой.
Лицом к фитболу, стоя на коленях, перейти в положение лежа на животе, руки в упоре, одна нога согнута.
Аналогичное упражнение, но опора на фитбол коленом согнутой ноги, другая выпрямлена вверх.
Лежа спиной на фитболе, руки на полу, одна нога вверх.
И. п. — то же, ноги вверх.
Лежа на животе на фитболе, поворот на спину.
Стоя правым боком к фитболу, шаг правой через фитбол, прокат на фитболе и затем приставить левую, встать левым боком к фитболу.
Сидя на фитболе, ноги вместе, небольшой наклон влево, прокат вправо на фитболе, встать, фитбол слева. То же, прокат влево на фитболе.
Лежа на животе на фитболе, в упоре на полу, повороты в стороны. Точка контакта с фитболом постепенно удаляется от опоры на пол.
То же упражнение, но опора на фитбол одной ногой.
Лежа на спине на полу, ноги на фитболе, поднимая таз от пола, сгибая ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вернуться в исходное положение.
То же упражнение с опорой на фитбол одной ногой.
Подвижные игры с фитболом
1. «Горячий мяч»
Цель: формирование вертикальной позы в положении сидя, развитие равновесия, координации движений, внимания.
Инвентарь: фитбол.
Инструкция. Дети сидят в кругу и по команде начинают передавать фитбол из рук в руки по часовой стрелке. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каком-либо играющем, который выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок — победитель.
Варианты
1. По команде ведущего меняется направление передачи фитбола.
2. При большом количестве играющих в игре используются два фитбола.
Методические указания. Ведущему следует напоминать детям об осанке.
2. «Два барана»
Цель: развитие равновесия, координации движений, формирование мышечного корсета.
Инвентарь: фитбол.
Инструкция. Играют по два человека. Педагог обозначает чертой «мост», на котором происходит битва «двух баранов». Два ребенка сидят на фитболах и пытаются столкнуть партнера с мяча или с «моста». Выигрывает сильнейший, а на «мост» приглашаются следующие участники.
Методические указания. Ведущий стоит рядом с играющими, страхуя их от падения с фитбола.
3. «Длинные ноги, короткие ноги»
Цель: укрепление мышц брюшного пресса, ног, развитие внимания.
Инвентарь: фитбол.
Инструкция. Сидя на полу, в упоре руками сзади (или на фитболе). По команде педагога «Длинные ноги!» дети выпрямляют ноги и поднимают их вверх. По команде «Короткие ноги!» дети поднимают вверх согнутые в коленях ноги.
Варианты
1. Если ребенок недостаточно устойчиво сидит, можно выполнять задание, лежа на спине на полу.
2. Можно выполнять задание на фитболе.
Методические указания. Ведущий стоит рядом с играющими, страхуя их от падения с фитбола.
4. «Запрещенное движение»
Цель: развитие внимания, координации движений и пространственного ориентирования.
Инвентарь: фитбол.
Инструкция. Игра выполняется в исходном положении лежа. Педагог обозначает «Запрещенное движение», так, например, фитбол в руках, опущенных вниз. Дети повторяют все движения преподавателя, кроме «запрещенного». Выбывают из игры тс, кто ошибся, остается один выигравший ребенок.
Вариант: игра может выполняться в исходном положении сидя или стоя, в зависимости от двигательных возможностей ребенка.
Методические указания. Выбывшие из игры дети сидят на гимнастической скамейке с правильной осанкой.
5. «Охотник и утки»
Цель: укрепление мышц туловища, плечевого и тазового пояса, развитие координации движений рук и ног.
Инвентарь: фитбол.
Инструкция. Двумя полосками на полу обозначаются с одной стороны зала «озеро», с другой — «камыши». В «камышах» сидит охотник. Дети — «утки» в положении на четвереньках толкают фитбол головой от «озера» до «камышей». Педагог при этом говорит следующие слова:
Ну-ка утки, кто быстрей
Доплывет до камышей,
Самой ловкой за победу
Сладкое дадут к обеду.
Побеждает та «утка», которая быстрее доберется от «озера» до «камышей».
Методические указания. Ведущий награждает победителя.
6. «Ладушки»
Цель: развитие мелкой моторики, равновесия, координации движений, внимания. Инвентарь: фитбол.
Инструкция. Дети сидят на фитболах парами, напротив друг друга. По команде педагога то одновременно, то попеременно соприкасаются с ладонями партнера.
Методические указания. Ведущему следует напоминать детям о правильной осанке.
7. «Дракон кусает хвост»
Цель: формирование вертикальной позы в положении стоя и при ходьбе, развитие пространственного ориентирования и внимания.
Количество игроков — 5—6.
Инвентарь: фитбол.
Инструкция. Дети становятся друг за другом и крепко держатся за впереди стоящего. В руках первого ребенка фитбол — «голова дракона», последний ребенок — «хвост». «Голова» должна поймать «хвост», дотронувшись до него мячом.
Методические указания. «Голова» должна поймать «хвост», дотронувшись до него мячом так, чтобы не разорвалось «тело дракона».
8. «Хоп, стоп»
Цель: развитие концентрации внимания, координации движений, навыка ходьбы.
Инвентарь: фитбол.
Инструкция. Дети идут по кругу, отбивая мяч от пола. По сигналу «Стоп!» останавливаются, по сигналу «Хоп!» — двигаются вперед. Из игры выбывает тот, кто ошибется. Самый внимательный становится победителем.
Вариант: игра моэ/сет выполняться как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки.
Методические указания. Ведущий должен следить за осанкой детей.
9. «Эстафета с фитболами»
Цель: развитие быстроты реакции, быстроты передвижения, внимания, координации движений, дифференцировки усилий.
Инвентарь: фитболы, стойка.
Инструкция. Игра проводится в виде эстафеты. У стартовой линии все играющие строятся в две колонны. По команде первые начинают передвигаться вперед, отбивая от пола фит-бол. Добегают до стены (стойки), ловят мяч, возвращаются назад, передают его следующему в команде. Выигрывает команда, финишировавшая первой.
Варианты
1. Ведение футбола осуществляется правой рукой, на обратном пути — левой.
2. В каждой команде стартуют по два человека и во время передвижения передают фитбол (мяч) друг другу.
3. Передвижение осуществляется в одну сторону лицом вперед, обратно — спиной вперед.
Методические указания. При передвижении спиной вперед осуществлять страховку.
10. «Съедобное, несъедобное». И. п. - сед на мяче, лицом друг к другу (или в кругу). Игра проводится по обычным правилам.
Методические рекомендации. Следить за правильностью посадки на мяче и техникой выполнения броска (передачи мяча). Размер мяча выбирается в соответствии с возрастом (чем меньше ребенок, тем больше мяч).
11. «Зеркало». Дети в парах сидят на мячах напротив друг друга. Один ребенок повторяет в «зеркальном» отображении движения другого. Затем меняются ролями.
Методические рекомендации. Следить за тем, чтобы ведущий дожидался повторения заданного движения от партнера и лишь за тем показывал другое.
12. «Хлопки-ладушки». И. п. - сед на мяче, лицом друг к другу. Дети садятся напротив друг друга так, чтобы их вытянутые руки касались. Хлопки могут быть как в произвольном ритме, так и в ритме, заданном педагогом.
Методические рекомендации. Следить за правильностью посадки на мяче.
13. «Перекати мяч»
Вариант 1. Дети садятся на пол в две шеренги на расстоянии 3-4 метра лицом друг к другу, ноги врозь. Мячи у одной шеренги. По сигналу перекатить мяч своему партнеру из противоположной шеренги. Партнер перекатывает мяч обратно.
Вариант 2. Дети сидят так же, но ноги вместе, колени к груди, упор руками сзади.
По сигналу ногами толкнуть мяч партнеру. Партнер останавливает мяч ногами и передает обратно толчком.
14. «Гребля». Дети сидят в парах лицом друг к другу на полу, ноги врозь. Партнеры касаются друг друга стопами. Мяч в центре, руки по бокам мяча. По сигналу педагога дети перетягивают мяч на себя, не сгибая руки в локтях.
Методические рекомендации. Движения должны быть равномерными.
15. «Часики».
1) Дети садятся на пол лицом друг к другу. Тот ребенок, у которого мяч, ложится на спину, руки с мячом за головой, ноги согнуты в коленях. Партнер принимает положение сидя, упор руками сзади, ноги согнуты в коленях.
1-2 - мяч из-за головы перевести вперед;
3-4 - перейти в положение сидя и передать мяч партнеру;
5-6 - партнеру перейти в положение лежа;
7-8 - руки с мячом перевести за голову.
2) Дети ложатся на спину в парах, головами друг к другу, руки партнеров сцеплены. Мяч у одного из партнеров в ногах.
1-2 - поднять мяч ногами;
3-4 - передать мяч в ноги партнеру;
5-8 - партнеру захватить мяч ногами и опустить его на пол.
Методические рекомендации. Во время упражнения руки партнеров остаются сцепленными.
16. «Приветствие - 1». И. п. - лежа животом на мяче, лицом друг к другу на расстоянии 2 метра.
1-4 - продвигаться на руках друг к другу;
5-8 - выполнить одно из заданий:
- пошептать друг другу на ухо;
- «пободаться» (коснуться макушками);
- поздороваться правой, левой рукой;
- поиграть в ладушки;
- потереться носами.
17. «Приветствие - 2». Дети садятся на мяч лицом друг к другу в две шеренги, расстояние между шеренгами 4-5 метров.
1-4 - дети выполняют четыре прыжка на мяче с продвижением вперед;
5-8 - приветствуют друг друга хлопками в ладоши или касанием ног;
9-12 - четыре прыжка на мяче вокруг себя (повернуться спиной друг к другу);
13-16 - четыре прыжка на мяче с продвижением вперед;
17-20 - четыре прыжка на мяче вокруг себя (повернуться лицом друг к другу);
21- 24 - четыре хлопка прямыми руками над головой.
Методические рекомендации. На этапе обучения темп медленный. В дальнейшем упражнение проводится как игра-эстафета.
18. «Донеси мяч животом»
а. Дети встают лицом друг к другу так, чтобы животами удерживать мяч. Руки за спиной. Пара совершает движения боком. Главное - удержать мяч.
Методические рекомендации. Рекомендуется подбирать детей в пары по росту.
б. Мяч зажат между спинами партнеров.
Методические рекомендации. Пары совершают движения боком. Как усложнение: партнеры сначала поднимают мяч спинами с пола и лишь затем начинают движения.
19. «Кто больше соберет игрушек». Дети ложатся животом на мяч напротив друг друга на расстоянии 2,5 метра. В центре на полу разбросаны мелкие предметы.
По сигналу педагога дети на руках сходятся к предметам и начинают собирать их каждый в свою емкость. Выигрывает тот, у кого больше набрано предметов за определенное время.
20. «Ниточка-иголочка». Дети садятся на свои мячи в парах друг за другом на расстоянии 1,5-2 метра.
Ведущий (один из пары) задает направление прыжков на мяче (вперед, назад, в стороны, вокруг мяча, на месте, а партнер повторяет движения. Затем меняются ролями.
Основной смысл игры: успеть сориентироваться в пространстве, в направлении движения.
21. «Паровозик». Дети садятся на свои мячи друг за другом «паровозиком». Ведущий задает темп и направление движения.
Методические рекомендации. На первом этапе прыжки выполняются синхронно, по звуковому сигналу на каждый прыжок. В дальнейшем звуковой сигнал дается на начало движения паровозика и на его остановку.
22. «Быстрая гусеница». Играют две команды детей. Каждая команда – это «гусеница», где все участники соединяются друг с другом с помощью ортопедических мячей, которые они удерживают между собой без помощи рук, туловищем.
По команде дети начинают движение «гусеницы». Выигрывает самая быстрая команда, не разорвавшая «гусеницу» и не потерявшая мяч.
Комментарий. Игра способствует созданию положительного, веселого настроения в группе, развивает координацию движений, ловкость, тренирует у ребенка зрительную систему, вестибулярный аппарат, развивает чувство сотрудничества, формируется способность ориентации в пространстве.
23 «Пятнашки в беге»
Условия игры те же, но играющие передвигаются бегом, перекатывая мяч руками
24 «Третий лишний»
Играющие, сидя на мячах, располагаются по кругу; на одном мяче сидят сразу два игрока. По команде один из играющих без мяча догоняет другого играющего без мяча за кругом. Убегавший занимает месте у любого мяча, при этом третий игрок становится «лишним» и убегает от догоняющего.
25 «Пятнашки мячом»
Водящие с фитболами, остальные дети (без мячей) убегают от водящего в любом направлений. Водящий не может запятнать убегающего игрока, если тот принимает положение седа на полу
26 «Пятнашки сидя»
Сидя на фитболе, играющие передвигаются по залу, водящий пятнает ближайшего игрока, который становится водящим
27 «Штандр»
Используется один мяч. Дети стоят в круг, мяч у водящего. Водящий подбрасывает мяч и называет имя одного их игроков. Игрок подбегает к мячу, говорит «стоп» - все должны остановиться. Игрок бросает мяч в ближайшего играющего, тот становится водящим.
28 «День и ночь»
По команде «день» - игроки бегают с мячом произвольно по залу, по команде «ночь» - ложатся на мяч грудью, обхватывая мяч руками и ногами.
29 «Гонка с выбыванием»
В игре на один мяч меньше, чем игроков. По сигналу преподавателя все передвигаются по кругу (мячи внутри круга). По хлопку – сесть на мяч. Кто не успел – выбывает.
30 «Часовые и разведчики»
Играющие делятся на две команды – «часовых» и «разведчиков», они выстраиваются в шеренги вдоль противоположных сторон зала. В центре зала рисуется круг, в котором находится фитбол. Команда разведчиков пытается унести мяч, а команда часовых должна его стеречь
31 «Волейбол сидя»
Сидя на фитболах в кругу, играющие бросают
волейбольный мяч друг другу, стараясь его не уронить.
32«Попади в цель»
Играющие делятся на две команды. Задача – с расстояния 3м. попасть в любую горизонтальную или вертикальную цель. Попадание – одно очко, промах – 0. Подсчитывается общекомандный результат.
33 «Охотники и утки»
При большом количестве играющих, выстраиваются в две шеренги «охотников» на расстоянии 6м. друг от друга. У одной шеренги «охотников» фитболы. Посередине между шеренгами «охотников» - «утки». Охотники фитболами выбивают «уток». Когда все «утки» выбиты, они становятся охотниками, а охотники – утками.
34 «Тоннель»
Игроки делятся на пары, сидя на фитболах напротив друг друга, поднимают руки вверх и соединяют их, образуя «тоннель». Последняя пара проходит через тоннель, прокатывая свой мяч впереди, и становится первой парой. Так по очереди проходят все пары
35 «Волейбол лёжа»
Игра проводится по кругу. Все играющие лежат на полу на спине, ноги вверх. У одного из играющих в ногах мяч. Он бросает мяч из ног в ноги любому игроку.
36 «Хоккей»
Игроки разбиваются на две команды, все с клюшками, в воротах – вратарь. Вместо шайбы используется фитбол.
37 «Кто быстрее»
Игроки делятся на две команды, сидят в шеренгах друг напротив друга. У первых в шеренге в руках мяч. По команде мяч по очереди передаётся из рук в руки каждому следующему игроку и обратно. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст мяч.
38 «Боулинг»
Цель - фитболом сбить максимальное число кеглей. Три попытки. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество очков (1кегля – 1очко)
39 «Города»
Сидя по кругу, ноги врозь, фитбол у одного из игроков. Перекатывать мяч, называя города. Следующий называет город на последнюю букву.
40 «Гонка мячей по кругу»
Игроки стоят по кругу, у каждого фитбол. По команде игроки передают фитболы рядом стоящему по часовой стрелке (передача мяча в каждую сторону продолжается в течении одной минуты).
41 «Попади в мяч»
Играющие делятся на две команды и выстраиваются в шеренги напротив друг друга на расстоянии 3 м. По средине зала фитбол. В руках у игроков теннисные мячи. По сигналу игроки бросаю мячи в фитбол, стараясь откатить фитбол к противоположной команде.
42 «Волк во рву»
В центре зала из двух линий «ров» , во рву «волк» с фитболом. Дети перебегают из одного игрового поля в другое, стараясь избежать попадания мяча.
43 «Перекати – поле»
Прокатить фитбол от старта до фигиша, толкая его лбом (чья команда быстрее).
44 «Паучок – эстафета»
Перенести мяч от старта до финиша, удерживая его на животе в положении упор сзади, ноги согнуты, таз приподнят.
45 «Бездомный заяц»
На площадке фитболы , на один меньше количества игроков. Подают команду: «Зайцы домой». Играющие садятся на ближайший мяч. Игрок без мяча выбывает.
46 «Лапта»
Все играющие делятся на три команды, две команды располагаются по краям площадки (водящие), одна (игроки поля) в центре зала. Водящие стараются попасть в игроков поля, которые, уворачиваясь от мяча, могут его ловить. Игрок, осаленный мячом, выбывает, а поймавший мяч, остаётся в игре и имеет право выручить одного из выбывших игроков.
47 «Мяч в воздухе»
Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук, в середине водящий. Игроки перекидывают фитбол так, чтобы водящий не мог коснуться его руками. Если водящий коснулся мяча. То его место занимает игрок, бросавший мяч.
48 Не пропусти мяч
Дети стоят по кругу, держась руками за плечи, образуя глухую стену. В центре этого круга водящий с мячом. Задача водящего — выбить мяч из круга.
49 Быстрая гусеница
Играют две команды детей. Каждая команда — это «гусеница», где все участники соединяются друг с другом с помощью мячей, которые они удерживают между собой туловищем. По команде, кто быстрее доберется до финиша, дети начинают движение гусеницы. Выигрывает самая быстрая команда, не разорвавшая «гусеницу» и не уронившая мяч.
50 Пингвины на льдине
Дети-«пингвины» бегают свободно по залу. Мячи-«льдины» в произвольном порядке разбросаны на полу. Водящий ребенок-«охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин» забрался на «льдину», то есть сидит на мяче, не касаясь при этом пола ногами, ловить его не разрешается.
51 «Путешествие в Москву»
Дети сидят на мячах в кругу, имитирующим аэродром. Ведущий произносит: «Я лечу в Москву, всех с собой возьму». Дети, оставив мячи, становятся за ведущим, который, используя Основные движения (бег, ходьбу, поскоки и т.д.), водит детей за собой в различных направлениях и по всевозможным траекториям. По команде «Посадка» дети и ведущий должны как можно быстрее занять свой мяч. Ребенок, который остался без мяча, в последующей игре будет ведущим
52 Угадай, кто сидит на мяче
Дети стоят в кругу. Ведущий с закрытыми глазами находится в центре круга. Играющие перекатывают мяч за спинами, при этом считая до десяти. Ребенок, который получил мяч на счет «десять», быстро садится на него. Ведущий пытается отгадать по форме рук и голосу, кто сидит на мяче. Ведущий. Ну-ка, руки покажи, мячик у тебя, скажи?
Играющий ребенок: Ты глаза не открывай, а по слуху отгадай. Кто я?
53 Бездомный заяц
Мячи врассыпную лежат по залу на один меньше, чем количество игроков в зале. Все дети: «зайцы» бегают по залу. По команде «Все в дом!» — дети садятся на любой из мячей. «Бездомным зайцем» является тот ребенок, который не занял мяч. Он выбывает из игры. В каждой последующей игре количество мячей сокращается на один.
54 Космонавты
Играют две команды. Дети строят две «ракеты». Для этого все мячи располагают в двух равных колонах. Все дети свободно маршируют по залу, приговаривая слова:
Ждут нас быстрые ракеты,
Для прогулок по планетам,
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет.
После этих слов дети разбегаються по своим ракетам. Выигрывает та команда, которая долше всех «пробудет в полете». Дети должны сесть на мячи, взяться за руки и поднять ноги, «сцепившись в невесомости».
55 Найди свой мяч
Играют две команды: одна сидит на мячах, другая стоит у нее за спиной. По сигналу сидящие дети встают, с закрытыми глазами делают 6—8 шагов от мяча, поворачиваются 3 раза вокруг своей оси. В это время стоящие дети передают мячи из рук в руки между собой. По сигналу «Стоп!» дети первой команды открывают глаза и как можно быстрее пытаются отыскать свой мяч и сесть на него.
56 Улитка, веретено
Дети стоят в двух командах, удерживая мячи локтями (головой или другими частями тела). По сигналу «Начали!» команды сворачиваются в улитку. Чья команда быстрее завернется, та и считается выигравшей.
57 Утки и охотник
Двумя полосками на полу обозначается с одной стороны «озеро», с другой «камыши». В «камышах» сидит охотник. Дети-«утки» в положении на четвереньках толкают мяч головой до «камышей».Педагог при этом говорит следующие слова:
Ну-ка, утки,
Кто быстрей
Доплывет до камышей?
Самой ловкой
За победу
Сладкое дадут к обеду.
После того, как ведущий проговорит все слова, «охотник» может сбивать «уток» своим мячом. Награждается та «утка», которая благополучно добралась до «камышей».
58. Лиса и тушканчики
Выбирается один ребенок - «лиса», задача которого – переловить всех других детей – «тушканчиков». Воспитатель объявляет: «День!» и тогда все «тушканчики» прыгают на своих мячах по всему залу, кто куда хочет. Как только звучит команда ночь – все «тушканчики» замирают, приняв ту позу, в которой их застала команда. «Лиса» может съесть любого, кто шевелиться
59. Два барана
Играют по два человека. Воспитателем выделяется узкая полоска зала – «мост», на котором и произойдет битва «двух баранов». Два ребенка сидят на мячах и хлопают друг друга в ладоши, тем самым пытаясь уронить партнера с мяча или «с моста». Выигрывает сильнейший, а на «мост» приглашается следующий желающий принять участие в этом соревновании.
60. Бармалей и куклы
Злодей Бармалей хочет поймать множество кукол для своего театра. Все дети – «куклы» живут в своих домиках (сидят на своих мячах). Между домиками ходит Бармалей. Куклы дразнят Бармалея, перебегают из домика в домик со словами:
Мы веселые ребята.
Любим бегать и играть.
Ну попробуй нас поймать.
Задача Бармалея – поймать озорных кукол.
После этих слов «цапля» должна поймать как можно больше прыгающих лягушек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фитбол-мячей в домашних условиях
Консультация для родителей по использованию фитбол-мячей в домашних условиях. В данной консультации раскрыто влияние фитбол-мячей на психическое и физическое развитие ребенка, приведены ряд упражнен...
НОД по физической культуре в подготовительной к школе группе « Веселое путешествие" с фитбол- мячами
НОД по физической культуре в подготовительной к школе группе с использованием методики кандидата педагогических наук Т.С. Овчинникова,кандидата медицинских наук, доцента...
Результативность Программы «Доктор Мяч» с применением фитбол-мячей+ФОТО.
Результативность Программы «Доктор Мяч» с применением фитбол-мячей....
Подвижные игры с фитбол-мячами.
Подвижные игры с фитбол-мячами - одно из современных и инновационных средств физического воспитания дошкольников....
Конспект по физической культуре с использованием фитболов, мячей, массажными мячами. в подготовительной группе: «Путешествие в страну веселых мячей»
Конспект по физической культуре с использованием фитболов, мячей, массажными мячами.в подготовительной группе: «Путешествие в страну веселых мячей»...
Игры с фитбол мячом.
Игры с фитболом в детском саду — развивавают физические качества и укрепляют здоровье детей. В процессе занятий решаются следующие задачи:Развитие и совершенствова...