Статья "Польза шахмат для развития ребенка". Старшая группа
статья (старшая группа)
В статье прописано значение обучения игры в шахматы в дошкольном возрасте. Раскрывается польза шахмат для всестороннего и гармоничного развития личности и познавательного процесса ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель ГБДОУ №66
Фрунзенского района С-Пб
Солнцева Арина Витальевна
Статья
«Польза шахмат для развития ребенка»
Аннотация: В статье прописано значение обучения игры в шахматы в дошкольном возрасте. Раскрывается польза шахмат для всестороннего и гармоничного развития личности и познавательного процесса ребенка.
Ключевые слова: шахматы, мышление, развитие, игра.
Дошкольный возраст уникален для формирования личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов, именно в этот период закладываются отношение ребёнка к окружающему миру, происходит интенсивное физическое и психическое развитие. Очень важно не упустить времени, поддержать и всемерно развивать качества, специфические для дошкольного возраста, так как уникальные условия, созданные природой для их становления, больше не повторятся и в дальнейшем наверстать упущенное окажется трудным или даже невозможным [1, с.4]. Одним из инструментов развития ребенка может быть такая старинная и очень увлекательная игра – шахматы. В наши дни они стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Эта игра помогает в развитии памяти и логического мышления, а также отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность. Помимо данных качеств, шахматы способны развить в ребенке умение принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности.
Одним из учёных, изучающих вопрос использования шахмат для развития детей, был Эм. Ласкер. Он подчеркивал, что шахматы являются отображением жизни. В своей «Философии королевской игры» он писал: «Шахматы учат нас, как могла бы сложиться наша жизнь при равных возможностях и без случайностей» [2, с.95]. Также Ласкер считал, что включение детей в шахматную игру и обеспечение их шахматного и личностного роста эффективней достичь, если оно строиться с учетом своеобразия каждого ребенка, предрасположенности к шахматной игре, личностной активности и достигаемых результатов. Шахматы позитивно влияют на развитие индивидуальности ребенка [3, с.56].
Любой процесс обучения направлен на достижения определенного результата, получения навыка в чем-либо. Нет никакой пользы в том, что любитель для совершенствования в шахматной игре напрасно теряет время, которое могло быть использовано для более серьезных целей [4, с.187].
Изучив все плюсы шахмат, мной был разработан проект «Волшебные шахматы» на развитие логического мышления. В ходе этого проекта, я собираюсь знакомить детей старшего дошкольного возраста с шахматными фигурами, правилами игры, а также шахматными комбинациями. Но для начала, чтобы понять, действительно ли данная игра может повлиять на развитие логического мышления детей, необходимо провести эксперимент и выявить исходный уровень. Поэтому я решила использовать ряд диагностик:
- Диагностика А. Н. Бернштейна «Последовательность событий»
Цель: умения строить самостоятельные умозаключения, делать обобщения, выдерживать причинно-следственные связи, а так же выявить уровень логического мышления.
- Диагностика Р.С Немова «Нелепицы»
Цель: оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой.
- Диагностика Н.Л. Белопольской «Исключение предметов»
Цель: установить уровень обобщения, доступный ребенку, а также выявить особенности протекания у него процессов анализа, сравнения и синтеза, приводящих к формированию категории, включающей только три из четырех предъявленных предметов.
После выявления уровня логического мышления, я начинаю работать над проектом. Мой проект рассчитан на три месяца. На первом занятии я рассказываю историю возникновения шахмат, а последующие занятия направлены на знакомство с фигурами, их названиями, а также ходами.
1 неделя: «История возникновения волшебных шахмат». Здесь дети узнают откуда появилась эта старинная игра и знакомятся с новыми понятиями «шахматная доска», «белые, черные поля»
2 неделя: «Волшебная доска». Продолжать знакомить с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнёрами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии.
3 неделя: «Ладья». Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», узнать место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие».
4 неделя: «Слон». Познакомить детей с шахматной фигурой «слон», узнать место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чёрнопольные слоны. Показать, как слон выполняет взятие и так далее.
Познакомив со всеми фигурами и как они ходят, можно будет проводить первую партию.
Итогом моего проекта станут бумажные фигуры шахмат на палочках, благодаря которым дети смогут разыгрывать шахматные комбинации в сценках.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование шахмат в свободное время поможет Вам вырастить гармонично развитого человека.
Список литературы
- Габбазова, А.Я. Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста в процессе обучения шахматной игре: монография / А.Я Габбозова. – Ульяновск: Изд – во Ульяновского гос. техн. ун – та, 2008. – 95с.
- Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы: кн. для воспитателей дет. сада: из опыта работы / В.Г. Гришин. – М.: Просвещение, 1991. – 158с.
- Литманович М. Научите играть меня в шахматы! / М. Литманович. – М.: Русский шахматный дом, 2013. – 96с.
- Чехов В. Программа подготовки шахматистов IV – II разрядов / В. Чехов, С. Архипов, В. Комляков. – М.: Можайский полиграфкомбинат, 2007. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей подготовительной группы: « Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».
Консультация для родителей подготовительной группы:« Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими...
Консультация для родителей подготовительной группы: « Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет»
Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети имеют необходимый для свободного общения сл...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Права ребенка»
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Центр развития ребенка — детский сад №345»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Прав...
Консультация для родителей подготовительной группы: «Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».
Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети имеют необходимый для свободного общения сл...
Польза шахмат в развитии ребенка.
ПАМЯТКА."Польза шахмат в развитии ребенка"Мировой опыт говорит о пользе шахмат в образовательном процессе, развитии интеллекта и личностных качеств ребенка. Сегодня в России активно идут раз...
Консультация для родителей "ШАХМАТЫ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА"
Игра в шахматы – это уникальная игра, имеющая ряд преимуществ над остальными настольными играми. Это больше, чем игра. Обучение шахматам позволяет открывать новые грани в личностном ра...
Протокол родительского собрания : Стали мы на год старше.(Средняя группа) Развитие личностного потенциала ребенка. (Старшая группа)
Тема собрания: Стали мы на год старше.Присутствовало: 12 человекПовестка дня родительского собрания:Повестка дня:1) О подведении итогов воспитательной и образовательной работы за 2021-2022 у...