Почему ребенок не говорит к 3 годам
консультация (младшая группа)
Причины речевых нарушений и рекомендации родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему ребенок не говорит к 3 годам
Основные причины речевых нарушений
- наследственные факторы
- патологии во время беременности
- родовые травмы
- перенесенные инфекционные заболевания в первые 3 года жизни, вызвавшие осложнения
- неблагоприятные социально-психологические факторы
социально-психологические причины
- отсутствие родителей в течение длительного периода, для ребенка это серьезная психологическая травма, которая проявляется апатией, отсутствием интереса ко всему новому. ребенок замыкается в себе и это отражается на его речи.
- неблагоприятная обстановка в семье, постоянные скандалы между родителями, жесткий тип воспитания, множества запретов приводят к тому, что ребенок замыкается и у него пропадает желание говорить.
- «сюсюканье» с ребенком. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.
Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.
- гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.
Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.
- недостаток общения с ребенком. в раннем возрасте словарный запас ребенка формируется на основе общения с близкими. Если родители мало общаются с малышом, не дают ему высказать свои мысли, у него отсутствует мотивация к развитию речевых навыков.
Рекомендации родителям
- Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.
- Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.
- Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая. Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).
- Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.
- Читайте и рассказывайте детские сказки и стихи, побуждайте к повторению фраз и строчек из стихотворений, рассматривайте иллюстрации, поясняя то, что на них изображено.
Ваше чтение должно быть настолько эмоциональным и выразительным, чтобы ребёнку хотелось вслушиваться в вашу интонацию.
- Сопровождайте своими комментариями все действия, касающиеся совместной деятельности с малышом, поясняйте функции отдельных предметов, рассказывайте о том, что интересное вы увидели на прогулке, из окна автобуса или автомобиля во время поездки. Пусть вы не получите пока отклика от ребёнка, но его пассивный словарь будет неуклонно пополняться.
- Следите, чтобы ваша речь была эталоном, имела чёткое звучание и правильное произношение.
- Постарайтесь не бросаться на помощь к ребёнку, выполняя его молчаливые просьбы. Пусть он попробует выразить своё желание.
Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
Необходимо помнить и о тесной связи функций речи и рук. Ведь движения пальцев рук, мелкая моторика коррелируют с речевой функцией. На кончиках пальцев расположены активные точки, связанные с речевыми центрами мозга. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Поэтому начинать тренировку пальцев рук ребёнка необходимо с раннего возраста. Приемы могут быть самыми разнообразными, но важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно точными и энергичными.
Упражнения для развития мелкой моторики
- Рвать на мелкие кусочки бумагу (дети делают это с удовольствием).
- Перебирать или нанизывать крупные бусины, складывать деревянные пирамидки, вкладыши, мозаика.
- Застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.
- Массаж пальчиков и ладошек, используя специальные колечки су-джок и мячик-ёжик.
- Пальчиковая гимнастика.
- Игры с волчками.
- Занятия изобразительной деятельностью (рисование, лепка)
Внимательное отношение к проблемам задержки речи трехгодовалого ребёнка, своевременная диагностика, вовремя начатые занятия со специалистами позволят сократить время на необходимую коррекцию и предупредить дальнейшие отставания от сверстников.
Помните, что каждый ребенок индивидуален и неповторим. Если малыш друзей или знакомых в 3 года читает стихи, а ваш непонятно лепечет, это не повод думать, что у него серьезные проблемы.
В случае легких нарушений, родители могут справится с проблемой самостоятельно. Если нарушения серьезные, то без помощи специалистов не обойтись.
Помните, что большинство нарушений можно свести к минимуму, или вовсе устранить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/13/picture-314591-1381613325.jpg)
Консультация "Почему ребенок плохо говорит?"
Почему ребенок плохо говорит? Существует ряд веских причин....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-192104-1383132192.jpg)
Почему ребенок плохо говорит?
Родителей всегда интересовали причины нарушения речи. Наступал момент, когда каждая мама задавала себе вопрос: Почему мой ребенок плохо разговаривает? Ответить на этот вопрос одним предлож...
Почему ребенок плохо говорит
В консультации для родителей раскрываются причины задержки речевого развития малышей, не имеющих патологии центральной нервной системы, аномалий в строении артикуляционного аппарата, нарушений слуха, ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/02/picture-550609-1420229879.jpg)
Почему ребенок плохо говорит?
К возникновению речевой патологии могут привести различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода, в процессе родов и первые годы жизни ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/17/picture-1508150-1710682504.jpg)
Почему ребенок плохо говорит в 3-4 года?
В данной консультации раскроются слкдующие вопросы:Причины нарушения речи у детей.Развитие речи в норме.Советы логопеда.Ответы на вопросы родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/08/picture-992265-1515402123.jpg)
Почему ребенок не говорит в 4 года?
Все современные родители хотят, что бы их дети начали говорить ворвемя и этот важный аспект разватия не отставал от нормы. Волнения по этому поводу начинают нарастать даже на пороге годовалого возраст...