Почему ребенок не говорит в 4 года?
консультация (младшая, средняя группа)

Степанова Наталья Александровна

Все современные родители хотят, что бы их дети начали говорить ворвемя и этот важный аспект разватия не отставал от нормы. Волнения по этому поводу начинают нарастать даже на пороге годовалого возраста, если у малыша к этому времени не появляются первые слова. ЗРР в ниши дни-это одно из самых распростанненных нарушений у детей ранего возраста. Однако паниковать рано- зачастую решить проблему помогают занятия со специалистами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Если в четыре года малыш не говорит или выражается настолько непонятно, что его понимает только мама, нужно выяснять причину отставания развития и предпринимать меры по его устранению.

В 4 года речь дошкольника в норме достигает пика своей активности с момента произнесения первого слова. Недаром четырёхлеток называют «почемучками» – они постоянно и назойливо задают вопросы, рассуждают, используя иногда собственную логику, придумывая свои слова, активно общаются со сверстниками и взрослыми.

Отсутствие речи в 4 года не только сигнализирует о неполадках в работе центральной нервной системы, но и может стать причиной задержки психического развития.

Норма развития речи в 4 года

В этом возрасте начинают проявляться различия в речевых умениях детей. Один ребёнок чётко произносит почти все звуки родного языка, бойко декламирует множество стихотворений, пересказывает сказки, умело пользуясь интонацией, а другой ещё не освоил ни шипящие, ни сонорные согласные и затрудняется с ответом на простые вопросы.

Тем не менее и в том, и в другом случае — это варианты нормы. Такой разброс в развитии речи детей с одинаковыми возможностями – влияние семьи и пребывания в детском коллективе.

Признаки нормального развития речи ребёнка четырёх лет:

  • Он чётко излагает свои мысли, имея в активном словаре до 2500 слов. Заметно, что его речь стала точнее и богаче, по сравнению с речью между 3 и 4 годами.
  • Может назвать основные признаки и свойства предметов, пользуясь для этого прилагательными, отражает в речи связи между явлениями.
  • Малыш становится более внимательным, может дослушать до конца ответ взрослого на свои вопросы, непрерывным потоком льющиеся из детских уст.
  • Высказывания четырёхлетнего ребёнка состоят из простых распространённых предложений, но он может употреблять и сложные конструкции.
  • Он способен на короткий монолог, например, рассказывая родителям о том, что с ним произошло в детском саду за день, пересказать небольшой текст, прочитанную сказку.
  • Грамматическое оформление высказываний может быть неидеальным – слова не согласованы между собой по родам и числам, глаголы изменяются неправильно, сложность в согласовании числительных с именами существительными и т. д.
  • Наступил период рифмования слов и создания собственных «стихов». Эти наивные рифмованные 2–4-стишия забавляют детей и развивают у них чувство мелодики родной речи.
  • Артикуляция шипящих (ш, ж, щ), аффрикат (ц, ч) должна быть правильной, а вот сонорных звуков (л, р) может быть пока несовершенной. Ребёнок 4 лет уже способен выделить звук из слова.
  • В речи детей 4 лет часто встречается неправильно поставленное ударение, пропуск и перестановка слогов в многосложных словах (температура – пиринтура, типантура, электричество – лепестричество).

Дети с нормально развивающейся речью активно общаются и играют со знакомыми и незнакомыми людьми по собственной инициативе.

Признаки задержки речевого развития

Структура речевых дефектов в этом возрасте разнообразна, практически нет двух одинаковых случаев задержки речи. Если ребёнок молчит в 4 года – это повод для срочного обследования малыша у психоневролога, невропатолога, отоларинголога, дефектолога и логопеда. Дети могут не говорить совсем, или говорить неразборчиво и невнятно.

Тревожные признаки отставания в речевом развитии ребёнка 4 лет:

  • Его речь мало кому понятна и представляет собой набор звукоподражаний, обрывков лепетных слов, отдельных слогов и междометий (ах, бух, ой).
  • Он не стремится общаться ни с кем, даже с родными людьми.
  • С трудом повторяет за родителями слова и короткие фразы, или отворачивается либо уходит.
  • Не может понять простую просьбу или инструкцию из двух частей (сначала принеси мне яблоко, а потом тарелку).
  • Вместо предложения произносит отдельные слова, или в его предложениях отмечается большое количество аграмматизмов.

Нарушения речи откладывают отпечаток на поведение ребёнка: он часто замкнут, капризен, неусидчив, не стремится общаться с другими детьми. Внимание, память и мышление – эти главные помощники в познании окружающего мира, развиты недостаточно.

Нарушается интеллектуальное развитие, ведь для ребёнка по сути не существует предмета или явления, которые он не может назвать.

Причины речевой задержки в четыре года

Существует немало причин того, что ребёнок в 4 года плохо говорит или вовсе не говорит. Если у него сохранный слух и интеллект, значит, в основе дефекта лежит недостаточность центральной нервной системы, а, точнее, головного мозга. Существует и обратная связь, когда недоразвитие речи тормозит психическое и интеллектуальное развитие малыша.

Возможные причины задержки развития речи в 4 года:

  • Соматические и инфекционные заболевания, перенесённые матерью во время беременности;
  • Родовая травма, внутриутробное кислородное голодание или асфиксия в родах, оставившая без кислорода головной мозг;
  • Запаздывающее созревание мозговых структур;
  • Черепно-мозговые травмы и нейроинфекции, перенесённые в раннем детстве;
  • Генетические и хромосомные патологии (синдром Дауна, синдром Эдвардса);
  • Педагогическая запущенность, недостаток внимания к ребёнку;
  • Стресс или сильное нервное потрясение, остановившее развитие речи, если оно произошло в период её становления;
  • Заболевания слухового аппарата, отсутствие или снижение слуха (как проверить слух ребёнка).

Как помочь 4-летнему ребёнку заговорить

Коррекция недоразвития речи в этом возрасте в большинстве случаев сопряжена с большими трудностями. Нельзя терять драгоценное время, нужно как можно скорее получить квалифицированную помощь.

Педиатр назначит терапию дисфункции речевых зон мозга, стимуляцию мозгового кровообращения. Возможно, дополнит её физиопроцедурами: магнитотерапией, лазеротерапией, электрорефлексотерапией.

Основная нагрузка по развитию детской речи ложится на плечи логопеда, учителя-дефектолога и родителей ребёнка. Хорошо помогает логопедический массаж – система возбуждающих и успокаивающих массажных приёмов, направленных на стимуляцию артикуляционной моторики и её связей с речевыми зонами мозга. Простые упражнения могут выучить родители ребёнка и выполнять их самостоятельно.

Если приходится вызывать отдельные звуки, я рекомендую применять систему обозначений для каждой фонемы, выражаемую движениями рук:

  • а-а-а – хлопки перед грудью;
  • о-о-о – хлопки вытянутыми руками;
  • ы-ы-ы – над головой;
  • у-у-у – по плечам;
  • я-я-я – грозим пальчиком;
  • е-е-е – пальчик движется вправо-влево;
  • ю-ю-ю – соединяем и разъединяем колечко из большого и указательного пальчика.

Когда все позиции освоены, начинаем присоединять согласные звуки, сопровождая их заученными движениями: ма-ма-ма, мо-мо-мо, мя-мя-мя и т. д. Детям очень нравятся такие упражнения, они охотно их выполняют. Так вы быстрее разговорите своего ребёнка.

Логоритмика появилась в логопедической практике сравнительно недавно, но с успехом применяется. Это сочетание музыки, движений и простых рифмованных строчек. Подражая животным и героям сказок, дети непроизвольно развивают речь.

Артикуляционная гимнастика, предложенная в форме приключений весёлого язычка, машинки или животного поможет быстро освоить движения гортани, губ, языка, твёрдого нёба. Для развития мелкой моторики используют весёлые пальчиковые игры. Детям никогда не надоедает в них играть, а во время игры непроизвольно развивается речевая активность, усваивается мелодика родной речи.

Если у ребёнка 4 лет отсутствует речь, нужно проводить комплексное воздействие с участием медиков и коррекционных педагогов. Но самое большое место в этой работе отводится именно родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Почему ребенок плохо говорит?"

Почему ребенок плохо говорит? Существует ряд веских причин....

Почему ребенок плохо говорит?

Родителей всегда интересовали причины нарушения речи. Наступал момент, когда каждая мама задавала себе вопрос: Почему мой ребенок плохо разговаривает? Ответить на  этот вопрос  одним предлож...

Почему ребенок плохо говорит

В консультации для родителей раскрываются причины задержки речевого развития малышей, не имеющих патологии центральной нервной системы, аномалий в строении артикуляционного аппарата, нарушений слуха, ...

Почему ребенок плохо говорит?

К возникновению  речевой патологии могут привести различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода, в процессе родов и первые годы жизни ребенка....

Тема для родительского собрания в средней группе "Почему ребенок плохо говорит? Что делать?"

Ребенку уже 4 года, у него плохая речь, искажены или отсутствуют некоторые звуки. Задержка речи? Наш папа тоже поздно заговорил и ничего. Вырастит, все само пройдет. Ой, то так мило звучит .Тако...

методическая рекомендация "Почему ребенок плохо говорит"

Данная методическая рекомендация предназначена как для родителей, так и для педагогов....

Почему ребенок плохо говорит

Консультациядля  родителей...