Картотека "Нетрадиционные пальчиковые игры"
материал (средняя группа)
Нетрадиционные "Пальчиковые игры" - это занимательные игры с различными предметами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_netraditsionnyh_palchikovyh_igr.docx | 119.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«КАРТОТЕКА НЕТРАДИЦИОННЫХ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР»
Горох Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Способствовать нормализации мышечного тонуса. Ход: Опустить кисти рук в « сухой бассейн», помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук. В миску насыпали горох И пальцы запустили, Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили. | Тесто Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Ход: Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто. Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи. |
Фасоль Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Стимулировать тактильные ощущения. Ход: На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в бассейн, помешать фасоль, затем найти и достать игрушки. В миске не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль. На дне игрушки для детей, Мы их достанем без затей. | Лодочка Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Формировать произвольные движения пальцев. Ход: Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна». Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки. |
Повар Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Способствовать координированным движениям пальцев. Ход: Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против нее. Варим, варим, варим щи. Щи у Вовы хороши! | Стираем платочки Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Способствовать нормализации мышечного тонуса. Ход: Выполнять движения раскрытой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперед-назад, пальцы разведены. Мама и дочка стирают платочки Вот так, вот так! Постирали и отжали. Ох, немножко мы устали. |
Колобок Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Стимулировать тактильные ощущения. Ход: Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне». Кулачок как колобок. Мы сожмем его разок. Кулачки сжимаем, Кулачками мы играем. | Зарядка Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Ход: Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне». Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать. |
Напрягаем пальцы Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Способствовать нормализации мышечного тонуса. Ход: Опустить кисти рук в «сухой бассейн» Растопырить пальцы, напрягать, их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами. Только уставать начнем, Сразу пальцы разожмем, Мы пошире их раздвинем, Посильнее напряжем. | Ладошки здороваются Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Ход: Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами Наши пальчики сплетем И соединим ладошки. А потом как только можем Крепко-накрепко сожмем. |
Лягушки Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Ход: Сжать руки в кулачки и положить их на дно «сухого бассейна» пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами. Две веселые лягушки Ни минуты не сидят. Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят. | Пальцы играют Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Увеличивать объем и амплитуду движений. Ход: Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать. Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять - Начинаем разгибать. |
Медведь Цель: Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Ход: Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, катая его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку - нажим на один палец. Шёл медведь к своей берлоге Да споткнулся на пороге. «Видно, очень мало сил Я на зиму накопил»— Так подумал и пошёл Он на поиск диких пчёл. Все медведи — сладкоежки, Любят, есть медок без спешки, А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге. | Щелчки Цель: Развивать тонкие движения пальцев. Ход: Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука (или взрослый) поднимает пальцы по одному (ребёнок с силой прижимает ладонь, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку — один палец. Поднял ушки бурундук, Он в лесу услышал звук: — Это что за громкий стук, Тук да тук, тук да тук? - А пойдём, — сказал барсук,— Сам увидишь этот трюк: Это дятел сел на сук И без крыльев, и без рук Ищет он, где спрятан жук, — Вот и слышен перестук! |
Репка Цель: Массаж (самомассаж) подушечек пальцев, «вытягивание» пальцев за ногтевые фаланги. Ход: На каждую строчку тянуть палец за ногтевую фалангу. Тянут, тянут бабка с дедкой Из земли большую репку: «Вот пришла бы наша внучка, Помогла б собака Жучка. Где же кошка, мышка-крошка? Хоть держалась крепко (одноимённые пальцы подушечками друг к другу) Вытянута репка! | Цепочки Цель: Развивать координацию движений Ход: Потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны. Пальцы (одноимённые) сцепляются фалангами, и руки разводятся в противоположные стороны. Впереди силён, красив — Тянет всех локомотив. Мы сцепились, как вагоны: дайте нам скорей «зелёный»! Мы вагончики трамвая, Тоже вместе быть желаем. Мы — машина и прицеп. Очень крепок этот сцеп. |
Ладонь – кулак Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие. Ход: Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол. Руки, как глазки, Закрылись - открылись, Словно из сказки Они появились. А теперь правая рука сжимается в кулак, левая — прямая, затем смена рук; одновременно правая рука распрямляется, а левая — сжимается в кулак. Один кулак — одна ладошка, И поменяй их быстро, крошка! Теперь — ладошка и кулак, И всё быстрее делай так! | Птичка Цель: Развивать координацию движений пальцев рук. Ход: На каждое слово пальцы одной руки соединяются с большим пальцем, начиная с указательного… Затем смена рук. Ищет птичка и в траве, И на ветках, и в листве, смена рук И среди больших лугов Мух, червей, слепней, жуков. |
Ножки Цель: Массаж (самомассаж) пальцев. Ход: Соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой (подушечками) это 1 -я пара. Затем — большой палец левой руки с указательным правой это 2-я пара. После чего 1-ю пару размыкаем, обводим с разных сторон вокруг 2-й пары и снова смыкаем. Далее — размыкаем и смыкаем 2-ю пару, обводя вокруг 1-й, и т. д. Наши пальчики, как ноги, Побежали по дороге. Очень быстро мы бежали, Но споткнулись и упали. | Пианист Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие. Ход: Пальцы опускаются на стол по порядку — от мизинца к большому — на каждый слог стиха. После каждой строчки — смена рук. Пианист Бемоль В музыке король. Говорит Бемоль Ноты, как Пароль: «до, ре, ми, фа, соль, Принесите соль. до, ре, ми, фа, соль, Посолить фасоль.» |
Рыбка Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение. Ход: К картонным заготовкам рыбок с нарисованной головой и глазом пристегнуть прищепки в виде плавников и хвоста: Плаваю под мостиком и виляю хвостиком | Ёлка Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение. Ход: К картонной заготовке коричневого цвета (ствол) пристегнуть зеленые прищепки в виде еловых лап: Колкую, зеленую срубили топором. Красивую, зеленую принесли к нам в дом. |
Пальчики кивают Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие. Ход: Руки на уровне груди, пальцы вверх, ладони смотрят друг на друга. На каждую строчку — кивание одного пальца 2—4 раза. Вот и встретилась семья. Рад тебя увидеть я. Всех мы в гости пригласили, Всех здороваться учили. В знак приветствия кивать Может пальчик номер пять, Безымянный может ниже, Средний – силой не обижен, Этот знает все на свете, А вот этот любят дети. | Колечки Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие. Ход: Большой и указательный пальцы правой руке замыкаем в «колечко» и надеваем по очереди на все пальцы левой руки — от большого до мизинца. Затем «колечко» из пальцев левой руки надеваем ее пальцы правой. Птичек мы окольцевали, Наблюдали, узнавали, Улетев в какие дали, Где морозы переждали, Что пернатые клевали, Гнезда где свои свивали. Где вы яйца отложили, Как вы бури пережили, Сколько вы, в конце концов, В гнёздах вывели птенцов? |
Мяч Цель: Массаж (самомассаж) пальцев и ладоней. Ход: Разминочные упражнения с мячом-ёжиком. Движения соответствуют тексту. Я мячом круги катаю, Взад-вперёд его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. Каждым пальцам мяч прижму И другой рукой начну. А теперь последний трюк: Мяч летает между рук. | Гусенок Цель: Массаж (самомассаж) пальцев с использованием прищепок. Ход: Бельевыми прищепками прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) ее каждое слово. Вот проснулся, встал гусёнок, Пальцы щиплет он спросонок. — Дай, хозяйка, корма мне Раньше, чем моей родне. |
Мишутка Цель: Укрепить мышцы кистей рук. Ход: Нажимаем пальцем на стопор или любую кнопку. Нажим — на каждый ударный слог, после двустишия — смена рук. Шёл мишутка — топ да топ — Вдоль звериных тайных троп, Но устал и сел на пень И ему подняться лень. | Друзья Цель: укрепить мышцы кистей рук. Ход: Сжимаем кистевой эспандер на каждый ударный слег, после каждой строчки — смена рук. Я в друзьях души не чаю, Я друзей своих встречаю. Каждый руку мне пожмёт, Каждый мне привет пошлёт! |
Прогулка Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие. Ход: Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И идём пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола. Крышки пальчики обули, Смело в них вперёд шагнули. И пошли по переулку На весёлую прогулку. Пальцы — словно балеринки, Но, надетые в ботинки. Каждый пальчик — будто ножка, Только шаркает немножко. | Горошки Цель: Укрепить мышцы кистей рук. Ход: Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным (при необходимости и средним) пальцами берёт горошину одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод) и так набирает целую горсть. После двустишия — смена рук. С блюдца я беру горошки, Словно птица клювом крошки. И полны мои ладошки — Руки держат все горошки. |
Альпинист Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие. Ход: Берем веревку диаметром 4—б мм и завязываем на ней 4—6 узлов. Подвешиваем ее вертикально Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при подъеме по канату) и так двигается дальше. Лезет, лезет альпинист — В этом деле он артист. По скале и по верёвке Он наверх залезет ловко! | Обжора Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие. Ход: Берем небольшой носовой платок за уголок и вбираем его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Сначала одной рукой, потом другой. Можно одновременно комкать и 2 платка руками. У меня живёт проглот — Весь платок он скушал, вот! Сразу стало у проглота Брюхо, как у бегемота! |
Братцы Цель: Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Ход: Катание палочки (карандаша) между большим и другими пальцами Круглую рожицу, а не косую Каждому пальчику я нарисую. Пальчики, как озорные мальчишки, Целых четыре весёлых братишки. Пятый братишка — на голову ниже, Только умишком и он не обижен. Даже такое порою бывает: Маленький всем четверым помогает! Цапля Цель: Развивать координацию движений Ход: Нашиваем на материал 16 пуговиц по 8 в два ряда. Идем по ним указательными и средними пальцами обеих рук. Ходит цапля по болоту На прогулку, на работу - Очень нужно цапле там Взять еду своим птенцам! | Зверята Цель: Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Ход: Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая её. На каждую строчку стиха — разминание подушечки одного пальца. Дети любят всех зверей: Птиц, и ящериц, и змей, Пеликанов, журавлей, Голубей и глухарей, Бегемотов, соболей, Голубей и глухарей, И клестов, и снегирей. Любят горного козла, Обезьянку и осла, Дикобраза е ежа, Черепаху и ужа. Волк Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение. Ход: Открывать и закрывать прищепку, проговаривая при этом двустишие: Серый волк — зубами щёлк. Не боимся тебя, волк. |
Платки Цель: Совершенствовать тонкие движения пальцев. Ход: На картонную заготовку квадратной формы пристегнуть прищепки в виде кистей: Вот так радость, вот так диво Как прекрасно, как красиво! Платочки украшены руками, Подарю теперь их маме. | Лиса Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение. Ход: Открывать и закрывать прищепку, проговаривая при этом двустишие: Хитрая плутовка, рыжая головка, Ротик открывает, зайчиков пугает. |
Разноцветный забор. Цель: развитие пространственной ориентации, развитие зрительного внимания. Ход: Показать ребёнку картинку, на которой изображён дом, а перед домом — забор. Спросить у малыша, указывая на забор, что это такое, для чего нужен забор, какой может быть забор по высоте. На прямоугольную картонную заготовку пристегнуть прищепки. Вокруг дома частокол: Вырос новенький забор. Не перелезть через него, Он выше папы моего. | Гусь Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение. Ход: Открывать и закрывать прищепку, проговаривая при этом двустишие: «Га — га — га» гогочет гусь Я семьёй своей горжусь. |
Ёжики Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение Ход: Из твёрдого картона вырезать силуэты ёжиков. Обратить внимание ребёнка, что к нему в гости пришли разноцветные ёжики. Но пока они шли, то растеряли все свои иголочки. Попросите ребёнка помочь ёжикам и сделать им иголочки из прищепок. | Собаки Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение Ход: Открывать и закрывать прищепку, проговаривая при этом двустишие: Две собаки лают, друг друга не кусают. Только голос подают — видно зубы берегут. При этом локти на столе, прищепки параллельно столу и направлены друг против друга. |
Орешки (мячи) Цель: развитие тонких движений пальцев рук Ход: Ребёнку даётся по паре грецких орехов (мячика). Он кладёт их в ладошку и старается обвести один орешек вокруг другого. После 2-й строчки — смена рук. Вы видали циркача? Мяч идёт вокруг мяча! Кружит с видом знатока, Будто шмель вокруг цветка. | Силачи Цель: развитие мускулатуры пальцев рук Ход: Даём каждому ребёнку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребёнок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки — смена рук. Сжать кольцо поможет нам Сила с волей пополам. Станут пальчики сильнее, А головушка — умнее! |
Котенок Цель: самомассаж пальцев и ладоней Ход: Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно Кусается сильно котёнок-глупыш, Он думает: это не палец, а мышь. — Но я же играю с тобою, малыш! — А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!». | Лягушка (кулак - ребро — ладонь). Цель: развивать межполушарное взаимодействие Ход: Три положения руки на столе последовательно сменяют друг друга: Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь), Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь)! |
КАРТОТЕКА НЕТРАДИЦИОННЫХ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР
Материал подготовили:
учитель-логопед: Воронина С.В.
педагог доп. образования: Асютина Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?
Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...
Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....
Пальчиковые игры и мелкая моторика. Развитие речи через пальчиковые игры
Пальчиковые игры и мелкая моторика....
Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.
Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....
Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"
Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...