ДОКЛАД ВОСПИТАТЕЛЯ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ «ЧТО НАС ЖДЕТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ»
консультация (старшая группа)
Материал можно использовать как на родительском собрании,так и для молодых педагогов. В докладе кратко изложенна информация каков ребенок в 5-6 лет, на что необходимо обратить особое внимание в этом возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 58.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД ВОСПИТАТЕЛЯ
НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ
«ЧТО НАС ЖДЕТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ»
Воспитатель: Кирпа О.Ю.
2021-2022г.
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого
человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается
связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается
фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления
личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому
программа «Детство» создана авторами как программа обогащенного развития детей
дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации —
индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей,
возможностей и способностей.
Цель программы — создать каждому ребенку в детском саду возможность для
развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в
разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на
развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности,
социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение,
деятельность и отношение ребенка к миру.
Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на:
— развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и
деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей;
— создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его
позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в
соответствующих возрасту видах деятельности;
— создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой
систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа «Детство», разработанная на основе ФГОС дошкольного
образования, ориентирована на:
— охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия;
— обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого
ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации,
языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том
числе ограниченных возможностей здоровья);
— обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,
реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего
образования;
— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с
самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
— формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
— обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и
организационных форм дошкольного образования, возможности формирования
программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и
способностей детей;
— формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
— обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.__
Содержание программы «Детство» человекоориентированно и направлено на
воспитание гуманного отношения к миру (В. И. Логинова).
Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных
дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с
изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком,
миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и
двигательной культурой. Такое широкое культурно-образовательное содержание
становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для
удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях
дошкольного детства.
Почему программа «Детство» — программа, ориентированная на
современного ребенка?
Современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают влияние
все признаки настоящего времени. Многолетние исследования, проводимые авторами
программы, позволяют нам наметить штрихи современного дошкольного детства,
которые нельзя не учитывать, организуя образовательный процесс детского сада.
Современный ребенок — маленький гражданин, осознающий себя в
современном пространстве страны и города. Он любит свою Родину, свою семью,
своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее.
Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо
ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он
готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса,
утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети ориентированы
на будущее. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности — они с
уверенностью смотрят в будущее.
Жизнь ребенка XXI века очень сильно изменилась и тесно связана с
возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный
телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями
одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны,
выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в
рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-
прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть,
сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности
современного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть
объединению, разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности,
таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов,
коллекционирование, импровизация, современных детей привлекают сам процесс,
возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов,
возможность выбирать и менять что-то самому.
Все эти новые черты современного дошкольного детства нашли отражение в
программе.
Старший дошкольный возраст (5—6 лет). Ребенок 5—6 лет стремится
познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает
осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения
— формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те
требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не
отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу
(убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным
благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и
обязательности их выполнения.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе.
Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок
наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел
бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек-
Паук», «Я буду как принцесса» и т. п.). В них проявляются усваиваемые детьми
этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на
сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах,
их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность
и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют
успешностью того или иного ребенка в игре.
В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей
гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества,
особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).
Значительные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором
существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При
распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и
попытки совместного решения проблем («Кто будет…»). Вместе с тем согласование
действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникают еще по ходу
самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются
сцена и гримерная). Игровые действия становятся разнообразными.Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д.
Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста
способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при
этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю
одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков
и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные,
уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка.
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об
окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать
вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные
цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка
одного цвета — светло-красный и темно-красный). Дети шестого года жизни могут
рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит
труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например,
расставить по порядку 7—10 тарелок разной величины и разложить к ним
соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребенка
ориентироваться в пространстве.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут
заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 минут
вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу,
которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно, улучшается ее
устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные
приемы и средства.
В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление,
которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием
обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах
различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст
овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает
приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя
ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность.
Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное. _Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают
складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры
рождаются ее замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность
действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи.
Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети
начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений
слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется
существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений
(библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.), глаголами, обозначающими
трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями,
отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной
деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги,
осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в
описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его
настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.
Круг чтения ребенка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной
тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми,
сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объем
информации, ему доступно чтение с продолжением.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет.
Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением
эгоцентрической позиции (ребенок становится способным встать на позицию другого).
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть
перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия
собственных действий и поступков и действий и поступков других людей.
В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда
выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение
детьми разных видов ручного труда.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений
музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того
(произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с
помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те
произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения,
различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.
Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления
становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности
продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности
дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).
Шестой год жизни. Старшая группа
В старшей группе необходимо создать условия для активной, разнообразной
творческой игровой деятельности.
Режиссерские игры и игра-фантазирование
Игровые импровизации и театрализация
Игра-экспериментирование с различными предметами и материалами
Игры с водой, льдом, снегом.
Игры со светом
Игры с магнитами, стеклом, резиной.
Игры с бумагой
Дидактические и развивающие игры. Игры с готовым содержанием и
правилами
Достижения ребенка (Что нас радует)
∙ Присутствует предварительное обозначение темы игры и создание игровой
обстановки.
∙ Ребенок заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения —
положительный. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы
партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Характерно
использование просьб, предложений в общении с партнерами.
∙ В сюжетных и театрализованных играх активность детей проявляется по-
разному. Для детей-сочинителей наиболее интересны игры, которые осуществляются в
вербальном плане. Заметен переход к игре-фантазированию, придумывание игровых
событий преобладает над их практической реализацией через выполнение игровых
действий. Для детей-исполнителей наиболее интересен процесс создания игровых
образов в сюжетно-ролевой игре, управления персонажами в режиссерской игре. Для
детей-режиссеров характерна высокая активность, как в инициировании игровых
замыслов, так и в создании образов игровых персонажей. Они выступают
посредниками в разрешении спорных ситуаций, дирижируют замыслами игроков,
способствуют их согласованию. Для детей-практиков интересны многоплановые
игровые сюжеты, предполагающие вариативные переходы от игры к продуктивной
деятельности и обратно. Часто продуктивная деятельность предшествует игре и
обогащает игровой замысел.
∙ Ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим
и познавательным играм.
∙ В играх с готовым содержанием и правилами действует в точном соответствии
с игровой задачей и правилами.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и
родителей
∙ В сюжетно-ролевых играх ребенок отражает элементарные бытовые сюжеты,
характерно стереотипное разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей.
∙ Не умеет согласовывать свои действия и замыслы в игре с другими детьми.
∙ В играх с готовым содержанием увлекается процессом игры и не следит за
правилами.
∙ Нет интереса к развивающим играм, отказывается от игрового решения при
первых трудностях, часто оставляет игру до ее завершения.
∙ Знает мало игр, затрудняется в объяснении игровых правил другим.
Дошкольник входит в мир социальных отношений
1.Эмоции.
2.Взаимоотношения и сотрудничество.
3.Правила культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками.
4.Семья.
Достижения ребенка (Что нас радует)
∙ Ребенок положительно настроен по отношению к окружающим, охотно
вступает в общение с близкими взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по
отношению к незнакомым людям.
∙ Ориентируется на известные общепринятые нормы и правила культуры
поведения в контактах со взрослыми и сверстниками.
∙ Проявляет любовь к родителям, уважение к воспитателям, интересуется
жизнью семьи и детского сада.
∙ В общении со сверстниками дружелюбен, доброжелателен, умеет принимать
общий замысел, договариваться, вносить предложения, соблюдает общие правила в
игре и совместной деятельности.
∙ Различает разные эмоциональные состояния, учитывает их в своем поведении,
охотно откликается на просьбу помочь, научить другого тому, что хорошо освоил.
∙ Имеет представления о том, что хорошо и что плохо, в оценке поступков
опирается на нравственные представления.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и
родителей
∙ Ребенок имеет представления о правилах культуры поведения и общения, но
часто их нарушает, нуждается в постоянном контроле взрослого.
∙ Конфликтует со сверстниками, не хочет прислушиваться к мнению партнеров
по игре, отказывается от выполнения общих правил, если они препятствуют его
интересам и возможности получить выигрыш.
∙ Не умеет сдерживать свои непосредственные побуждения и желания,
проявляет равнодушие к другим (сверстникам, близким), если их просьбы или
эмоциональные, физические состояния препятствуют осуществлению задуманного или
желаемого в данный момент.
∙ Часто невнимателен к указаниям старших, не замечает своих промахов и
недостатков, критикует других, использует дразнилки и прозвища в общении со
сверстниками.
∙ Жалуется на нарушение правил поведения другими детьми, свои промахи
связывает только с виной других детей.
Труд:
Труд взрослых и рукотворный мир.
Самообслуживание и детский труд.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует)
∙ Ребенок активен в стремлении к познанию разных видов труда и профессий,
применению техники, современных машин и механизмов в труде.
∙ Бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых,
стремится участвовать в труде взрослых.
∙ Самостоятелен, инициативен в самообслуживании.
∙ С готовностью участвует со сверстниками в разных видах повседневного и
ручного труда; при небольшой помощи взрослых планирует трудовой процесс,
проявляет настойчивость, добивается нужного результата.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и
родителей
∙ Интерес ребенка к труду неустойчив.
∙ Представления о труде взрослых, их профессиях поверхностные, недостаточно
отчетливые.
∙ Нет выраженного стремления к самообслуживанию, ребенок самостоятельно
не следит за своим внешним видом.
∙ В общем труде с детьми часто просто играет, не видит необходимости
повседневного труда.
∙ Результативность труда низкая, отношение к результату личностно не
выражено, часто бросает выполнение трудового поручения, если что-то привлекло
внимание, переводит труд в игру с инструментами и материалами.
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Достижения ребенка (Что нас радует)
∙ Представления ребенка о безопасном поведении достаточно осмысленны,
может привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях,
установить связи между неправильными действиями и их последствиями для жизни.
∙ Ребенок умеет:
— соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном
зале;
— пользоваться под присмотром взрослого опасными бытовыми предметами
(ножницы, иголки и пр.) и приборами;
— быть осторожным при общении с незнакомыми животными;
— соблюдать правила перехода дороги, правильно вести себя в транспорте.
∙ Избегает контактов с незнакомыми людьми на улице; вступает в разговор с
незнакомыми людьми только в присутствии родителей.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и
родителей
∙ Ребенок не проявляет интереса к освоению правил безопасного поведения, не
может установить причинно-следственных связей между опасностью и характером
поведения в ситуации.
∙ Часто действует неосторожно, сам может становиться источником
возникновения опасных ситуаций в спортивном зале, во взаимодействии со
сверстниками, получает травмы.
∙ Обращает внимание на правила безопасного поведения только по указанию и
напоминанию взрослого.
∙ Затрудняется рассказать, как себя надо вести в обстоятельствах, угрожающих
жизни и здоровью, к кому обратиться за помощью.
∙ Проявляет доверчивость по отношению к незнакомым людям, без разрешения
родителей вступает в общение, принимает угощение, уходит вместе с незнакомым
человеком по его приглашению
мир вокруг ребенка
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего
мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.
2. Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы
познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования
и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне
видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание,
классификация.
3. Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять,
приводить примеры и аналогии.
4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру
(природе, людям, предметам).
5. Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах
детской деятельности.
6. Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных
отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений
взрослых и детей.
7. Развивать представления ребенка о себе, своих умениях, некоторых
особенностях человеческого организма.
8. Развивать представления о родном городе и стране, гражданско-
патриотические чувства.
9. Поддерживать стремление узнавать о других странах и народах мира.
Содержание образовательной деятельности
Развитие сенсорной культуры
Различение и называние всех цветов спектра и ахроматических цветов (черный,
серый, белый), оттенков цвета (темно-красный, светло-серый), 3—5 тонов цвета
(малиновый, лимонный, салатный, бирюзовый, сиреневый...), теплых и холодных
оттенков.
Различение и называние геометрических фигур (круг, квадрат, овал,
прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция), освоение способов воссоздания фигуры
из частей, деления фигуры на части; освоение умения выделять (с помощью взрослого)
структуру плоских геометрических фигур (стороны, углы, вершины).
Использование сенсорных эталонов для оценки свойств предметов (фуражка
темно-синяя, значок в форме ромба, стакан глубже чашки, книга тяжелее тетрадки).
Освоение умений выделять сходство и отличие между группами предметов.
Проявление умения сравнивать предметы, выделять 3—5 признаков сходства и
отличия, группировать предметы по разным основаниям преимущественно на основе
зрительной оценки; различать звуки (музыкальные звуки по разным характеристикам:
высоте, тембру, громкости, длительности; звуки родного языка).
Формирование первичных представлений о себе, других людях
Развитие интереса к людям разного пола и возраста. Овладение пониманием особенностей проявления характерных мужских и женских качеств, умениями
оценивать поступки людей разного пола с учетом гендерной принадлежности.
Освоение разнообразия мужских и женских имен, происхождения некоторых имен,
имени и отчества. Освоение представлений о многообразии социальных ролей,
выполняемых взрослыми. Понимание труда людей как основы создания богатства
окружающего мира.
Освоение представлений о себе и семье: о своих имени, фамилии, поле, возрасте,
месте жительства, домашнем адресе, увлечениях членов семьи, профессиях родителей.
Овладение некоторыми сведениями об организме, понимание назначения отдельных
органов и условий их нормального функционирования.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,
многообразии стран и народов мира
Освоение представлений о своем городе (селе) — названия родного города
(села), его особенностях (местах отдыха и работы близких, основных
достопримечательностях). Освоение представлений о названии ближайших улиц,
назначении некоторых общественных учреждений города (села) — магазинов,
поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Понимание особенностей правил поведения
в общественных учреждениях города.
Проявление интереса к родной стране. Освоение представлений о ее столице,
государственном флаге и гербе. Освоение представлений о содержании основных
государственных праздников России, ярких исторических событиях, героях России.
Понимание многообразия россиян разных национальностей — особенностей их
внешнего вида, одежды, традиций. Развитие интереса к сказкам, песням, играм разных
народов. Развитие толерантности по отношению к людям разных национальностей.
Понимание того, что все люди трудятся, чтобы жить счастливо и сделать свою страну
богатой и счастливой.
Освоение представлений о других странах и народах мира. Понимание, что в
других странах есть свои достопримечательности, традиции, свои флаги и гербы.
Развитие интереса к жизни людей в разных странах. Понимание того, что люди из
разных стран стремятся беречь Землю и дружить.
Ребенок открывает мир природы
Увеличение объема представлений о многообразии мира растений, животных,
грибов. Умение видеть различия в потребностях у конкретных животных и растений
(во влаге, тепле, пище, воздухе, месте обитания и убежище). Обнаружение признаков
благоприятного или неблагоприятного состояния природных объектов и их причин (у
растения сломана ветка, повреждены корни, листья опутаны паутиной).
Сравнение растений и животных по разным основаниям, отнесение их к
определенным группам (деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые)
по признакам сходства. Установление сходства между животными, растениями и
человеком (питается, дышит воздухом, двигается и т. д.) и отличия (думает, говорит и
т. д.).
Представления о неживой природе как среде обитания животных и растений, ее
особенности (состав, качества и свойства). Особенности жизни живых существ в
определенной среде обитания.
Установление последовательности сезонных изменений в природе (смена
условий в неживой природе влечет изменения в жизни растений, насекомых, птиц и
других животных) и в жизни людей. Понимание причин этих явлений.
Накопление представлений о жизни животных и растений в разных
климатических условиях: в пустыне, на севере (особенности климата, особенности
приспособления растений и животных к жизни в пустыне, на Севере).
Установление стадий роста и развития хорошо знакомых детям животных и растений, яркие изменения внешнего вида и повадок детенышей животных в процессе
роста.
Развитие представлений о природных сообществах растений и животных (лес,
водоем, луг, парк), их обитателях, установление причин их совместного существования
(в лесу растет много деревьев, они создают тень, поэтому под деревьями произрастают
тенелюбивые кустарники, травы и грибы и т. д.).
Понимание разнообразных ценностей природы (эстетическая, познавательная,
практическая природа как среда жизни человека).
Осознание правил поведения в природе.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует)
∙ Ребенок проявляет разнообразные познавательные интересы, имеет
дифференцированные представления о мире, отражает свои чувства и впечатления в
предпочитаемой деятельности.
∙ Активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной
инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет
догадку и сообразительность в процессе их решения.
∙ Знает название своей страны, ее государственные символы, проявляет интерес
к жизни людей в других странах.
∙ Рассказывает о себе и своей семье, собственных увлечениях, достижениях,
интересах.
∙ Проявляет интерес к жизни семьи, уважение к воспитателям, интересуется
жизнью семьи и детского сада.
∙ Хорошо различает людей по полу, возрасту, профессии (малышей,
школьников, взрослых, пожилых людей) как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.
∙ Хорошо знает свои имя, фамилию, возраст, пол.
∙ Проявляет интерес к городу (селу), в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской жизни.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и
родителей
∙ Отсутствует интерес к окружающему миру (природе, людям, искусству,
предметному окружению).
∙ Не сформированы возрастные эталонные представления, представления о мире
поверхностны, часто ошибочны.
∙ Ребенок не способен самостоятельно организовать поисково-
исследовательскую деятельность, не выделяет результат познания.
∙ Не проявляет положительного отношения и интереса к людям, к их жизни в
семье и в детском саду.
∙ Затрудняется в различении людей по полу, возрасту, профессии как в реальной
жизни, так и на иллюстрациях.
∙ Социальные представления о родной стране и других странах мира
ограничены.
∙ Познавательный интерес к социальному миру, городу, стране снижен.
Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем
Использование приемов сравнения, упорядочивания и классификации на основе
выделения их существенных свойств и отношений: подобия (такой же, как..; столько
же, сколько...), порядка (тяжелый, легче, еще легче...), включения (часть и целое).
Понимать и находить, от какого целого та или иная часть, на сколько частей разделено
целое, если эта часть является половиной, а другая четвертью.
Овладение умениями пользоваться числами и цифрами для обозначения
количества и результата сравнения в пределах первого десятка.
Освоение измерения (длины, ширины, высоты) мерками разного размера,
фиксация результата числом и цифрой. Освоение умения увеличивать и уменьшать
числа на один, два, присчитывать и отсчитывать по одному, освоение состава чисел из
двух меньших.
Проявление умения устанавливать простейшие зависимости между объектами:
сохранения и изменения, порядка следования, преобразования, пространственные и
временные зависимости.
Речь
Содержание образовательной деятельности
Владение речью как средством общения и культуры
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи
Развитие речевого творчества
Обогащение
.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте
Знакомство с книжной культурой, детской литературой
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует)
∙ Ребенок проявляет познавательную и деловую активность в общении со
взрослыми и сверстниками, делится знаниями, задает вопросы.
∙ Инициативен и самостоятелен в придумывании загадок, сказок, рассказов.
∙ С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими
пользуется.
∙ Замечает речевые ошибки сверстников, доброжелательно исправляет их.
∙ Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими
словами и понятиями.
∙ Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
∙ Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные
качественные характеристики звуков в слове (гласный — согласный), место звука в
слове.
∙ Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, сочиняет загадки.
∙ Отвечает на вопросы по содержанию литературного произведения,
устанавливает причинные связи.
∙ Проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики
и жанра, внимание к языку литературного произведения.
∙ Различает основные жанры: стихотворение, сказка, рассказ, имеет
представления о некоторых их особенностях.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и
родителей
∙ Ребенок не проявляет инициативы в общении со сверстниками.
∙ Допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в
самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого.
∙ Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа.
∙ В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы
сверстников).
∙ Затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-
доказательством.
∙ Допускает отдельные грамматические ошибки.
∙ Имеются существенные недостатки звукопроизношения.
∙ Речь невыразительна.
∙ Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги.
∙ Интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо.
∙ Ребенок не может назвать любимых литературных произведений.
∙ Различает сказку, рассказ и стихи на интуитивном уровне, объяснить их
отличий не может.
Эстетическое воспитание
Представления и опыт восприятия произведений искусства
Декоративно-прикладное искусство разных видов (игрушки, утварь, одежда,
предметы быта) и разных областей России; технологии изготовления, назначение,.
Графика как вид изобразительного искусства. Книжная, прикладная графика.
Назначение иллюстрации — сопровождение текста. Специфика труда художника-
иллюстратора, технологии создания иллюстрации. Художники-анималисты,
сказочники-иллюстраторы.
Живопись: представления о жанрах живописи: натюрморт, пейзаж, автопортрет,
жанровая живопись; восприятие разных образов по содержанию, настроению,
средствам выразительности. Авторская манера некоторых художников-живописцев.
Специфика скульптуры.Архитектуры.
Посещение музея.
Изобразительно-выразительные умения
Продолжение развития умений выделять главное, используя адекватные
средства выразительности.
Использование цвета как средства передачи настроения, состояния, отношения к
изображаемому или выделения главного в картине; свойства цвета (теплая, холодная
гамма), красота, яркость насыщенных или приглушенных тонов. Умения тонко
различать оттенки (развитое цветовое восприятие). Умения подбирать фон бумаги и
сочетание красок.
Развитие умений передавать многообразие форм, фактуры, пропорциональных
отношений. В изображении предметного мира: передавать сходства с реальными
объектами; при изображении с натуры передавать характерные и индивидуальные
признаки предметов, живых объектов; при изображении сказочных образов передавать
признаки необычности, в сюжетном изображении передавать отношения между
объектами, используя все средства выразительности и композицию: изображать
предметы на близком, среднем и дальнем планах, рисовать линию горизонта; в
декоративном изображении создавать нарядные, обобщенные образы; украшать
предметы с помощью орнаментов и узоров, используя ритм, симметрию в
композиционном построении; украшать плоские и объемные формы, предметные
изображения и геометрические основы.
Технические умения
В рисовании: применение разнообразных изобразительных материалов и
инструментов (сангина, пастель, мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных
размеров, гелевые ручки, витражные краски, уголь, фломастеры).
Умения создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления,
разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон.
Пользоваться палитрой; техникой кистевой росписи; передавать оттенки цвета,
регулировать силу нажима на карандаш.
Освоение разных изобразительных живописных и графических техник: способы
работы с акварелью и гуашью (по сырому), способы различного наложения цветового
пятна, техникой пера, тушевки, штриховки, оттиска, монотипии, «рельефного»
рисунка, способов рисования кистью.
В аппликации: использование разнообразных материалов: бумаги разного
качества и свойств, ткани, природных материалов и веществ, бросового материала.
Знакомство с техниками симметричного, ажурного вырезания; разнообразными
способами прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации. Создание
разнообразных форм. Последовательность работы над сюжетной аппликацией; умения
создавать коллажи.
В лепке: использование разнообразных и дополнительных материалов для
декорирования. Умения лепить конструктивным и смешанным способом; создавать
многофигурные и устойчивые конструкции; создавать объемные и рельефные
изображения; использовать разные инструменты: стеки, штампы, постамент, каркасы;
передавать фактуру, сглаживать поверхность предмета; вылепливать мелкие детали.
В конструировании из разнообразных геометрических форм, тематических
конструкторов: развитие умений анализировать постройку, выделять крупные и
мелкие части, их пропорциональные соотношения. Создание построек, сооружений с
опорой на опыт освоения архитектуры: варианты построек жилого, промышленного,
общественного назначения, мосты, крепости, транспорт, сказочные постройки;
придумывание сюжетных композиций. Создание построек по заданным теме,
условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям. Знакомство с некоторыми
правилами создания прочных, высоких сооружений, декорирования постройки.
Конструирование из бумаги: создание интересных игрушек для самостоятельных игр с
водой и ветром. Освоение обобщенных способов конструирования из бумаги; чтение
схем сложения. Освоение приемов оригами. Конструирование из природного и
бросового материалов: умения выделять выразительность природных объектов,
выбирать их для создания образа по заданной или придуманной теме. Освоение
способов крепления деталей, использования инструментов.
Стремление к созданию оригинальных композиций для оформления
пространства группы, помещений к праздникам, мини-музея и уголков, пространства
для игр. Освоение несложных способов плоского, объемного и объемно-
пространственного оформления. Использование разных материалов для создания
интересных композиций; умения планировать процесс создания предмета. Развитие
умений работы с тканью, плетение: разрезание, наклеивание, заворачивание, нанесение
рисунка, декорирование элементами; изготовление простых игрушек.
Обыгрывание изображения, стремление создавать работу для разнообразных
собственных игр, в подарок значимым близким людям.
Развитие умений сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения
коллективных творческих работ. Развитие умений адекватно оценить результаты
деятельности, стремиться к совершенствованию умений, продуктов деятельности,
прислушиваться к оценке и мнению взрослого.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует)
∙ Ребенок высказывает предпочтения, ассоциации; стремится к самовыражению
впечатлений; эмоционально-эстетически откликается на проявления прекрасного.
∙ Последовательно анализирует произведение, верно понимает художественный
образ, обращает внимание на наиболее яркие средства выразительности, высказывает
собственные ассоциации.
∙ Различает и называет знакомые произведения по видам искусства, предметы
народных промыслов по материалам, функциональному назначению, узнает некоторые
известные произведения и достопримечательности.
∙ Любит по собственной инициативе рисовать, лепить, конструировать
необходимые для игр объекты, подарки родным, предметы украшения интерьера.
∙ Самостоятельно определяет замысел будущей работы, может ее
конкретизировать; уверенно использует освоенные техники; создает образы, верно
подбирает для их создания средства выразительности.
∙ Проявляет творческую активность и самостоятельность; склонность к
интеграции видов деятельности.
∙ Демонстрирует хороший уровень технической грамотности; стремится к
качественному выполнению работы; к позитивной оценке результата взрослым.
∙ Принимает участие в процессе выполнения коллективных работ.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и
родителей
∙ Интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве ярко не
выражен.
∙ Ребенок неуверенно различает, называет некоторые знакомые произведения по
видам искусства, предметы народных промыслов.
∙ Демонстрирует невысокий уровень творческой активности, недостаточно
самостоятелен; затрудняется определить тему будущей работы.
∙ Создает маловыразительные образы; демонстрирует относительный уровень
технической грамотности, создает схематические изображения примитивными
однообразными способами.
Художественная литература
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует)
∙ Ребенок проявляет стремление к постоянному общению с книгой.
∙ Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной
тематики или жанра; называет любимые тексты, объясняет, чем они ему нравятся.
∙ Знает фамилии 3—4-х писателей, названия их произведений, отдельные факты
биографии.
∙ Способен устанавливать связи в содержании произведения, понимать его
эмоциональный подтекст.
∙ Использует средства языковой выразительности литературной речи в процессе
пересказывания и придумывания текстов.
∙ Активно и творчески проявляет себя в разных видах художественной
деятельности, в сочинении загадок, сказок.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и
родителей
∙ Интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо, ребенок
предпочитает общению с книгой другие занятия.
∙ Литературный опыт ограничен произведениями из круга чтения детей более
младшего возраста.
∙ Ребенок не может назвать своих любимых литературных произведений.
∙ Не знает жанров литературных произведений.
∙ Пассивен при обсуждении книги, в драматизациях и других видах
художественной деятельности.
∙ Монотонно и с длительными паузами читает стихи, плохо пересказывает
знакомые тексты, отказывается от придумывания загадок, участия в литературных
играх.
Музыка
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует)
∙ У ребенка развиты элементы культуры слушательского восприятия.
∙ Ребенок выражает желание посещать концерты, музыкальный театр.
∙ Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах музыки.
∙ Проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности.
∙ Активен в театрализации.
∙ Участвует в инструментальных импровизациях.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и
родителей
∙ Ребенок не активен в музыкальной деятельности.
∙ Не распознает характер музыки.
∙ Поет на одном звуке.
∙ Плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении с
музыкой.
∙ Не принимает участия в театрализации.
∙ Слабо развиты музыкальные способности.
Физическое развитие
Достижения ребенка (Что нас радует)
∙ Двигательный опыт ребенка богат (объем освоенных основных движений,
общеразвивающих, спортивных упражнений).
∙ В двигательной деятельности ребенок проявляет хорошую выносливость,
быстроту, силу, координацию, гибкость.
∙ В поведении четко выражена потребность в двигательной деятельности и
физическом совершенствовании.
∙ Ребенок проявляет стойкий интерес к новым и знакомым физическим
упражнениям, избирательность и инициативу при выполнении упражнений.
∙ Имеет представления о некоторых видах спорта.
∙ Уверенно, точно, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняет
упражнения, способен творчески составить несложные комбинации (варианты) из
знакомых упражнений.
∙ Проявляет необходимый самоконтроль и самооценку, способен
самостоятельно привлечь внимание других детей и организовать знакомую подвижную
игру.
∙ Мотивирован на сбережение и укрепление своего здоровья и здоровья
окружающих его людей.
∙ Умеет практически решать некоторые задачи здорового образа жизни и
безопасного поведения.
∙ Готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку,
обработать ее, обратиться к взрослому за помощью).
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и
родителей
∙ Двигательный опыт ребенка беден (малый объем освоенных основных
движений, общеразвивающих и спортивных упражнений); плохо развита крупная и
мелкая моторика рук.
∙ В двигательной деятельности ребенок затрудняется проявлять выносливость,
быстроту, силу, координацию, гибкость.
∙ В поведении слабо выражена потребность в двигательной деятельности.
∙ Не проявляет интереса к новым физическим упражнениям, избирательности и
инициативы при выполнении упражнений.
∙ Неуверенно выполняет упражнения, не замечает ошибок других детей и
собственных. Интересуется простыми подвижными играми, нарушает правила,
увлекаясь процессом игры.
∙ Слабо контролирует способ выполнения упражнений, не обращает внимания
на качество движений, не проявляет интереса к проблемам здоровья и соблюдению в
своем поведении основ здорового образа жизни.
∙ Представления о правилах личной гигиены, необходимости соблюдения
режима дня, о здоровом образе жизни поверхностные.
∙ Ребенок испытывает затруднения в самостоятельном выполнении культурно-
гигиенических навыков, в уходе за своим внешним видом, вещами и игрушками.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме для старшей группы "Здоровый образ жизни!"
Собрание проходит в виде игры - соревнования между детьми и их родителями. Цель: Определить актуальность проблемы "Здоровья" в наше время, выявить причины, мешающие ребенку быть здоровым, выбрать путь...
Презентация родительского собрания в нетрадиционной форме для старшей группы "Здоровый образ жизни!"
Презентация к родительскому собранию в нетрадиционной форме для старшей группы "Здоровый образ жизни"...
семейное итоговое мероприятие (родительское собрание) - досуг "ДОРОГОЙ ЗНАНИЙ" для старшей группы детского сада
Итоговое мероприятие, которое раскрыввает знания, умения и навыки детей. Подводит этоги учебной деятельности детей. Помогает родителям новым взглядом увидеть своего ребенка. Объединяет и вдохновляет н...
Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме для старшей группы "Здоровье - это движение".
Автор: Зотова Юлия Викторовна. МБДОУ «Детский сад №28» с осуществлением деятельности по физическому воспитанию детей. Нижегородская область, город Дзержинск.Данный материал буде...
Родительское собрание «Воспитание любви к природе» старшая группа
Форма проведения: игра – путешествие.Цель: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формиро...
Родительское собрание «Секреты психологического здоровья» в старшей группе
помочь родителям понять своих детей; способствовать проявлению заботы о психологическом здоровье своего ребенка....
Конспект родительского собрания совместно с детьми в старшей группе на тему: "Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыки"
Конспект родительского собрания совместно с детьми в старшей группе на тему: "Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыки"...